Спорт-Экспресс
Российские ликования по поводу долгожданного расширения нашей квоты в Евролиге продолжались считаные часы
В среду вечером, всего через сутки после того, как во Франции на заседании Ассамблеи ULEB родился новый проект реформы турнира (32 команды вместо 24, спортивный принцип отбора вместо долгосрочных лицензий, три российских клуба вместо одного и т.д.), исполнительный директор Евролиги Жорди Бертомеу учинил парижским "революционерам" жесткую отповедь в Москве.
Наиболее интересные из его высказываний вы могли прочесть во вчерашнем номере "СЭ". Сегодня мы публикуем интервью Бертомеу целиком, но ясности от этого больше не стало. Слова президента РФБ Сергея Чернова, во вторник радостно отрапортовавшего о прорыве России в европейскую баскетбольную элиту, как повисли следующим вечером в воздухе, так там до сих пор и висят. Даже с учетом его нового, вчерашнего интервью. В заявлениях Бертомеу и Чернова есть только одно важное совпадение: второй клуб помимо ЦСКА в Евролиге-2009/10 у России наверняка будет. В остальном — полный разнобой. И поди теперь пойми: кто из двоих действительно знает, о чем говорит, а кто выдает желаемое за действительное?
Первое, что приходит на ум по старинной российской привычке: ну вот, опять наши господа чиновники сели в глубокую лужу. Однако в данном случае делать из РФБ посмешище я бы не спешил. Потому что одним из главных инициаторов парижского "бунта" наряду с Россией стала испанская лига АСВ (это, кстати, отмечает и Бертомеу). Президентом этой лиги и президентом ULEB является один и тот же человек — Эдуардо Портела.
Напомню расшифровку аббревиатуры ULEB — Союз европейских баскетбольных лиг. Эта организация образовалась в 1991 году, а на рубеже второго и третьего тысячелетий стала инициатором раскола в европейском баскетболе. С 2000 года ULEB стала проводить свою, независимую от Международной федерации, Евролигу, затем организовала второй турнир — Кубок ULEB — и довольно быстро переманила в эти соревнования все лучшие клубы континента. Лишь недавно, после нескольких лет жесткой конфронтации, ULEB и FIBA-Europe пошли на мировую, и в баскетбольной Европе воцарился мир...
Как выяснилось — ненадолго. Если во времена холодной войны ULEB и администрация Евролиги выступали единым фронтом, воспринимались как единое целое и вникать в тонкости отношений между ними никому и в голову не приходило, то сейчас ситуация, похоже, изменилась. Для того чтобы это понять, достаточно сопоставить несколько цитат. Из Бертомеу, который на короткий вопрос корреспондента "СЭ": "Что решает ULEB?" — отвечает еще более коротким и хлестким: "Я не знаю". Из опубликованного вчера в "СЭ" комментария к ситуации вокруг Евролиги генерального директора ЦСКА Андрея Ватутина: "Если 10 лет назад европейский баскетбол пережил раскол между ULEB и FIBA-Europe, то сейчас назрели разногласия внутри руководства ULEB. Это очень, очень тревожит". И наконец, новое интервью Чернова, который признал: в европейском баскетболе образовалась новая "линия разлома", и проходит она между двумя испанцами — Бертомеу и Портелой.
Первый утверждает, что сегодняшняя Евролига уже практически не зависит от ULEB. Мол, как клубы решат, так и будет. Кстати, интересно: зачем клубу, уже входящему в "закрытое общество" под названием Евролига, голосовать за реформы, которые могут сделать это общество куда менее закрытым и лишить данный клуб членства в этом обществе? Незачем! В результате получается этакий почти неуязвимый замкнутый круг, разорвать который отнюдь не просто. Что ULEB, что кому-либо другому. Кстати, что такое, в сущности, ULEB? Независимое объединение спортивных чиновников, руководящих отдельными, не связанными друг с другом напрямую национальными турнирами. Если завтра этого союза не станет, баскетбольный мир вряд ли перевернется.
Однако за спиной у Портелы стоит самая мощная из этих национальных лиг — чемпионат Испании. АСВ на данный момент гораздо успешней Евролиги — что со спортивной точки зрения (в плане среднего уровня команд, непредсказуемости, упорной борьбы), что с экономической (то есть прибыли). Неправильное распределение между странами квот, изменить которые очень трудно по самой процедуре, завело Бертомеу и К° в тупик. А что касается финансов... Помните, кто спонсировал Евролигу ULEB за время ее существования? Сначала телекоммуникационная компания Telefonica, затем Банк Каталонии, теперь... Даже упоминать не хочется. Типа греческой турфирмы, вчистую завалившей размещение болельщиков (в том числе наших, армейских) на последнем "Финале четырех". А что касается предыдущих спонсоров, то штаб-квартиры и "Телефоники", и Catalunya Caja находятся как раз в Барселоне. Там же, где и штаб-квартира Евролиги.
Смысл-то простой: после местной "Телефоники" и местного же банка число серьезных компаний, готовых вкладывать без серьезной отдачи десятки (именно десятки, а не единицы) миллионов долларов в баскетбольную Евролигу и находящихся от Бертомеу фактически за углом, свелось к нулю. Нет в Каталонии больше богатых дураков. Не-ту. И именно из-за их отсутствия Евролига оказалась в финансовом тупике.
Если нет денег — их надо искать. А где искать деньги в европейском баскетболе? Конечно, в России! И представители Евролиги действительно ездили сюда и пытались продавать так называемые лицензии В. Что бы ни говорил Бертомеу, это я знаю точно: ездили и продавали! За семизначные суммы — разумется, не в рублях. Не напрямую, а вроде как с умом. По специальным схемам через посредников-псевдоспонсоров. Но все равно не продали. Грубо говоря, были посланы. Не потому, что денег нет, хотя речь шла о суммах, сравнимых с годовым бюджетом среднего клуба российской суперлиги. А потому, что непонятно было, за что платить. Возьмем даже, к примеру, вариант складчины: за дополнительное место в Евролиге платят все российские команды, которые реально могут на него претендовать: "Динамо", "Химки", "Триумф", УНИКС... А в итоге куш срывает только один клуб, и затраты остальных вылетают в трубу. Не в нашу — газовую, а буквально...
То, что никто не даст нам пару-тройку дополнительных мест в Евролиге просто так, за здорово живешь, — это понятно. То, что Евролига эта находится в полной... пардон, в кризисе — тоже понятно. Все остальное — сиюминутные слова. Не больше. Давайте подождем юридических результатов.
Источник
http://www.sport-express.ru/art.shtml?166962