Сергей Панов: Каким будет баскетбол после окончания пандемии коронавируса 10  мая  2020

БК «Нижний Новгород»
Генеральный менеджер БК «Нижний Новгород» Сергей Панов стал гостем баскетбольного ток-шоу «Дай пять!» Он, а также Павел Астахов, генеральный директор «Химок», Сергей Богуславский, президент пермской «ПАРМЫ» и Александр Новожилов, президент Федерации баскетбола Москвы и МЛБЛ поговорили о том, что изменится в российском баскетболе после пандемии коронавируса.
Как обстоят дела с финансированием клубов.
Может ли выжить профессиональный спорт без поддержки государства и спонсоров.
Появится ли в ближайшее время новое поколение талантливых. российских баскетболистов.
Нужен ли лимит на легионеров в отечественном баскетболе.
Обязательно посмотрите всю беседу, а мы представим вам главные цитаты Сергея Юрьевича.


Каково текущее финансовое состояние БК «Нижний Новгород»?

— У «Нижнего Новгорода» есть три источника финансирования: спонсорские деньги, бюджетные деньги и собственные средства, которые зарабатывает клуб. Начну с последнего — собственных доходов сейчас нет, поскольку билеты не продаются, реклама не идет, трансферы приостановлены. По спонсорам — одна компания выполнила 25% обязательств и пока не готова выплачивать остальное из-за существующей ситуации в стране и мире. Вторая компания заморозила 100% платежей и вернется к переговорам только после окончания пандемии. Надеюсь, что эти деньги нам все-таки поступят.
Самым надежным источником финансирования на сегодняшний день являются бюджетные деньги. На них клуб и живет. Нам пришлось договориться с игроками о сокращении зарплат сезона 2019-2020 на 15% и сейчас разговариваем о сокращении уже подписанных контрактов на сезон 2020-2021.

План правительства — уйти от бюджетного финансирования профессиональных клубов. К каким структурным изменениям в баскетболе это приведет?
— При таком подходе останется четыре-пять клубов: ЦСКА, Зенит, Химки, Локомотив, возможно, УНИКС. Все остальные в той или иной степени зависят от бюджета, поэтому это решение станет для них тяжелым ударом.
Может ли баскетбольный клуб перейти на самообеспечение за счет трансферов игроков?
— Перейти на самообеспечение сложно. У нас в клубе был удачный момент в 2014 году, когда мы вышли в финал Единой Лиги ВТБ. Трансферная стоимость всех игроков возросла. Кто-то ушел из клуба за большие деньги, кто-то нет. С тех пор мы пытаемся восстановить эту традицию, растим новых ребят, которыми впоследствии могут заинтересоваться большие клубы. Однако в баскетболе нет такого правила, как в футболе, когда игрок переходит в другой клуб за трансферную стоимость. У нас все пытаются забрать игрока уже по истечению его контракта. Выкупы, как таковые, клубы не делают.
В этом заключается работа менеджера — угадать, когда нужно отпустить игрока. При этом всегда есть конфликт между руководством и тренером. Тренер хочет сохранить сильного игрока, руководству может казаться, что его стоит продать, чтобы получить за него деньги. У нас в клубе вырастают игроки уровня сборной России. Сейчас идет уже вторая волна — Иван Стребков и Антон Астапкович пробились в национальную команду. На подходе молодые ребята третьей волны, через какое-то время все о них услышат.

Мы стараемся вести эту работу, но жить на деньги от трансферов раскрывшихся в клубе игроков в нашем виде спорта тяжело, поэтому и нужна поддержка от спонсоров и государства.

Может ли собственная арена привлечь дополнительный заработок для клуба?
— Своя арена — это дополнительные расходы на содержание. В Нижегородской области существует закон, по которому профессиональные клубы платят не за аренду площадки, а за коммунальное содержание во время ее использования. Это порядка 300 тысяч рублей плюс дополнительные расходы на монтаж и демонтаж паркета и всех необходимых конструкций. Поэтому иметь свою собственную арену исключительно для баскетбольного клуба накладно. Арена должна зарабатывать, и если мы ее берем в свое собственное содержание, то тогда должны заниматься совершенно другими вещами, не связанными напрямую с нашим видом спорта. Это уже другой профиль, и с ним надо разбираться.
Конечно, своя арена должна быть новой и комфортабельной, чтобы люди могли прийти, расслабиться и получить удовольствие. Сейчас наши болельщики, как и пермские, приходят из-за большой любви к своей команде, потому что комфорта на арене минимум. Строительство арен — это выход. Мы видим, как люди ходят на баскетбол в Краснодаре, в Калининграде появилась новая арена, «Сибур» заполняется в Питере. Поэтому вопрос о строительстве и грамотном использовании арен стоит на повестке дня.

О продаже пива на матчах.

— Продажа спиртных напитков на массовых спортивных мероприятиях запрещена. Но я знаю, что в Госдуме сейчас обсуждают закон о разрешении. Может быть, к новому сезону он уже выйдет. Если можно будет продавать слабоалкогольные напитки, скорее всего, посещаемость матчей увеличится.

Почему игроки малозаметные в других клубах вдруг раскрываются в «Нижнем Новгороде»?

— Это происходит за счет терпения. У нас в клубе нет такой конкуренции между российскими игроками с легионерами, как в других. Тренер работает, терпит ошибки, прощает недочеты и разбирает их с ребятами. Сами ребята приходят на тренировки раньше, уходят позже. Отсюда и тот результат, который все видят.

Я с самого начала понимал, что талантливые российские ребята по своим данным не хуже сверстников из Европы и США. Вопрос был в том, чтобы правильно их обучить. И для этого я выбрал тренера по фамилии Лукич, который и занимается тем, что обучает талантливых российских ребят играть в баскетбол. Мы с ним договорились терпеть, когда случаются поражения. Зато мы знаем, к чему идем. Важен даже не результат, а процесс, и нам очень приятно наблюдать, как ребята растут, пробиваются в сборную, получают приглашения в топовые клубы. К сожалению, бюджета на то, чтобы сохранить таких игроков, не хватает. Как я уже говорил, тот золотой состав, пробившийся в финал Единой Лиги ВТБ, можно было бы удержать и сделать серьезный боеспособный клуб из россиян уровня Евролиги. Но деньги решают все. С тех пор прошло уже пять лет. Мы по-прежнему идем этим путем и продолжим идти. Воспитываем игроков, обыгрываем большие клубы, кого-то чаще, кого-то реже.

Что делать с нехваткой специалистов, работающих с детьми?

— Когда я завершил карьеру в 2006 году, была организована школа «Пантера». Идея была в том, чтобы обучить детских тренеров. Для этого мы как раз и привезли в Россию и Зорана Лукича, и Сашу Груича. Каждую неделю проходили семинары с ребятами, многие из которых даже не были баскетбольными тренерами. Кто-то был учителем физкультуры, кто-то хотел просто работать в спорте, кто-то окончил университет, но не мог устроится. В итоге школа дала результаты. Многие из тех, кого мы обучали, сейчас работают в клубах, в том числе «Химках» и ЦСКА.

В «Нижнем Новгороде» эта система продолжает действовать. У нас есть сербский тренер, который работает совместно с Зораном Лукичем. Он регулярно ездит по всей области в рамках молодежного проекта «Поколение-НН», объясняет как правильно работать с детьми по своей собственной методике. Так что опыт у нас есть, он применяется в жизни, и мы готовы им делиться.

Нужен ли лимит легионеров?

— Конечно, уровень соревнований с присутствием легионеров повышается. Они добавляют зрелищности для болельщиков и являются примером для российских игроков, хотя случается, что и отрицательным. Мы в «Нижнем» никогда не выбирали лимит, у нас количество иностранцев гораздо меньше допустимого — максимум четверо-пятеро из разрешенных восьми-девяти.

Нам всем нужно растить российских ребят, делать все, чтобы они играли в баскетбол, а не уходили в волейбол или другие виды спорта. Наверное, некий лимит необходим. У нас сейчас может из 12 игроков в заявке не оказаться ни одного российского, потому белорусы и казахов уже не будут считаться легионерами. Наш клуб поддержал бы лимит в разумных пределах.

Есть интересный турнир кубок России, где играют россияне. Из-за того, что в командах Лиги ВТБ выступают иностранцы, он становится непосильным для российских ребят. Они оказываются физически не готовы к таким нагрузкам, поскольку привыкли играть по 10-15 минут, а тут в формате Финала Четырех — два дня подряд по 35 минут. Сил не хватает, идут травмы.

Восемь и девять легионеров в Единой Лиге ВТБ — это перебор.

Будет ли Сергей Панов участвовать в выборах президента РФБ?

— Планов по выдвижению своей кандидатуры на пост президента РФБ у меня нет. Все силы и нервы уходят на то, чтобы «Нижний Новгород» продолжал существовать. Готов поддержать кандидата с конструктивной позицией.
Источник http://www.nn-basket.ru/news/?ELEMENT_ID=32225

Метки новости

коронавирус