Российская газета
Накануне сезон в НБА подошел к концу. Судьба чемпионского титула решилась в седьмом матче финального противостояния "Майами" — "Сан-Антонио". Со счетом 95:88 победили игроки "Майами" и во второй раз подряд стали чемпионами.
Любопытно, что одним из участников финала в составе победителей мог стать Тимофей Мозгов. Зимой "Хит" искали центрового, но в итоге подписали контракт с бывшим одноклубником россиянина, ветераном Крисом Андерсеном.
Тимофей остался в "Денвере" и за финалом наблюдал из России, где к нему, несмотря на не самый удачный сезон, все равно повышенное внимание. Радиоэфиры, мастер-классы — в своем плотном графике Мозгов нашел время и для беседы с корреспондентом "РГ".
В команде злились, что не играю
Часто приходят в голову мысли, что при определенных раскладах ты мог бы играть в финале?
Тимофей Мозгов: Честно говоря, нет. Хотя мне постоянно напоминают о том, что я мог бы оказаться на месте Криса Андерсена, который в "Майами" в этом сезоне смотрелся прилично. Зависти точно не испытываю, наоборот, рад за него. Конечно, интересно было бы сыграть в финале. Но это не значит, что я халявщик. Предпочел бы оказаться в средней команде и иметь игровое время, нежели сидеть на скамейке в сильном клубе.
А вообще чувствуешь в себе потенциал играть бок о бок со звездами вроде Леброна Джеймса?
Тимофей Мозгов: А почему нет? Чем, скажите, я хуже того же Андерсена? (смеется).
Для "Денвера" прошедший сезон выдался одним из лучших за последнее время. Чего не скажешь о тебе. Опять травмы, небольшое количество времени...
Тимофей Мозгов: Все равно занесу этот сезон себе в актив. Несмотря на то, что мало играл, получил опыт. Возможно, он не такой положительный, как хотелось бы, но опыт есть опыт. Я многое понял, в том числе и в жизни. Что именно? Не скажу.
"Денвер", как и в прошлом году, попал в плей-офф, но ты там не сыграл ни секунды. Обидно?
Тимофей Мозгов: Не так обидно, я все-таки палец сломал. Мне бы отдыхать недели две, но я палец загипсовал и был готов выйти на площадку в любую минуту. С другой стороны, весь сезон такой был, ничего для меня не изменилось. Из хорошего: травму пальца мне никто не усугубил.
В одном матче через тебя забили "сверху". Этот момент попал во всевозможные хайлайты, и над тобой не смеялся только ленивый. Долго отходил?
Тимофей Мозгов: А что отходить? Меня же не застрелили. Это баскетбол. Чуть-чуть не угадал, проспал и в итоге заплатил за чужие ошибки. Знаю, что много об этом моменте говорилось, но меня это не сильно коснулось. Я в Интернете особо не лазаю, в отличие от отца, который постоянно мне жалуется, что опять про меня плохо написали. Есть такие хейтеры (англ. Hate — ненавидеть), ну и флаг им в руки, Америка — свободная страна. Я же буду выполнять свою работу.
Вообще к критике как относишься?
Тимофей Мозгов: Смотря какая критика. Если она адекватная, то, пожалуйста. Я сам не представляете какой самокритичный. А "этот чурбан не умеет играть, пусть валит из НБА" — такое я просто не замечаю.
Как партнеры по команде относились к твоему простою?
Тимофей Мозгов: Ребята весь сезон меня поддерживали. Есть разные типы отношения. Если ты "баночник" — одно отношение, звезда — другое. Ко мне был третий тип отношения. Вовсе не как к профану. Парни сочувствовали, некоторые реально хотели, чтобы я играл, даже злились на то, что я не выхожу на площадку. Но решение тренера не обсуждается.
Не пытался с ним поговорить?
Тимофей Мозгов: Зачем мне вмешиваться в тренировочный процесс? Совершенно не хочется идти на конфликт. Ладно еще, если бы я был суперзвездой... Все, что мог, я делал: тренировался, бился каждую секунду, которую мне давали.
А сам тренер не стал объяснить, почему ты не играешь?
Тимофей Мозгов: Ничего он не объяснял. Подошел как-то, сказал: очень жаль, что ты не играешь, я сам переживаю.
Как думаешь, он искренне это говорил?
Тимофей Мозгов: Мне кажется, что да. Но все равно: доверяй, да проверяй. В Америке баскетбол — бизнес. А мне хочется более доверительных отношений с наставником.
Галлинари ждет звонка
В этом сезоне Россия в НБА была представлена сразу тремя игроками. Это как-то мотивировало, вдохновляло?
Тимофей Мозгов: Да нет. Просто приятно иной раз поговорить перед игрой с ребятами, сходить вместе на ужин. Ну и интересно следить, что там у них происходит.
И как тебе первый сезон Андрея Кириленко и Алексея Шведа в "Миннесоте"?
Тимофей Мозгов: Если говорить о "Миннесоте" — блестящее начало и невеселый конец. Обидно, но ничего не поделаешь — травмы. По персонам. Кириленко — на высоте. Не скажу, что прыгнул выше головы, но и ниже своего уровня не опустился. Касательно Алексея, мне понравилось, что тренер ему много доверял, и Швед не боялся брать на себя игру. Другое дело, что в первый сезон в НБА от тебя многого никто и не ждет. Все понимают: другая страна, другой баскетбол.
В этом году на драфт собирается Сергей Карасев. Видел его в деле? Что скажешь?
Тимофей Мозгов: Видел, но не могу оценивать его перспективы. Имею очень смутное понятие о том, кто там выходит на драфт, с кем Карасев будет конкурировать . Если говорить об НБА, то, конечно, Сергею сюда пока рановато. Но лучше рано, чем никогда (смеется).
Читал, что перед отъездом в Россию ты навестил в больнице Данило Галлинари. У тебя со всеми в команде такие близкие отношения?
Тимофей Мозгов: Это особый случай. Просто мы с Галлой еще с Нью-Йорка сдружились и с тех пор тесно общаемся. Не мог не повидаться с ним, перед отлетом. Он, к сожалению, сейчас не ходок: может только сидеть или лежать. Вот, скрасил его невеселое существование.
Как насчет того, чтобы позвать его в Россию?
Тимофей Мозгов: Идея такая есть и уже очень давно. Вот в следующем году я его обязательно позову на какое-нибудь мероприятие. Он же только звонка ждет. Надо хорошо подготовиться, тогда кого-нибудь еще, может, захватим.
Дома — только русский язык
Судя по плотности твоего общения, проблем с языком у тебя давно нет...
Тимофей Мозгов: Это действительно так. Хотя я замечаю за собой, что, когда возвращаюсь обратно в США, в первый день приходится втягиваться, немножко вспоминать.
Когда приезжаешь в Россию, еще не чувствуешь себя американцем?
Тимофей Мозгов: Нет, я русский, меня не изменишь. Хотя Америка заставила взглянуть на некоторые вещи по-другому.
С тех пор, как ты два года назад побывал у нас в редакции, у тебя произошло как минимум одно грандиозное событие — родился сын. Как тебе жизнь отца?
Тимофей Мозгов: Тяжеловато (смеется). Я не знаю, как у других отцов, но моя жена большую часть нагрузки берет на себя. Жаловаться не могу, только радуюсь.
Скучаешь в разъездах по сыну?
Тимофей Мозгов: Конечно. Разговариваю с ним по видеосвязи. Сын как меня на экране увидит, сразу к телефону тянется (смеется).
На каком языке общаетесь с ним? К английскому сразу приучаете?
Тимофей Мозгов: Если мы будем и дальше жить в США, будем заставлять сына говорить по-русски. Знаю, у русских ребят были проблемы. К трем-четырем годам ребенок говорит только на английском, а на русском его не заставишь. Приходится требовать: если ребенок что-то хочет, пусть просит на русском языке и никак иначе.
С контрактом пока тишина
Ты постоянно участвуешь в мастер-классах, приезжаешь на детские турниры. Нравится возиться с молодежью?
Тимофей Мозгов: Нравится. Правда, иногда трудно себя заставить, тем более что времени у меня не так много. Но когда начинаешь этим заниматься, видишь радость детей, уже сложно остановиться. Это большое дело: лучше пусть ребята пропадают в зале, а не на улицах или в Интернете.
Язык с детьми легко находишь?
Тимофей Мозгов: А почему бы и не найти. Мячик взял и погнали.
Может, уже и о тренерской карьере мысли проскальзывали?
Тимофей Мозгов: Мысли-то были, но несерьезные. Мельком прошли, но я их откинул. Учитель, тренер — тяжелые, неблагодарные профессии. Посмотрим, что будет дальше, но пока таких планов нет.
В прошлом декабре ты вместе с Антоном Понкрашовым помогал благоустраивать Ботанический сад МГУ. Неожиданно.
Тимофей Мозгов: Понимаете, неправильно, если русский человек уехал в Америку, и о нем ни слуху ни духу. Чтобы держать связь, контактировать с журналистами, участвовать в социальных проектах у меня есть, так сказать, своя команда, группа единомышленников. К нам постоянно поступают различные предложения: если мы чувствуем, что можем помочь, мы это делаем. Так было и с ботаническим садом и с турниром в Краснодаре, который при нашем содействии обрел, так сказать, второе дыхание.
Твой нынешний контракт почти истек. Что дальше?
Тимофей Мозгов: Все задают этот вопрос. Сейчас такая тишина, что я даже не знаю, что сказать. Все ждут первого июля: только тогда можно будет вести переговоры. Сначала, разумеется, все будут ждать, что скажет "Денвер". Я же ограниченно свободный агент.
В сборной все — красавчики
А ведь от того, когда ты подпишешь новое соглашение, зависит твое участие в Евробаскете-2013...
Тимофей Мозгов: Пока не подпишу контракт, но поездка в Словению под очень большим вопросом. Хотя мне очень хочется.
Ты же понимаешь, что в отсутствие Кауна тебя в сборной ждут особенно?
Тимофей Мозгов: Само собой. Но давать пустые обещания мне тоже не хочется. Всегда стремился играть за сборную. Надо понимать, что если я получу травму, то останусь на год, а то и больше без работы. Лучше я позже подъеду, но уже с контрактом на плечах. Я сейчас улетаю в Америку, где буду индивидуально работать с тренером. Поэтому, к Евробаскету планирую подойти в приличной форме, даже если не получится готовиться вместе со сборной.
С Кацикарисом на эту тему уже общались?
Тимофей Мозгов: Да, он адекватно отнесся к моей ситуации. Выразил надежду, что я все же присоединюсь к команде.
Ты как-то сказал, что не знаешь Кацикариса в лицо. А какой он тренер, в курсе?
Тимофей Мозгов: Я не из тех людей, которые фанатично следят за спортивными событиями. Спорта мне и так в жизни хватает. Поэтому я не могу сказать, у какого тренера какая фишка. И к Фоцису это тоже относится, ничего личного.
На что способна сборная России без Кириленко и Хряпы?
Тимофей Мозгов: Трудно рассуждать о сборной, не оказавшись внутри. И потом, все только начинается. Возьмите Блатта: Дэвид почти десять лет строил команду. Сейчас будет новый коллектив, поэтому говорить о перспективах — это все равно что тыкать пальцем в небо. Неизвестно, какой стиль будет прививать Кацикарис, кто ему из игроков понравится и так далее.
Что думаешь о наших основных соперниках в группе греках и турках?
Тимофей Мозгов: Греки — наши вечные конкуренты, мы с ними на всех соревнованиях играем, Турция хоть и неудачно провела последний евробаскет, очень сильная команда. Будет нелегко.
РФБ поставила задачу занять место не ниже шестого и пробиться на чемпионат мира. Нам это по силам?
Тимофей Мозгов: По силам. На той же Олимпиаде никто не ждал, что мы так хорошо сыграем. У нас все ребята — красавчики. Почему бы не удивить всех снова?
Источник
http://www.rg.ru/2013/06/25/mozgov.html