Д. Блатт: Был уверен, что команда меня не уронит 18  сентября  2007

Спорт-Экспресс
Главная заслуга в успехе сборной России принадлежит ее главному тренеру
— А вчера вы спорили со мной, что вы — не волшебник. Разве произошедшее — не чудо?

— (Смеется.) Чудо заключается в том, что израильский тренер возглавил русскую команду, а золотые медали ей принес бросок американского игрока...

Ну а если серьезно, то я каждый день пытался убедить ребят: нет ничего сверхъестественного в том, чтобы завоевать путевку на Олимпийские игры. Конечно, где-то мы ошибались, а где-то, наоборот, принимали правильные решения. С самого начала отборочного европейского турнира многие не верили в нашу команду. Но мы сумели опровергнуть мнение всех скептиков. Мы говорили о наших задачах каждый день — и игроки наконец поверили, что они действительно способны на многое. Никаких особенных секретов у нас нет. Никакого волшебства. Мы просто стремились к тому, чтобы в каждом матче демонстрировать командную игру. И у нас это получалось. Никто не может сказать, что Россия не заслужила победу. Мы по очереди обыграли все сильнейшие команды Старого Света. И обыграли по делу.

Огромное спасибо всем, кто верил в нашу команду и помогал ей. Всему штабу сборной, федерации, журналистам, болельщикам. Это наша общая победа. Каждый вложил в нее все, что мог.

Огромный вклад в успех принадлежит Сергею Тараканову. Его победный опыт передался нашим молодым игрокам. Ну а про его блестящие организаторские способности можно говорить очень долго.

— Сборная Испании была безусловным фаворитом всего чемпионата. За счет чего удалось все-таки ее превзойти?

— За счет характера и веры в собственные силы. И хорошей реализации нашего плана на игру. Я верил, что российская сборная готова бороться за победу — независимо от всех внешних обстоятельств. Мы не позволили испанцам набирать легкие очки из-под кольца. Обратите внимание на их процент двухочковых бросков — и сразу все станет ясно. Соперники промахивались не сами — их вынуждала к этому наша сверхагрессивная защита. Испанцы, которые на этом чемпионате набирали по 80 — 90 очков, в матче с нами не набрали даже 60!

За испанцев болели пятнадцать тысяч человек. А может быть, и больше. Но мы знали, что в России перед телевизорами сидят миллионы наших болельщиков. И что они очень нуждаются в этой победе и ждут ее.

— Соперники уже в первой четверти создали приличный очковый задел. Как удалось догнать испанцев?

— Мы часто меняли нашу систему обороны, порой применяя смешанный вариант зонной и персональной защиты. И при этом старались действовать максимально агрессивно. Особенно нам удалось отзащищаться в самой концовке, когда мы пару раз вырвали мяч из рук соперников. (Смеется.) Да что я вам рассказываю, вы все сами прекрасно видели. Потом Джей. Ар. взял мяч, бросил — и Россия выиграла чемпионат. Как видите, ничего сверхсекретного.

— До этого Холден несколько раз промахнулся. Почему именно он завершал нашу решающую атаку?

— Он сам подошел ко мне и сказал — тренер, я знаю, что смазал несколько бросков, но готов взять на себя ответственность. И игровая ситуация сложилась таким образом, что совершать последний бросок действительно выпало именно ему! И он не подвел — как не подводил нас и до этого на протяжении всего турнира. Заслуга Холдена — не только в том, что он забил золотые два очка. Равно как и в четвертьфинале против Франции, где два его штрафных предопределили нашу победу. Холден великолепный командный игрок. Ему довелось на этом турнире в плей-офф действовать против таких великих разыгрывающих, как Паркер, Ясикявичюс, Кальдерон. И никто из них не смог показать своей лучшей игры. Да, в первой половине сегодняшнего матча Кальдерон играл примерно так же здорово, как и в матче группового турнира против нас. Однако после большого перерыва его удалось остановить... Равно как и Наварро, и Газоля, и прочих суперзвезд испанской сборной.

— Сам по себе выход в финал уже стал огромным достижением для нашей команды. Как удалось убедить ребят не сдаваться по ходу финала даже в, казалось бы, безнадежной ситуации?

— (Улыбается. ) Конечно, серебро чемпионата Европы — это круто. Но перед игрой я сказал ребятам: "Это наш шанс стать частью истории. И мы должны сделать все для того, чтобы этот шанс стал реальностью".

Да, сейчас кажется невероятным, но мы сделали это! Очень долгий и необычайно тяжелый путь... Но каждую дорогу очень важно проходить до конца. Или хотя бы стремиться к этому. Да, Холден сегодня мог промахнуться. А Газоль, наоборот, забить. Победу от поражения отделили всего несколько сантиметров. Но это баскетбол, и в нем всегда есть победитель и проигравший. Кстати, хочу сказать, что тренер Эрнандес создал отличную команду, и я искренне его с этим поздравляю. Да, мы могли сегодня проиграть — но я не стал бы меньше гордиться своими игроками. И все-таки всей нашей работой, нашей верой в самих себя мы заслужили эту победу.

— Вы не раз говорили, что были бы рады попробовать свои силы в НБА...

— Кто знает... В этом мире вообще тяжело что-то предсказывать. Кто мог знать, что мы обыграем сборную Испании на ее площадке в финале чемпионата Европы? У меня отличные отношения с некоторыми тренерами НБА. Например, Майком д'Антони, который раньше работал в "Бенеттоне". Сейчас у меня контракт с "Эфес Пилсеном". Ну а что будет дальше -посмотрим.

— Что стало самым главным фактором, предопределившим победу сборной на чемпионате?

— Самое главное — нам удалось поменять психологию игроков. Сделать так, чтобы они по-настоящему поверили в самих себя.

Конечно, очень важно, что по сравнению с прошлым годом в состав добавился Андрей Кириленко . С ним мы стали играть еще быстрее и защищаться гораздо лучше. Он лидер команды, и в трудные минуты вел ее за собой. Для каждого тренера — счастье иметь в составе такого игрока.

Отдельно хочу сказать о Хряпе. Он провел выдающийся турнир, стал одним из лучших форвардов чемпионата. Да, по сравнению с Кириленко он играет не так броско — меньше блок-шотов и бросков сверху. Но объем работы, которую Виктор проделывал на обеих сторонах площадки, трудно переоценить.

— И у Кириленко, и у Хряпы на этом турнире часто возникали проблемы с фолами. Это следствие того, что оба они являются игроками НБА?

— Такая проблема действительно существовала на протяжении всего турнира. Но что-то сделать с этим было трудно. Возможно, разница в трактовке европейских и американских правил действительно сказывается. И Кириленко, и Хряпа защищаются очень жестко и агрессивно. Кроме того, мы часто используем легкую пятерку, и при таком варианте они вынуждены обороняться против игроков, которые выше и мощнее их. Но они справлялись! Но даже если кто-то из них садился на скамейку за пять фолов, наша игра от этого не разваливалась, не теряла стройность. Игрок, выходящий на паркет вместо Кириленко или Хряпы, действовал в обороне в таком же стиле — жестком и агрессивном. Вообще, у нас в команде очень хорошая взаимозаменяемость. Многие игроки могут "закрывать" сразу несколько позиций.

— Что можете сказать об Антоне Понкрашове, который в финале сыграл больше, чем в любом из предыдущих матчей турнира?

— В этом и есть сила нашей команды. Любой игрок в любой ситуации готов выйти со скамейки запасных и внести в игру перелом. Антон оправдал ожидания. Впрочем, еще раз подчеркиваю: наша победа — заслуга всей команды. В том числе и тех, кто в финальном матче не провел на площадке ни одной минуты.

— Саврасенко перед началом турнира заявлял, что вне зависимости от результата он играть за сборную больше не будет...

— Алексей — эмоциональный парень, который хочет приносить команде максимальную пользу. Разумеется, он и дальше будет выступать за сборную.

— Еще год назад Россия в отборочном турнире бесславно проиграла Бельгии. Превращение нашей команды заставляет вспомнить сказку про Золушку.

— Отлично помню свое состояние после той игры. Собственно, именно тогда я понял, что основные проблемы сборной России — не игровые, а психологические. И только изменив менталитет команды, заставив ее поверить в свои силы, можно было добиться результата. Хотя, конечно, что результат будет ТАКИМ — предположить было трудно. Но мы не просто верили в это, мы работали изо всех сил для того, чтобы сделать эту мечту реальностью.

— Что чувствовали, когда игроки подбрасывали вас к потолку?

— Только бы не уронили! Впрочем, я уже говорил вам, что верю в своих парней в любой ситуации. Не подвели они меня и в этот раз.

— На Олимпиаде нашу команду ждет встреча со сборной США с Леброном Джеймсом, Коби Брайантом, другими суперзвездами. Продолжаем верить в чудеса?

— Чудес не будет. Будет работа. И вера в то, что нам по силам абсолютно все.

— Сколько звонков уже получили с поздравлениями? Президент России Владимир Путин не звонил?

— (Смеется.) Нет. Может быть, пока нет? Наверное, причина в том, что у него нет номера моего телефона. Я бы с удовольствием с ним поговорил.
Источник http://www.sport-express.ru/art.shtml?146315