Владимир Агабабьян: «Если бы «Гагарин» не вышел в финал Мирового тура сейчас, это случилось бы через год» 26  октября  2018

РФБ
Завтра в Пекине стартует итоговый турнир года — финал Мирового тура с участием 12 сильнейших команд планеты по баскетболу 3х3. В их числе впервые будет представитель России — сборная U23, выступающая в Про-туре под названием «Гагарин».
В Пекине команда собралась рано утром в среду по местному времени и получила три полноценных дня на адаптацию. О подготовке к финалу Мирового тура и об ожиданиях от второй за месяц поездки в Китай с официальным сайтом РФБ поделился главный тренер «Гагарина».

— История «Гагарина» насчитывает меньше шести месяцев — она началась с майского сбора национальных команд в Новогорске. Если бы полгода назад вам сказали, что сейчас вы будете в Пекине на финале Мирового тура, какой была бы реакция?

— Наверное, все-таки не удивился бы. А просто продолжил работать. Я верю, что любой труд рано или поздно приносит результат. И то, что происходит с «Гагариным» сейчас — не более, чем закономерный успех. Прямо пропорциональный количеству работы, проделанной всеми: игроками, тренерами, административным штабом. Когда приложено столько усилий, результат не заставит себя ждать.

Что касается финала Мирового тура — была и такая цель, но, скорее, на перспективу. Все-таки полгода назад команда только образовалась, и на тот момент нашей основной целью было выступление в Лиге наций U23. О том, что в этой же возрастной категории пройдет Кубок мира, который мы в итоге выиграли, стало известно позже. Да и с «мастерсами» тоже все сложилось удачно для нас.

Сначала просто проводили серию турниров в рамках подготовки к Лиге наций. Одним из них стал Moscow Open, который мы неожиданно для многих выиграли — и таким образом отобрались на «мастерс» в Прагу. Выступили удачно и там. Потом попали на «мастерс» в Дебрецен, выиграв Кубок России. А на еще один этап Мирового тура — в Хайдарабад — получили wild card благодаря содействию РФБ. Именно благодаря 50 баллам, набранным в Индии, мы сейчас и играем в финале. Но если бы этого не случилось в нынешнем сезоне, случилось бы позже — например, в следующем. Это логичный итог нашей работы.

— Если «итог», значит, цель уже достигнута? В Пекине команда сыграет без психологического давления, без оглядки на результат?

— Установки «поиграть и покайфовать» — точно не будет. Мы не для того проделали такой длинный путь в Пекин, чтобы просто здесь поприсутствовать. А для того, чтобы показать максимальный результат. Турнир 12 сильнейших команд мира — отличная возможность посмотреть, чего мы на самом деле стоим. Некоторые ведь до сих пор думают, что мы случайно здесь оказались. Будем доказывать, что это не так. И стараться не подвести страну, которая следит за нашими выступлениями. Не хочется ударить в грязь лицом перед ней.

— На финал Мирового тура «Гагарин» отправился в новой экипировке, стилизованной под униформу космонавтов. Как вам идея?

— Об этой идее РФБ уже слышал заранее, но и ее реализация очень понравилась. Все детали — к месту: и нашивки с фамилиями в стиле экипажа МКС, и флаг, и эмблема РФБ 3x3, и напоминание о нашей миссии попадания на Олимпиаду в Токио… Качественная работа — приятно, что люди так «заморочились». Опять же к разговору о том, что хорошая работа дает хороший результат.

— Вы — игрок национальной сборной России. Но в лучшей команде страны – «Гагарине» — вы не выходите на площадку, а исполняете роль тренера. Нет тут какой-то ревности? Желания доказать, что вы и как игрок еще «можете».

— Я не в том возрасте, чтобы кому-то что-то доказывать. Прекрасно знаю и свои возможности, и возможности команды. На сегодня «Гагарин» — это сборная России U23, в которую меня с самого начала приглашали как тренера. И я доволен, что моя тренерская работа — какие-то тактические, технические задумки — дает свои плоды. Здорово, что пока все задуманное получается. И сейчас — очень важный момент сезона. Но это не значит, что надо задирать нос и думать, что они всего уже добились. Победа на молодежном Кубке мира и выход в финал Мирового тура — это все малюсенькие шаги. И кто знает, что там, впереди?

— И все-таки у вас уже был опыт выступления на площадке с игроками «Гагарина» — в составе команды Warface на Кубке России. Как это было?

— Мы с ребятами уже хорошо знаем друг друга, и влиться в состав мне было несложно. Как и для них понять, кто с ними на площадке. Мы понимаем друг друга с полуслова, рисунок игры не ломается.

— Значит, были бы не против сыграть с ними еще? В Мировом туре, например.

— Посмотрим, как сложатся обстоятельства. Это будет зависеть и от моего состояния, и от нужд команды. Поддержать ребят я всегда готов. После возвращения из Пекина сразу начну готовиться к следующему сезону. Если скажут: «Вова, надо сыграть» — я буду готов. Конечно, хотелось бы поучаствовать и в «мастерсах». Но если это не потребуется — ничего страшного.

— Как вам в Пекине? Адаптация проходит успешно? На Кубке мира в Сиане в начале месяца вы жаловались на проблемы со сном.

— Из Москвы долетели хорошо, довольно быстро. В Пекине нас хорошо встретили, помогли с трансфером и размещением. Местные организаторы, с которыми мы сотрудничали еще в Сиане, очень стараются. Да и со сном в этот раз дела получше, чем месяц назад.

— Уже пришло ощущение важности момента? Или мандража перед большим турниром.

— Если вы спрашиваете о моем личном отношении, то для меня это просто очередной турнир. Да, он итоговый, но это никак не давит. Нужно выходить и показывать себя, выкладываться максимально. Будь то финал Мирового тура, рядовая игра обычного турнира на «Рижке» или даже тренировка — не имеет значения. Ты выходишь и делаешь то, что нужно. Всегда необходимо выдавать максимум того, что ты имеешь. Тогда и результата добьешься.

— А какой результат в Пекине сочтете приемлемым?

— Не могу назвать какое-то конкретное место. Для меня главное — чтобы команда показала достойную игру и характер. Чтобы стыдно за себя не было.

Что касается турнирного положения, есть только первое место — и все остальные. Никто не запоминает тех, кто стал на турнире вторым, третьим, пятым или десятым. Всегда нужно стремиться к максимальному результату. Конечно, не нужно себя обманывать и говорить, что мы должны непременно победить в Пекине. Ты просто должен выкладываться в каждом матче. И если сделал это, то место, которое ты занял — оно твое по праву. Если не доволен им — уходишь работать и возвращаешься еще сильнее. И даже если стал чемпионом — есть к чему стремиться. Ведь удержаться на вершине сложнее, чем подняться.

— «Гагарин» сыграл на трех «мастерсах» — и на всех показал совершенно разные результаты: выход в финал, невыход из группы, выход в плей-офф. С чем это связано? Юношеская нестабильность?

— Первый «мастерс» в Праге получился удачным в том числе потому, что незадолго до него мы сыграли там же в Лиге наций. Когда ехали в Чехию во второй раз, сами еще не понимали, что такое «мастерс». Да и нас никто не знал: что это за ребята, что они могут? Так что, может, и недооценка со стороны соперников сыграла свою роль — это, конечно, не относится к игре с «Инаномо» в группе. Плюс мы все-таки помоложе «Амстердама» и «Пирана», с которыми играли в плей-офф, сил у нас побольше. Ну, а в финале встречались с сильнейшей на тот момент командой мира – «Нови-Садом». И во многом сами себе не дали побороться за победу.

Второй турнир — в Дебрецене — мы начинали с квалификации, в которую попали через победу в Кубке России. В отборе были тяжелые игры, и в основной турнир мы попали одним броском. После чего в тот же день — два сложнейших соперника в основной сетке, «Рига» и «Белград». С обоими мы «цеплялись», имели хорошие шансы на выход из группы. Но четыре матча за полдня — все-таки тяжело.

На «мастерсе» в Хайдарабаде уже все понимали, кто мы такие. Вышли из группы со второго места, хотя боролись за первое — немного поторопились в овертайме с «Лиманом», хотели сразу выиграть. Но почувствовали, что теперь соперники настраиваются на нас уже совершенно иначе. И сейчас в каждой игре нужно чем-то удивлять.

— Как прошли несколько недель между Сианем и Пекином?

— Победа на Кубке мира U23 — это великолепно. Мы все помним, что она была, но она уже в прошлом. Это «было», это не «есть». Поэтому перед финалом Мирового тура она уже забыта. Подготовка к Пекину получилась немного смазанной, но это, наверное, лучшее, на что мы могли рассчитывать. Как вы знаете, у Александра Зуева и Кирилла Писклова начался клубный сезон 5x5 в Суперлиге. Так что мы провели небольшой сбор в Новогорске, где от «Гагарина» были только Саша Антониковский и Стас Шаров. Приехали помочь Шалва Шаташвили, Руслан Хабиров, другие ребята. Так что в полном составе потренироваться смогли только в Пекине — благо была возможность прилететь пораньше.

— Финал Мирового тура — это вроде бы тоже «мастерс», но с другой стороны — нечто большее. Чего ждете от этого турнира, где все соперники будут выше вас в рейтинге?

— В рейтинге мы, может, и пониже, но в любом случае внутри топ-10 — топ-12 команды примерно одного уровня. И цена одной ошибки одинаково высока для всех. Это то, к чему ты шел весь сезон, других соревнований уже не будет. На мой взгляд, в таких турнирах все решает характер. Умение не жалеть себя, «умирать» на площадке.

— Что нужно «Гагарину», чтобы, наконец-то, обыграть «Ригу», с которой мы попали в одну группу? И что скажете о другом сопернике — сербском «Земуне»?

— С «Ригой» у нас пока баланс 0-4, но если сравнить наши первые игры с недавними — это небо и земля. Есть определенный план на эту игру, как и на действующих чемпионов Мирового тура из «Земуна». Соперники очень серьезные, никакой недооценки и быть не может.

Но это не значит, что выйдем и будем смотреть, как ребята в баскетбол играют. Чемпион ты или «андердог» — надо показывать, чего ты стоишь. И, конечно, нужна удача — в этом виде спорта немаловажный момент.
Источник https://russiabasket.ru/news/34842/vladimir-agababyan-esl...