Sports.ru
В итоговом обзоре Sports.ru рассуждает об особенностях китайского гостеприимства, не перестает удивляться феноменальности литовских достижений и гениальной игре, которую подарили болельщикам заокеанские звезды, а также вспоминает самые интересные события олимпийского баскетбольного турнира.
Знаменосцы
Впервые в истории Олимпийских игр сразу пятерым представителям баскетбольного мира была оказана честь нести флаг страны на церемонии открытия. Словно соревнуясь в том, чей представитель окажется самым высоким, Аргентина, Германия, Китай, Литва и Россия поручили это ответственное дело соответственно Эмануэлю Джинобили, Дирку Новицки, Яо Мину, Шарунасу Ясикявичюсу и Андрею Кириленко. Столь приятная для всех любителей «лучшей игры с мячом» тенденция, к большому сожалению, сыграла и против российской команды. В очередной раз сказалось так называемое «проклятие знаменосца»: тот, кто несет флаг на параде, предваряющем соревнования, часто остается без медали. Единственным из пяти, кому все-таки досталась медаль (да и то лишь бронзовая), стал Ману, причем он-то как раз в борьбе непосредственно за нее участия не принимал: южноамериканская команда заканчивала турнир без лидера, выбывшего с рецидивом травмы лодыжки.
Икона
Если ЛеБрона Джеймса считают Королем в Соединенных Штатах, то Кобе Брайант утвердился в массовом сознании как новый император Китая, не только переплюнув всех партнеров по сборной, но и покусившись на популярность самого Яо. В своей любви к звездному защитнику «Лос-Анджелес Лейкерс» китайцы дошли до абсурда. Едва ли не каждая прогулка Брайанта заканчивалась тем, что он «оставлял» на пекинских улицах то серьгу, то цепочку, то еще какую-нибудь мелочь. Восторженные поклонники не отставали от калифорнийской звезды ни на шаг, не останавливаясь ни перед чем в клептоманских притязаниях. «Кобе пора переезжать в Китай, – пошутил по этому поводу Кармело Энтони. Думаю, он легко мог бы стать тут премьер-министром или мэром Пекина».
Приключения поджидали Брайанта уже по прилете в Поднебесную. Прибыв в Китай на частном самолете, он около часа не получал разрешения его покинуть из-за того, что начальник аэропорта ждал застрявшего в пробках сына, который всю жизнь мечтал взять автограф у баскетболиста.
Исключительное внимание к лидеру «Лейкерс» ни в коей мере не контрастировало с его ролью на площадке. Конечно, из всех американских команд за историю Олимпийских игр лишь сборная, десантировавшаяся в 1956 году в Мельбурне, в большей степени ориентировалась на одного игрока. Что не случайно, учитывая, что этим игроком был сам Билл Расселл. Хотя нынешняя команда явно не страдала от недостатка колоритных фигур, талант Брайанта явно не затерялся в россыпи ярчайших мастеров. Хотя он и не забивал так много, как обычно за «Лейкерс», в самые нужные команды он тащил партнеров за собой, обрушивая безжалостные трехочковые выпады на головы испанцев, аргентинцев и австралийцев. Тогда как его практически безупречное взаимодействие в защите с ЛеБроном и Джейсоном Киддом, безусловно, стало знаковым для нынешней американской команды. Кобе не солировал в этой команде, как некогда делал Расселл. Да это и невозможно, учитывая состав нынешней «дрим-тим». Пекинские Игры отчетливо показали одно: в этом сезоне Кобе как никогда близко подошел к заветной цели – к тому, чтобы занять нишу величайшего баскетболиста планеты, оставшуюся пустовать после ухода Майкла Джордана. Кажется, китайцы это осознали одними из первых…
Открытия
Олимпиада подарила нам самого молодого баскетболиста, завоевавшего медаль Игр, в лице юного испанского вундеркинда Рикки Рубио. «Не знаю, удастся ли мне еще когда-нибудь сыграть в финале Олимпиады. Это похоже на сон. Четыре месяца назад я не знал, буду ли включен в состав олимпийской сборной. Немногим игрокам выпадает такой шанс. Не важно, тебе 17 или 28 лет, но чувства одинаковы. Ведь финал может быть первым и последним в жизни», – сказал Рикки после феерического финала, в котором он без всякого уважения к почтенному возрасту затерзал аксакала Джейсона Кидда. Под стать ему выступил и новобранец «Мемфиса» Марк Газоль, заявивший о себе в полный голос и встревоживший неожиданными подвигами самого Брайанта. Последний, насмотревшись на то, как уверенно или, вернее, просто нагло Марк идет на защитников (чего стоит хотя бы его бросок через Яо, которым он перевел игру в овертайм) пожалел, что «Лейкерс» не смогли заполучить сразу обоих братьев. Хотя при оборонительных действиях особенного блеска Марк не проявил, запомнившись лишь множеством фолов и всего двумя блоками, вне всякого сомнения, для многих он стал одним из откровений турнира.
Помимо представителей Пиренейского полуострова, в главные открытия Игр стоит включить и двух юных защитников из Австралии: то, что показали 20-летний Патрик Миллс и 23-летний Брэд Ньюли, несколько скрасило посредственное выступление сборной. Второкурскник из коллежда «Сент-Мэри» запомнился гениальным дриблингом и скоростными данными, которые оставляли в дураках даже сверхзвуковых защитников США, а игрок греческого «Панеллиниоса» проявил недюжинные снайперские качества, демонстрируя на протяжении соревнований 70 процентов попаданий со средней дистанции и около 50 – после атак с периметра. Наконец, нельзя не отметить еще одного новобранца «Мемфиса», Хамеда Хаддади. 23-летний центровой тегеранского «Саба Бэттэри» отчаянно сражался за честь страны, в итоге став одним из лучших на турнире по подборам, и зубами вырвав право играть в американской лиге вопреки положениям законодательства США, запрещающим любые деловые контакты с представителями персидской державы.
Неудачники
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что одним из главных разочарований прошедшего турнира стала сборная Германии, сделавшая ставку на тандем Дирка Новицки и Криса Камана. Если последний вовсе провалил соревнования, расстреляв весь боезапас против беззащитных ангольцев, то Дирк сражался аки лев, но, поняв, что один в поле не воин, как-то взгрустнул и «сдулся». Особенно сильно эмоциональная усталость немецкого гренадера проявилась в концовке встречи с хозяевами Игр, определившей судьбу его сборной на турнире. В течение последних минут Новицки умудрился дважды запороть ключевые атаки, что позволило хозяевам забронировать место в плей-офф. Он ошибся в нападении, совершив необязательную потерю, после которой И Цзянлянь увеличил преимущество до трех очков. А сразу после этого – когда играть оставалось всего 18 секунд – лидер «Дирк-тим» промазал из выгодной позиции, заставив звенеть дужку кольца. Финальные ляпы, по всей видимости, подытожили успешную международную карьеру белокурого гиганта.
Поступок
После того, как накануне иранский пловец Мохаммед Алирезали отказался участвовать в предварительном заплыве с израильтянином Томом Беери, отдельного слова заслуживают послематчевые объятия между израильским американцем Дэвидом Блаттом и иранским центровым Самадом Никхахом. Жест доброй воли имел место после того, как капитан иранской сборной на вопрос израильского же журналиста о напряженных отношениях между двумя странами сказал: «Мы приехали сюда ради спорта, а не выяснения отношений».
Юбилей
Безусловно, отдельно следует выделить выдающееся достижение, которое установила литовская сборная: вот уже пятую Олимпиаду кряду миниатюрная Литва с населением 3,6 миллиона жителей уверенно попадает в четверку лучших баскетбольных держав мира. Можно еще вспомнить, что и в победу сборной СССР на Олимпиаде-88 в Сеуле огромный вклад внесли Арвидас Сабонис, Римас Куртинайтис, Вальдемарас Хомичюс и Шарунас Марчюленис. «В Литве баскетбол сродни религии, – объясняет этот феномен Робертас Явтокас. – Не думаю, что подобное существует в какой-либо другой стране». «Когда мы собраны, то у нас хорошая команда, – рассуждает Шарунас Ясикявичюс. – А если нет, то мы играем так, как во встрече с Австралией. Не думаю, что сегодня мы показали все, на что способны. Мы сильно выступали и в Сиднее, и в Афинах. Но все решается в течение 40 минут. Впрочем, мы не жалуемся. В некоторых видах спорта кропотливый труд четырех лет определяется по каким-то десяти секундам». Хотя кропотливая работа литовской сборной, ведомой великолепно проявившими себя Ясикявичюсом и Шишкаускасом, в итоге не принесла им медали, невероятное достижение литовцев стало одним из самых запоминающихся на турнире.
Матч
Одним из самых захватывающих противостояний турнира стала встреча между греческой и аргентинской дружинами. Сойдясь на четвертьфинальной стадии, соперники обрушили друг на друга мощные удары, стараясь отвечать уколом на укол. Слаломные проходы, контратакующие выпады, разящие дальнобойные попадания и хитроумные позиционные атаки: этот матч подарил разнообразие технико-тактического арсенала и был отмечен потрясающим желанием игроков обеих команд не отпустить соперника на расстояние более трех очков. Греки, для которых игра стала лучшей на всем турнире, сопротивлялись до последних секунд, не сгибаясь под трехочковой бомбардировкой, которой их беспощадно подвергали южноамериканские стрелки. Даже когда «бомба» Джинобили вывела его партнеров на пять очков вперед (80:75) менее чем за минуту до конца, ничтоже сумняшеся греки бросились вперед и были вознаграждены за старательность сумасшедшим попаданием «от забора» Панайотиса Василопулоса. Но всему хорошему, как известно, приходит конец, и надежды на положительный результат растаяли вместе со смазанной попыткой с периметра, предпринятой на последних секундах Василисом Спанулисом. Несмотря на поражение, греки стали одним из главных сюрпризов турнира, проявив признаки жизни по возвращении из мадридского небытия.
Обещание
Рассуждая о том, насколько тяжело ударил по Испании разгром от американцев на групповом этапе, Руди Фернандес заметил, что столь существенная разница была незаслуженной: «Конечно, сложно состязаться с такой командой, как США. Ошибки, которые мы сделали тогда, многому научили нас, и я уверен, что мы не повторим их снова. В гипотетическом финале против американской сборной мы отдадим все, чтобы победить». То, что за стандартным набором слов стояло нечто большее, показал тот самый заключительный поединок, который стал одним из украшений Игр в Пекине и одним из самых красивых в истории Олимпиад. Вдохновенные действия 23-летнего защитника «Портленда», время от времени взрывавшего игру сумасшедшими «трехами» и молниеносными проходами, позволили его партнерам сопротивляться до последнего и, показав выдающийся баскетбол, уйти с площадки с высоко поднятыми головами.
Символ
Эти Игры запомнят как возрождение или, если угодно, «камбэк» американской команды. Хотя нынешние «звездно-полосатые» упорно открещиваются от лавров «команды-мечты», их сборная это тоже мечта просто потому, что подарила две недели удивительного зрелища, аналоги которому можно увидеть только в «понарошечном» Матче всех звезд. Можно сравнивать сколько угодно сборные 1992 и 2008 годов, но такие сопоставления бесперспективны, ведь исторический момент неповторим. Роль той команды была огромна, поскольку ее фантастические выступления перевернули представление о баскетболе и стали моментом рождения той игры, которую мы знаем сейчас.
Сегодняшнюю сборную называют «командой-искуплением». Ее тернистый путь к звездам любопытным образом олицетворяет лучший игрок Игр Дуэйн Уэйд. После двух невразумительных сезонов, нескольких серьезных травм и кучи свалившихся на «Майами» поражений «Вспышка» вышел из флоридского пламени преображенным, в течение всего месяца показывая стабильно яркий и высокорезультативный баскетбол.
Символическая пятерка (версия Sports.ru)
Дуэйн Уэйд – Руди Фернандес – Кобе Брайант – Луис Скола – По Газоль
Источник
http://www.sports.ru/olympics2008/5579711.html