Хиггинс как лидер, потерянный Де Коло, много концовок. ЦСКА провел очень странные полсезона 24  декабря  2018

Sports.ru
Промежуточные наблюдения в цифрах.
ЦСКА больше не лучшая атакующая команда Евролиги
Итудис приучил к тому, что на протяжении всей его работы в ЦСКА армейцы опережают остальных по атакующей эффективности.



В этом году все иначе. Пока ЦСКА лишь четвертый и отстает от первой троицы – «Фенербахче», «Реал», «Эфеса» – по всем показателям, определяющим качественную атаку: по «истинному» и «эффективному» проценту попадания, по передачам, по соотношению передач и потерь.

При этом отставание необязательно означает регресс.

Остальные сделали прыжок, ЦСКА остался примерно на том же уровне, что и в прежние годы.

И вот в этом есть сразу два открытия.

С одной стороны, ЦСКА явно недополучает в мощностях с самой неожиданной стороны. Просели две самых высокооплачиваемых звезды: ДеКоло, который выпадал в самых ответственных матчах (со статистикой при этом у него все в порядке: 53% с игры, 41% из-за дуги – в прошлом году это было 55% и 49%), и Родригес, таинственным образом переставший попадать из-под кольца (30% из-под кольца). Хотя оба сохраняют примерно тот же вес в атаке, что и ранее.

И это минус.

С другой стороны, ЦСКА сохранил почти ту же эффективность, несмотря на такой явный регресс лидеров, не столь качественное пространство впереди и бесконечные эксперименты тренера. В качестве основного бомбардира утвердился Кори Хиггинс (10,3 броска, 53% с игры, 56% из-за дуги). Клайберн начал получать больше изоляций и лучше атаковать внутри (61% двухочковых). И вообще в тяжелые моменты Итудис умудрялся как-то пересобирать ростер заново и получать неожиданную пользу от разных людей. С «Олимпиакосом» и «Миланом» неожиданно помог Михаил Кулагин, с «Анадолу» внезапно съел всех Курбанов, с «Жальгирисом» зарешал дальними попаданиями Родригес, в концовке с «Фенером» вообще грузили на Хантера (и это была плохая затея).

И если учесть, что Де Коло и Родригес должны в какой-то момент ожить, то это, возможно, и плюс.



ЦСКА должен был начать там же, где закончил в прошлом сезоне – армейцы были первыми, да еще и лучшими в плане эффективности и атаки, и защиты. Они вроде бы стали глубже и вариативнее, никого не потеряли.

Но произошло иначе.

ЦСКА проиграл прошлогодний «Финал четырех» во многом из-за травм ДеКоло и Хайнса. Возможно, Итудис осознанно идет к большему разнообразию опций.

ЦСКА постоянно варьирует состав
Лучшее сочетание мадридского «Реала» уже отыграло больше 100 минут, хотя Серхио Юль пропустил 3 матча.

Самое играющее сочетание ЦСКА провело вместе на площадке 33 минуты. Это Хэккетт – ДеКоло – Клайберн – Питерс – Хантер. 101 забито, 85 пропущено на 100 владений.

Самое полезное сочетание ЦСКА провело вместе на площадке 20 минут. Это Родригес – Хиггинс – Клайберн – Воронцевич – Хайнс. 103 забито, 79 пропущено на 100 владений.

Худшее сочетание ЦСКА провело вместе на площадке 8 минут. Это Хэккетт – ДеКоло – Клайберн – Антонов – Хантер. 81 забито, 152 пропущено на 100 владений.

Итудис в каждом туре меняет стартовую пятерку и распоряжается игровым временем как будто бы совершенно хаотично.

Вернее, безжалостно и не взирая на регалии.



ДеКоло вроде бы был MVP команды все последние три года. Это не помешало тренеру урезать ему время в трех матчах подряд – «Баскония», «Химки», «Фенербахче» – когда от француза было больше вреда, чем пользы.

Даниэль Хэккетт скачет от 3 до 25 минут за матч, исключительно в зависимости от того, оправдано ли его присутствие на паркете.

Минуты Питерса полностью синхронизированы с его попаданиями из-за дуги.

Складывается впечатление, что причина хаотичности ротации во многом связана с односторонней пользой Хэккетта и Питерса: итальянец полезен против сильных разыгрывающих, но не бросает из-за дуги; американец убойно растягивает пространство атаки, но выглядит медленным, неатлетичным и белым при обороне своего щита. Под обоих нужно подстраиваться остальным, под обоих нужно подбирать комфортные сочетания.

Но это догадки, Итудис за полсезона приучил к полной неопределенности.

Выделяются лишь две понятные категории.

Первая: лишь два человека в ЦСКА могут не беспокоиться за свое время. Клайберн и Хиггинс играют на обеих половинах, поэтому полезны в любом случае. Именно эти двое на данный момент ведущие игроки клуба, что выглядит довольно непривычно, если учесть, что еще год назад они оставались сугубо ролевыми исполнителями.



Вторая: российские игроки должны быть готовы ко всему. Андрей Воронцевич начинал с 20 минут в матче с «Барселоной», но после 1 из 5 из-за дуги и такой же пропорции в дальних бросках перестал выходить вообще. Курбанов провел почти 30 минут против «Эфеса» и совершил 6 перехватов, но часто может рассчитывать только на 10 минут. Минуты Боломбоя – это какой-то код из “Lost”: 16, 11, 2, 3, 28, 9. Семен Антонов традиционно может претендовать на одну холостую попытку из-за дуги – в этом году он не попал ни разу, а потому меньше 7 минут в среднем.

Экватор сезона уже здесь, но пока и близко нет ощущения, что видна какая-то стабильность – даже несмотря на то, что Хэккетт и Питерс стали гораздо увереннее.

Главный момент первой половины сезона – оплеуха 0:16 от «Фенера»
ЦСКА на изи разбирался с «Фенербахче», занимающим первое место, у него же дома.

Но после большого перерыва произошло что-то дикое (хотя и привычное для болельщиков ЦСКА): хозяева вышли заряженными, добавили агрессии в защите, спровоцировали несколько потерь, мешали бросать. И за несколько минут сравняли счет и вышли вперед.

Итудис на все это вообще никак не реагировал – не менял состав, не брал тайм-ауты.

Ну ладно, ладно, реагировал – получил технический.



Первый тайм-аут ЦСКА взял через три минуты, когда дистанция между командами сократилась до 4 очков.

Первую замену ЦСКА произвел еще через минуту, когда отставание уже составило 2 очка – вместо Алека Питерса вышел Кори Хиггинс.

Все это выглядело бы драматично, если бы не продолжение. Игра мгновенно стабилизировалась, армейцы вообще ни капли не паниковали и быстро вернули себе инициативу, а о злополучных минутах кошмара напоминал лишь розовощекий ДеКоло, до конца присевший на скамейке.

«Я не хотел брать тайм-аут после рывка 6:0, – объяснил эту ситуацию Итудис. – У Кайла Хайнса тогда был хороший момент из-под щита, но, к сожалению, он промахнулся.

Не нужно думать, что я колебался, брать тайм-аут или нет. Это был расчет – нам еще предстояло играть почти целую половину. Такова стратегия, и я полностью контролировал ход игры.

Самое важное, что нужно вынести из этого момента: после того что сделал «Фенер», наша команда вернулась в игру и вела «+7» за две минуты до конца встречи. Как мы этого добились? Это что, по-вашему, волшебство? Нет, это все стратегия».



Каждый тренер будет защищать свои решения, пока его не уволят. Но момент, и правда, получился очень неоднозначным: на протяжении всего сезона Итудис регулярно ловит свою команду в критических ситуациях и выправляет все за счет замен. Хотя ему почти всегда нужно какое-то время для этого.

Верность пятерке Родригес-ДеКоло-Клайберн-Питерс-Хайнс еще удивительнее на фоне всех вот этих экспериментов с составом и бесчисленными перестановками.

Этот эпизод совершенно точно стоит запомнить. Его полная интерпретация будет обязательно доступна в конце сезона.

Кори Хиггинс как лучший бомбардир
Когда Хиггинс приходил в ЦСКА, его знали как мусорного шутера из «Триумфа». Не самый очевидный выбор для европейского гранда, но так как он был крестником Джордана и претендовал лишь на место взрывной зажигалки со скамейки, то все согласились потерпеть.

С каждым годом загадочный американец становился все лучше, все полезнее. И если раньше он мог сверкнуть в определенном матче, где его способности собирать на себе фолы оказывались бесценными, то в этом набрался наглости и покусился на игровое время Нандо ДеКоло. Он больше играет, чаще бросает и вообще украл главную фишку француза – космическую полезность: 53% двухочковых, 56% из-за дуги.



«Это показывает, как работает система ЦСКА, – рассказал про этот феномен Итудис. – Когда мы подписали Кори, разговоры шли о том, что это совсем не уровень ЦСКА, что у него странная карьера.

Кори – невероятный талант. Прежде всего, он умеет отстраняться от всего лишнего. От всего, что может ему помешать или повлиять на его игру.

Когда он появился у нас, то я ему сказал: «Я хочу, чтобы ты давал мне больше с меньшим количеством возможностей». «Тренер, это как? Как можно давать больше с меньшими возможностями? Как это возможно?» Я хочу, чтобы ты давал мне больше за меньшее время.

И вот Кори – это жизненный пример того, как игрок может дождаться своего момента, продолжать работать, восстанавливаться после травм и при этом фокусироваться на своей цели, быть готов к тому, чтобы стать частью механизма и доверять тренерам. Он может играть на месте второго и третьего номеров и даже четвертого, если нужно. Это очень важно для нас.

И если обобщать, то это просто пример того, что такое ЦСКА. В любой момент может выстрелить любой: Родригес, Воронцевич, Питерс, Клайберн, Курбанов… Любой. И остальная команда будет их поддерживать».

Хиггинс универсален и может все.



Но у него две ярко выраженные полезные стороны:

1. На данный момент он лучший драйвер ЦСКА – он зарабатывает больше всех штрафных, а его пик-н-роллы часто приводят к броскам из «краски», где у него больше 65%.

2. Он показывает совершенно блистательные цифры в ситуациях, когда надо поймать мяч и немедленно бросить. Именно отсюда его запредельный процент трехочковых – Хиггинс, конечно, не Джейси Кэрролл, но стремится им быть.

Нандо ДеКоло оказался не роботом
Так вот стоит вернуться к словам Итудиса: «И вся команда будет их поддерживать».

ДеКоло совсем плохо смотрелся в игре с «Олимпиакосом». Потом тренер объяснил, что француз страдал от мигреней и не тренировался.

Потом были плохие матчи с «Баварией» и «Жальгирисом»: 1 из 8 с игры, 1 передача, 2 потери; 4 из 13 с игры, 2 передачи.

Привычный уровень с «Будучностью» и «Реалом».

И провал на три игры. «Баскония»: 1 из 8 с игры, 5 передач, 1 потеря. «Химки»: 2 из 7 с игры, 3 передачи. «Фенербахче»: 1 из 3 с игры, 1 передача, 3 потери.



ДеКоло уже давно в ЦСКА, выходил с самим Сонни Уимсом, отдавал мяч Теодосичу, но на него вообще ничто никогда не влияло. Когда нужно было стать самым результативным в команде, он это делал. Когда нужно было пожертвовать игровым временем, он жертвовал, но умудрялся прогрессировать в полезности. Когда нужно было стать разыгрывающим, ДеКоло переучил себя и даже начал придумывать какие-то эстетические передачи.

Никаких вообще эмоций, 25 спродюсированных очков хоть трехами, хоть штрафными, хоть передачами, выражение лица, точно в уме постоянно идет решение дифференциальных уравнений, ниочемное интервью про марафон, мы старались и все путем – вот это нормальный ДеКоло.

Что происходит сейчас, не совсем понятно.

«Я не могу об этом говорить, – объясняет Итудис. – Это индивидуальные вопросы. Я никогда не сомневался в таланте ДеКоло и в его профессионализме. Мы говорили с ним в самолете, когда возвращались после игры с «Фенербахче», а потом в моем кабинете. У любого игрока есть взлеты и падения. Мы здесь, чтобы помочь каждому. Но ничего драматичного, ничего, из-за чего стоило бы беспокоиться. Он будет в порядке».

Очень много концовок
Из 14 матчей в 8 ЦСКА пришлось возиться до последних минут четвертой четверти.

Из 8 концовок ЦСКА выиграл пять.

Впечатления смешанные.

Какие-то победы совсем не вдохновляли.

С «Маккаби» все свелось к пробитию штрафных: Калояро промазал оба, Клайберн оба попал.

С «Дарушафакой» все решила глупая ошибка Макколума.

С «Миланом» Джеймс и Мицов в самом интересном месте принялись терять мяч и мазать.

Другие получились хорошими.

С «Жальгирисом» ЦСКА затащил игру в овертайм благодаря попаданиям Родригеса, и снова Клайберн решил все с линии.



С «Олимпиакосом» Клайберн и Хиггинс собирали штрафные и мешали попадать Спанулису.

Все три поражения вышли крайне обидными.

В игре с «Будучностью» допустил ошибку новичка Кайл Хайнс. Мяч после трехочкового свалился, не долетев до дужки, а центровой настраивался на дальний отскок и не успел оттеснить своего игрока.

С «Басконией» у ЦСКА были все шансы. Даже после того как судьи не увидели, как Шенгелия отодвинул руками Хайнса, ДеКоло и Питерс бросали совершенно без сопротивления.

С «Фенербахче» армейцы решили играть на Хантера, который оказывался под кольцом против уступающих ему соперников. Центровой два раза не смог попасть с метра.

Никаких выводов тут, естественно, быть не может, кроме шуточного. По первой половине складывается впечатление, будто ЦСКА специально отрабатывает игру в самой экстремальной ситуации. Все вроде бы зыбко и тревожно, но для победы над всеми очевидными претендентами на «Финал четырех» в первом круге армейцам не хватило двух попаданий от Хантера.

При подготовке материала использованы данные InStat
Источник https://www.sports.ru/tribuna/blogs/devotion/2291127.html