Sports.ru
Президент ЦСКА Андрей Ватутин в интервью Eurodevotion рассказал о новой экономической политике клуба, кадровых решениях и работе с Димитрисом Итудисом. Вашему вниманию представляем перевод с итальянского (оригинал можно найти здесь).
— Вы были одним из первых руководителей клубов, которые заговорили о сокращении бюджета в самом начале пандемии. Тем не менее, вы смогли сформировать выдающуюся команду, подписав отличных игроков. В то же время ЦСКА расстался с некоторыми важными игроками ради подписания контрактов с Николой Милутиновым и Торнике Шенгелией, и продления контрактов с Майком Джеймсом, Дэниэлом Хэкеттом и Дэрраном Хиллиардом. Были ли «жертвы» запланированными?
— Пандемия многому всех научила, особенно тому, что что любые планы могут пойти прахом из-за общего изменения ситуации, из-за финансовых вопросов, из-за новых законодательных ограничений, из-за решений Правительств. Потому нет смысла говорить о том, каковы были наши изначальные планы: они были скорректированы неоднократно. Сейчас, действительно, многие высоко оценивают нашу работу по формированию состава, хотя я неоднократно повторял, что реальную оценку можно будет давать только по итоговому результату. Эта работа была сопряжена с болезненными потерями. И если Кайл Хайнс сам принял решение сменить команду, то расставания с нашим ветераном Андреем Воронцевичем и здорово проявившим себя в минувшем сезоне Ховардом Сант-Россом были обусловлены исключительно экономическими факторами. Терять этих игроков нам очень не хотелось.
— В недавнем интервью Вы сказали, что цифры вашего бюджета находятся в общем доступе и никто другой не предоставляет эту информацию. Не считаете ли Вы, что все команды Евролиги должны последовать вашему примеру? По крайней мере, придавая огласку информацию о зарплатах игроков за вычетом налогов, чтобы информация в европейском баскетболе стала более доступной и прозрачной.
— Главное, чего мне бы хотелось – это равных условий для каждого из клубов. Довольно сложно находиться в ситуации, когда вся Европа показывает на тебя пальцем, называя богатеем, и не видит цифр в остальных континентальных суперклубах. Мы не пытаемся никому подавать пример, лишь следуем правилам, установленным Лигой ВТБ. Цифры нашего бюджета абсолютно прозрачны, мы регулярно отчитываемся перед проверяющими органами. При этом мы понимаем, что реального экономического соотношения мы не увидим из-за различий в налоговых системах, в источниках финансирования и способах выплат игрокам (существовании во многих странах «имиджевых» контрактов). Что касается информации о зарплатах игроков, сделать ее открытой можно только по соглашению с самими игроками. Например, при помощи профсоюза. Ведь в большинстве европейских стран такие сведения считаются конфиденциальными.
— Давайте вернемся к теме сокращения бюджета (по Вашим словам, на 25-30%). Некоторые европейские комментаторы с иронией говорили, что это невозможно, учитывая подписание Милутинова и Шенгелии. Можно ли сказать, что плюс от ухода из клуба Куфоса, Бэйкера, Кулагина, Сент-Роса, Воронцевича и Хайнса, с учетом денег, полученных от его продажи в Милан, в сумме составляет больше, чем расходы на зарплаты новичков? Или сокращение все же меньше 25-30%?
— Мы практически сохранили зарплатный баланс, поскольку команду покинули сразу несколько дорогостоящих игроков. Вынужденная экономия в этом году не только качественная, но и количественная: в минувшем сезоне у нас было 17 игроков в ростере, в этом – 14, причем двое из них – вчерашние юниоры. При этом, соглашусь, на фоне общего сокращения бюджета кадровых мер было мало. Клуб сократит многие операционные расходы. Также мы активно работаем над увеличением доходной части, над поиском новых спонсоров. В теории мы приобрели в качестве игроков, потеряли в количестве, уже не будет такой длинной скамейки, поэтому очень важно пройти сезон без травм.
— Я бы хотел затронуть важный, по моему мнению, вопрос, об Аэрофлоте и чартерных рейсах. ПБК ЦСКА и «Химки» – два клуба, которые испытывают наибольшие трудности во время поездок на выездные игры, за исключением игр против «Зенита» и «Жальгириса». Такие дальние рейсы занимают много времени, гораздо больше, чем рейсы в Центральную и Западную Европу. Может ли это негативно сказаться на выступлении ЦСКА в сезоне, и как Вам, Димитрису Итудису и тренерскому штабу удаётся справляться с этой проблемой? По вашему мнению, не должна ли Евролига заключить договор с какой-нибудь авиакомпанией и, таким образом, спонсировать перелёты всех команд, чтобы они все были в равных условиях?
— Было бы здорово, если бы от Евролиги удалось получить помощь в этом вопросе, хотя, конечно, я считаю это малореальным. Проблема для нас не новая, мы живем в таком режиме на протяжении всего существования клуба. В этом сезоне из-за ухода «Аэрофлота», конечно, придется еще сложнее. Вы правы, это добавляет головной боли тренерскому штабу, заставляет изменять график подготовки, более внимательно следить за физическим состоянием игроков, искать возможности дать команде дополнительные выходные. В то же время, когда открыты все авиасообщения, у нас больше возможностей удобно перемещаться по Европе, чем, скажем, у команд из Казани, Нижнего Новгорода и Краснодара, также выступавших в Евролиге. Изменить географию нам не по силам, ха-ха.
— Давайте поговорим о Димитрисе Итудисе. Во время нашего интервью после поражения в полуфинале в Белграде (Финал четырех в 2018 году) Вы сказали, что Вам необходимо внимательно рассмотреть работу каждого члена команды. Почему Вы приняли решение оставить Димитриса Итудиса на посту главного тренера?
— Лето 2018-го было очень непростым. От нас привычно ждали многого, и неудача лишь добавила давления на команду и руководство. Проще всего было сделать резкие и жесткие шаги. Гораздо сложнее – взять паузу, все тщательно взвесить, подойти к ключевым решениям с холодной головой. Мы много говорили с Димитрисом. Я не раз говорил, что мы верим в нашего главного тренера, прекрасно видим все его профессиональные качества. Димитрис пообещал, что мы будем гордиться этой командой. И сдержал слово.
— Расскажите что-нибудь, что мы еще не знаем, о Димитрисе Итудисе как о человеке. Что вам понравилось в работе с ним?
— Не уверен, что могу сказать что-то новое. Я ценю Димитриса за то, что он очень честный, прямой человек. Он не станет вести какие-то разговоры у тебя за спиной, всегда в лицо выскажет то, что его по-настоящему волнует. К тому же Димитрис буквально живет делами клуба, постоянно думает о баскетболе, о том, что поможет всем нам стать еще лучше.
— По моему мнению, Итудис – лучший тренер в Европе на данный момент. Благодаря своей гибкости ему удаётся работать со многими игроками разного плана. Скажите, в этом ли заключается секрет, ‘’который позволяет вырастить новое поколение чемпионов’’, как любит говорить сам тренер?
— Итудис – достаточно жесткий тренер, но в то же время он много общается с игроками. Для него важно выстроить правильные взаимоотношения, не оставлять недосказанностей, внимательно и аргументированно объяснять свои идеи. Мне кажется, это лучший подход для работы с современным поколением игроков.
— Все мы помним Ваши знаменитые объятия с Димитрисом Итудисом после победы в «Финале четырёх в Витории». Как бы Вы описали их одним словом? Я бы сказал, что Вы самый эмоциональный президент баскетбольного клуба, который живёт игрой и переживает за свою команду как никто другой.
— Одним словом? Мы его уже произносили. «Гордость». И за команду, которая добилась этой победы, пройдя через столько испытаний, и за тренера, который сдержал обещания, и за себя, потому что выбрал правильный путь. Эта победа была значимым моментом для меня и для каждого в нашей команде. Я оставался на арене до тех пор, пока последний человек не ушел оттуда. Это чемпионство много значило для меня, для Москвы, для России. Что касается эмоций, один из моих друзей, который был в Витории, сказал мне через час после финального матча: «Сегодня вечером ты стал чемпионом дважды». «Почему?», – спросил я. Он сказал: «Прежде всего, вы выиграли титул. Второе – с тобой не случился удар».
— Поговорим о прошлогоднем переходе Майка Джеймса. Многие журналисты скептически относились к его будущему в ЦСКА, говоря о его настрое. Но вам удалось доказать, что в хорошей команде опытный тренер может найти общий язык и успешно работать практически с любым игроком. Мы видим, что Майк отлично подходит ЦСКА. Почему Вы с Димитрисом Итудисом всё-таки решили подписать контракт с Джеймсом?
— Летом 2019-го Майк появился на рынке довольно неожиданно: мало кто предполагал, что «Милан» решится избавиться от лучшего бомбардира минувшего сезона. Есть такая поговорка – плохая репутация приходит раньше тебя, мы много слышали о его поступках, но решили доверится своим собственным ощущениям. Поговорили с людьми, которые хорошо знают Джеймса, и пришли к выводу, что он способен на многое в правильном окружении. Майк говорит, что отлично чувствует себя в ЦСКА, и мы счастливы этому, ведь он один из самых талантливых игроков, выступающих сейчас в Европе.
— Недавно Евролига опубликовала правила, которые должны соблюдать все клубы для возобновления сезона. Не считаете ли Вы, что применение этих правил на практике окажется достаточно трудной задачей в связи с тем, что в лиге участвуют клубы из 10 разных стран?
— Я уже говорил о том, что в условиях пандемии многие планы приходится постоянно корректировать. Евролига это прекрасно понимает. Сейчас нам необходимы, скорее, не правила, а четкие протоколы действий на разные случаи развития ситуации. Это главное, над чем мы работаем все вместе.
— Судя по всему, в последнее время увеличивается количество заболевших COVID-19. По-прежнему существует много сомнений насчет старта нового сезона. По моей информации, комиссия Евролиги обсудит положение дел в начале сентября. Возможен ли вариант начала нового сезона по примеру ‘’пузыря’’ НБА (создание изоляционной зоны для игроков и проведения матчей) или такой сценарий не осуществим из-за наличия национальных лиг (команда из изоляционной зоны не сможет участвовать в матчах в своей стране)?
— Фактически вы сами ответили на свой вопрос. Клубы играют в нескольких разных турнирах. Евролига внимательно следит за ситуацией, за изменениями в ограничениях. Что-то предсказывать сложно, но я надеюсь, что мы сможем начать сезон в режиме, близком к нормальному. Хотя сейчас в это верится с трудом, по-прежнему в силе множество ограничений.
— Заключительный вопрос. После ухода Кайла Хайнса, который идеально подходил для роли капитана, многим любопытно, кто станет следующим и когда вы объявите об этом. Нового капитана будете выбирать Вы вместе с главным тренером или это будет решение команды?
— Вы правы, Кайл был практически идеальным капитаном – одновременно классным игроком, настоящим бойцом, обладателем твердого характера, отличным человеком, добрым другом. Найти его копию, конечно, не удастся. Но у нас есть несколько парней, которые достойны называться капитаном ЦСКА – Никита Курбанов, Уилл Клайберн, Дани Хэкетт, Семен Антонов, Майк Джеймс. Мы с тренером планируем поговорить и с кандидатами, и с другими игроками, понять общий настрой. После этого примем решение – ближе к старту официального сезона.
Источник
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/cskabasket/2822413.html