Дмитрий Головин: «Каждый должен выбирать для себя, где ему лучше, искать «свой» клуб» 26  июня  2013

Sports.ru
Баскетболист «Нижнего Новгорода» Дмитрий Головин отпуск традиционно проводит в родной Самаре. Выбрав время для большого интервью, он поделился своим мнением по самым разным проблемам российского и самарского баскетбола. Итоги минувшего сезона, лимит на легионеров, уровень нашего чемпионата, переход Виталия Фридзона и многое другое – в первой части интервью.
«С каждым годом мы идем вперед»

— Прежде всего, давай вспомним минувший сезон. Каким он стал для тебя лично и для «Нижнего Новгорода»?

– Если говорить обо мне, то первую половину сезона я провел нестабильно, получал не так много игрового времени. Но зимой я попал в основную «обойму» и вторую половину провел на хорошем уровне, много играл. Команда тоже выступала не всегда стабильно: из-за травм и, соответственно, ротации состава у нас были определенные «скачки». Но в целом мы показали, считаю, достойный результат. Хотелось бы, конечно, выиграть Кубок России, но здесь нам немного не повезло с расписанием: мы вновь, третий год подряд, попали на Владивосток. В остальном же мы сделали шаг вперед: вышли в плей-офф и прошли там одну стадию в Единой лиге ВТБ, в ПБЛ заняли восьмое место, но только по дополнительным показателям, попав в «закрутку» из четырех команд с одинаковым количеством побед. То есть с каждым годом мы идем вперед.

— Незадолго до окончания сезона ты продлил контракт с клубом еще на два года. Тебя настолько все устраивает в «Нижнем Новгороде» или просто не было других предложений?

– Заинтересованность со стороны клуба в продлении контракта была еще по ходу сезона. Какое-то время мы потратили на обсуждение условий, а потом подписали контракт. В «Нижнем Новгороде» меня действительно все устраивает, сейчас это для меня идеальный вариант: я получаю игровое время, меня устраивают финансовые условия, хороший коллектив…

— Варианта с возвращением в родную для тебя Самару, в «Красные Крылья», не было?

– Я про это не слышал. Да и в «Крыльях», наверное, тогда, весной, еще не знали, что у них будет с бюджетом на следующий сезон.

— Сергей Панов вскоре после продления соглашения с тобой заявил, что клуб ведет поиски еще одного разыгрывающего…

– Да, команде нужен еще один игрок на эту позицию.

– Ты сам видишь себя в этом случае игроком стартовой пятерки или запасным?

– Скажем так, я хотел бы видеть себя игроком основной ротации. Дальше все уже будет зависеть от меня.

— То есть возможной конкуренции ты не боишься?

– Нет. Я уже примерно знаю свой уровень, знаю, как я могу играть. Да и не думаю, что в «Нижнем» появится суперразыгрывающий уровня Евролиги или уровня известных нам по ВТБ Эрла Роуланда или Аарона Майлза. К тому же и я могу сыграть не только первого номера, но и второго. Наконец, если появится хороший игрок – можно прогрессировать рядом с ним.

«Сама по себе отмена лимита ничего не даст»

— Здесь мы неизбежно затрагиваем тему лимита на легионеров, которая вновь стала популярной после неудачи нашей женской сборной. У тебя – как у действующего баскетболиста – какое мнение по этой проблеме?

– Из-за чего лимит был введен? В ПБЛ у нас всего десять команд (в лиге ВТБ и вовсе девять), но российских игроков, которые находились бы в них на ведущих ролях, можно пересчитать по пальцам: Фридзон, Моня, Хряпа, Каун, Воронцевич (и то он большую часть сезона просидел на скамейке)… Чего, например, не хватило женской сборной? Ведь девчонки там мастеровитые, многие поиграли на Олимпиаде. Но в своих клубах они не на основных ролях и в решающие моменты боялись брать инициативу на себя, отдавая мяч Принс. Также и в мужской сборной: игроки хорошие, но практически никто из них не играет главные роли в клубах.

Почему команды сами не воспитывают игроков? Вот «Нижний» воспитал игроков – и не говорит, что кто-то в клубе завышает зарплаты, при этом команда показывает высокие (относительно бюджета) результаты. Необходимо убирать лимит, создавать больше команд и вообще развивать баскетбол. Но сама по себе отмена лимита ничего не даст и новых игроков не воспитает. Если просто его отменить – откуда возьмутся игроки? Кто-то станет больше тренироваться? А кто сейчас мало тренируется?

Наша сборная взяла «бронзу» на Олимпиаде. Молодежные сборные выступают стабильно, пусть и не всегда попадают в призеры своих чемпионатов. У нас достаточно много хороших молодых игроков. Но почему-то у нас много клубов, которые набирают себе на сезон полную заявку никому не известных легионеров, шесть человек, и при этом занимают условные двадцатые-тридцатые места, «выстреливая» раз в пять лет. Какой смысл набирать непонятных игроков, которые завтра уедут? У клубов нет никаких целей развития. Бессмысленно даже об этом разговаривать, потому что от нас ничего не зависит. Просто каждый должен сам стараться что-то делать.

«В баскетболе еще все хорошо…»

— Помимо неразберихи с турнирами, минувший сезон запомнился и несколькими скандалами. То в «Динамо» никак не разберутся с прежними долгами, то в «Спартаке» выставляют из команды Виктора Кейру. Ты, насколько известно, внимательно следишь за подобными происшествиями. Почему, на твой взгляд, подобное возможно?

– В баскетболе еще все хорошо. Где много скандалов – так это в футболе. Драки, игроки оскорбляют команду соперников, постоянные разговоры о «договорняках»… Происходит не пойми что. Хотя и уровень нашего футбола, в отличие от баскетбола, далеко не топ. В баскетболе почему-то никто никогда не говорит о «договорняках».

— Но они есть?

– Их нет. Конечно, никто мне не поверит. Но если бы что-то подобное было – об этом бы говорили.

По «Динамо»-то все понятно: люди ходят в суд, сколько лет им уже должны. Суть в том, что игроки хотели подавать в суд, а Евгений Гомельский их отговаривал, убеждая, что делает все необходимое. И игроки могли просто не успеть подать в суд. Наверное, на это и рассчитывало руководство. В этом году «Динамо» почему-то играло в Суперлиге, хотя в клубе опять были проблемы с задолженностями.

У Кейру был хороший контракт. Он получает травму, играет с повреждением. А летом ему заявляют: «Все, ты не прошел медосмотр, ты уволен». А о каком медосмотре идет речь, если он был травмирован? И человек просто потерял год. А за него даже некому заступиться. Если бы подобное произошло в КХЛ – сама лига применила бы к клубу санкции. Зачем вообще суды, если есть здравый смысл, и все всё понимают? Очень жалко человека, ведь такое может случиться с каждым.

— У нас нет профсоюза или другой организации, которая защищала бы права игроков. И баскетболисты сами писали письмо с просьбой разобраться в этой ситуации. Чем закончилась эта история?

– Я тоже подписывал то письмо. Пока ничем не закончилось: опять суды… По Трудовому кодексу все в порядке, Кейру уволили правильно. Просто смешно, когда читаешь про подобные истории.

— А почему такие ситуации в принципе возможны? Это пробелы в баскетбольном законодательстве или российский менталитет?

– А что вообще происходит в России?.. А тут какого-то баскетболиста уволили… На общем фоне это вообще мелочь. В нашей стране много проблем и поважнее…

«ПБЛ была по силе второй лигой в Европе, и Единая лига такой и остается»

— Но параллельно со всеми этими историями мы слышим заявления, что Единая лига – едва ли не вторая по силе после НБА…

– Раз руководство так заявляет, значит, оно так и считает.

— А твое мнение? Ведь многими сильнейшей лигой в Европе признается испанская.

– Российский чемпионат был вторым по силе. ПБЛ по составу участников была поровнее ВТБ. В Единой лиге все-таки разброс от лидеров до аутсайдеров чуть больше. Из сильных команд прибавился, например, «Жальгирис». ВЭФ – средняя, хорошая команда. А есть команды-аутсайдеры, в которых хорошая инфраструктура, но уровень игроков чуть пониже. Думаю, ПБЛ была по силе второй лигой в Европе, и Единая лига такой и остается.

— По ходу плей-офф было очевидно, что многие желают не столько победы «Химкам» или «Локомотиву», сколько поражения ЦСКА. Ты сам болел за кого-то в полуфинальных и финальной сериях или тебе было безразлично, кто выиграет?

– Не могу сказать, что было все равно. Обычно все болеют за «слабого», то есть за «Химки» и «Локомотив». Я бы, конечно, хотел, чтобы было побольше матчей, тогда было бы еще интереснее. ЦСКА победил заслуженно. Они молодцы: оставшись практически без состава, выиграли тяжелую финальную серию.

— А ситуация «кто угодно, лишь бы не ЦСКА»?

– Да, я часто с такой сталкивался. Каждый сам выбирает, за кого ему болеть. Многие болеют против ЦСКА – это их право. Хотя пусть лучше посмотрят, что происходит в их клубах, постараются, чтобы они развивались. А то у самих творится не пойми что, но зато: «Мы против ЦСКА»… Да, у них много денег и очень развитая структура, одна из лучших в Европе. Но ведь это же не просто так появилось. Попробуйте развиваться сами, а не сливать деньги куда-то в трубу…

«Фридзон хочет выиграть чемпионат России и, наконец, жениться»

— Сейчас самое время переходов игроков из клуба в клуб. И самый громкий из уже состоявшихся, переход Виталия Фридзона в ЦСКА, вновь поднял тему клубного патриотизма. Можно ли о таковом вообще говорить в условиях современного профессионального спорта?

– Возьмем НБА, где выстроен идеальный бизнес. Там есть какая-то «преданность»? Смешно об этом говорить. Каждый выбирает лучшие условия для себя и своей семьи. Переходы, по большому счету, часть работы. И в России должно быть так: каждый должен выбирать для себя, где ему лучше, искать «свой» клуб. Сколько Фридзон играл в «Химках»? Теперь он хочет выйти на новый уровень, выиграть чемпионат России и, наконец, жениться. Тем более, в тех же «Химках» пока не совсем ясно с бюджетом на следующий сезон. Если бюджет сократят – у команды будут другие задачи, а Фридзон все-таки уже игрок топ-уровня, отлично себя проявил в Евролиге, а это серьезный показатель. И он заслуживает играть в европейском топ-клубе.

— Еще в межсезонье так или иначе поднимается вопрос: почему наши игроки не едут в европейские клубы?

– А зачем?

— Стабильность, развитая инфраструктура, четкий календарь, много игр, еврокубки…

– И у нас немало команд, у которых много игр. У тех же «Красных Крыльев» в нынешнем сезоне было более пятидесяти игр. Смысл ехать, например, в Испанию? У нас тоже сильный чемпионат, а там ты ничего не знаешь, не знаешь язык, и денег будешь получать не больше, а даже меньше… Если ты ставишь целью посмотреть мир, получить новые впечатления – тогда да, можно и по всей Европе прокатиться.

— Но в Европе ты будешь играть в полных залах. А у нас есть требования о минимальной вместимости залов в три тысячи человек, но где эти самые три тысячи собираются? Тебе самому приятнее играть в полупустом трехтысячнике или в скромной по размерам, но зачастую заполненной «МТЛ Арене»?

– «МТЛ Арена» – хороший зал, достаточно новый, там все удобно и приятно играть. Конечно, лучше играть в заполненном зале. Зал минимум на три тысячи человек должны иметь все команды. А уж три тысячи болельщиков на игру собрать можно. Думаю, когда будет стабильность в чемпионате – тогда и люди пойдут смотреть баскетбол. Над посещаемостью нужно поработать.

— В чем заключается эта работа? И почему в Москве на матч финальной серии Единой лиги приходит от силы тысяча человек?

– Не знаю. Был бы я в Москве – я бы пошел. Про других не могу сказать, в Москве вообще никто никуда не ходит. Хотя на хоккейном «Динамо», когда играли плей-офф, были же полные залы. Наверное, у клубов просто нет смысла тратить на это деньги, потому что в итоге они потратят больше, чем получат от болельщиков.
Источник http://www.sports.ru/tribuna/blogs/samararegionbasket/475...