Ману Джинобили стал звездой в Европе. Здесь он научился евростепу, симуляциям и умному баскетболу 29  декабря  2019

Sports.ru
А еще шокировал Этторе Мессину.
Легендарный аргентинский защитник Ману Джинобили прочно ассоциируется с НБА. 4-кратный чемпион (2003, 2005, 2007, 2014), лучший шестой игрок (2006), двукратный участник Матча звезд лиги (2005, 2011) — все эти достижения значатся в резюме Ману за время выступления в «Сан-Антонио» (2002-2018). Очень немногие люди связывают Джинобили с европейским баскетболом. И напрасно. Ведь Ману сделал себе имя именно в Старом Свете.

Джинобили родился в баскетбольной семье. Его старший брат Леонардо завершил карьеру в 2003 году после семи лет выступления в чемпионате Аргентины. Младший брат Себастьян поиграл в аргентинском первенстве и втором дивизионе Испании. У Ману не было сомнений, чем заниматься по жизни. Аргентина практически полностью живет футболом. Но Джинобили родом из Байя-Бланки. Этот пляжный городок в четырех часах езды от Буэнос-Айреса славится сильными баскетбольными традициями.

Ману был очень маленьким и худым в детстве. Никто даже подумать не мог, что этого паренька ждет славная карьера в НБА. С детства одним из лучших приятелей Ману был разыгрывающий Пепе Санчес, который всегда считали более перспективным исполнителем. Когда мальчики достигли подросткового возраста, разрыв стал еще больше. Пепе был звездой юношеской сборной Аргентины, в то время как Ману считался ничем не примечательным игроком. Но очень быстро все перевернулось с ног на голову.



В сезоне-1995/96 Джинобили начал карьеру в аргентинском клубе «Андино» из Ла-Риохи. Через год 18-летний Ману перешел в команду из родного города «Байя-Бланку», которую возглавлял его отец Хорхе. В этот момент Джинобили начал мечтать о карьере в НБА. Майкл Джордан стал для него образцом для подражания. В команде Ману висел плакат Джордана во весь рост. По возможности молодой парень старался не пропускать трансляции игр «Чикаго».

Джинобили пару лет отыграл в чемпионате Аргентины, после чего принял участие в чемпионате мира U22 в составе сборной. В полуфинале против будущего чемпиона Австралии Ману набрал 20 очков, но команда проиграла 3 очка.



В матче за третье место против Югославии (72:84) Джинобили сыграл 20 минут, но не оказал никакого влияния и набрал всего лишь 2 очка. Ману был чрезвычайно нестабилен, но активность Ману на площадке привлекла внимание генерального менеджера «Сан-Антонио» Ар Си Бьюфорда, который в интервью журналисту ESPN Заку Лоу заявил следующее: «Он был как дикий жеребенок… Некоторые из его действий имели смысл, некоторые – нет».

В конце 1990-х неамериканские игроки все еще были редкостью для НБА. В лиге доминировали «большие» Хаким Оладжувон, Патрик Юинг и Дэвид Робинсон. Но после того как Владе Дивац и Дражен Петрович доказали, что они тоже могут играть на достойном уровне, фронт-офисы НБА начали обращать больше внимания на международных проспектов.

Нестабильная ситуация в Аргентине заставила многих молодых профессиональных спортсменов играть в более развитых странах. У Джинобили есть предки из итальянской административной области Марке. Это помогло ему получить двойное гражданство Аргентины и Италии. В «Байя-Бланке» Ману выступал до 1998 года. Он стал самым результативным игроком чемпионата Аргентины в последнем сезоне в клубе, после чего решил перебраться в Европу. Джинобили решил, что путешествие за океан будет оптимальной отправной точкой перед выходом на драфт НБА в следующем году.

Сезон-1998/99 Джинобили отыграл в итальянской «Реджо Калабрии». Ману набирал в среднем 16,9 очка за матч в первый год в Европе. Но аргентинец был хорош не только в наборе очков. Скаутам бросались в глаза его высокий баскетбольный IQ, усердная работа в обороне, неплохой подыгрыш, умение завести команду в сложный момент. После успешного дебютного сезона в Италии Джинобили выставился на драфт НБА, где был выбран «Сперс» под 57-м пиком. В 1999 году был достаточно сильный класс. Элтон Брэнд, Стив Фрэнсис, Бэрон Дэвис, Ламар Одом, Андре Миллер, Ричард Хэмилтон, Шон Мэрион, Джейсон Терри, Траджан Лэнгдон ушли в лотерее. Рон Артест и Андрей Кириленко заслуживают внимания среди тех, кого драфтовали во второй половине первого раунда.

Ману с трудом попал в число «избранных» 58 игроков. К счастью для аргентинца, у «Сан-Антонио» был поздний пик второго раунда. Другие организации могли бы и не поверить в иностранного маленького без каких-либо задатков суперзвезды. Майк Батист, Теодорас Папалукас, Пабло Приджиони оказались не такими везучими. Клеймо «незадрафтованный» не помешало им стать успешными игроками, но для построения карьеры в НБА были созданы заведомо невыгодные условия.

«Сперс» не решились сразу же бросать Джинобили в бой и давать гарантированный контракт в НБА. Ману отправили набираться опыта в Европу. На второй год выступления в «Реджо» аргентинец совершил прорыв. Он принял участие в Матче звезд и был признан самым прогрессирующим игроком чемпионата Италии.



Генеральный менеджер «Сперс» Ар Си Бьюфорд и главный тренер Грегг Попович пристально следили за аргентинцем и отмечали его прогресс, но забирать в НБА не спешили. Хотя на повышение Ману все-таки пошел. Сезон-2000/01 он начал в болонском «Виртусе» (старое название «Киндер» — прим.) под руководством главного тренера Этторе Мессины. Этот клуб выступал Евролиге.

В то же время друг детства Ману Пепе Санчес дебютировал в НБА в составе «Филадельфии». Санчеса не выбрали на драфте НБА в 2000 году, но «Сиксерс» решили дать ему шанс. Рубен Волковицки и Пепе Санчес стали первыми аргентинцами, сыгравшими в НБА. Хотя оказалось, что они слишком поспешили. Пепе и Рубен сразу же бросились в пекло НБА, решив не набираться опыта в Европе. В итоге они не выдержали уровень ассоциации, и после сезона-2002/03 их там не было видно. Волковицки известен выступлением за ЦСКА и «Химки», Санчес поиграл в «Панатинаикосе», «Реале» и «Барселоне». Однако главную цель карьеры они не выполнили. Реализоваться в лучшей лиге мира аргентинским парням не удалось.

В то же время в Италии Ману начал оттачивать то, что в будущем станет его визитной карточкой НБА: умение заработать фолы, совершать фейковые движения и коронный евростеп.



По умению «рисовать» контакт с соперником ему не было равных в Европе.

«Без игры в Европе я бы никогда не попал в НБА», — возможно, главное заявление за всю карьеру Джинобили.

В составе «Киндера» Джинобили сразу же стал чемпионом Евролиги сезона-2000/01. За сезон он набирал в среднем 15,2 очка, 4,1 подбора, 2,0 передачи и 2,7 перехвата при рейтинге эффективности 15,9 баллов. Ману признали MVP финала после победы в серии над «Тау Керамикой» (3-2). Новичок турнира записывал на свой счет в среднем 15,4 очка, 3,6 подбора, 3,2 передачи и 2,6 перехвата по ходу напряженнейшего противостояния.



«Без сомнений, Евролига очень помогла мне стать лучшим игроком. В те дни переход в «Виртус» стал огромным шагом вперед в моей карьере. Эта команда сделала меня зрелым игроком», — вспоминает Джинобили.

Стоит отметить, что сезон-2000/01 был переходным в европейском баскетболе. Произошел раскол между ФИБА и УЛЕБ, которые проводили два отдельных турнира. В Евролиге ФИБА участвовали такие топ-клубы, как ЦСКА, «Панатинаикос», «Эфес Пилсен», «Маккаби». Турнир УЛЕБ предпочли «Киндер», «Реал», «Барселона», «Олимпиакос», «Беннеттон», «Тау Керамика». В итоге «Киндер» выиграл турнир УЛЕБ, а «Маккаби» отпраздновал триумф в соревнованиях ФИБА. В следующем сезоне ФИБА пошла на попятную. Все клубы объединились в одном турнире под эгидой УЛЕБ. С кампании-2001/02 был возвращен привычный формат «Финала четырех».

Победа в Евролиге и награда MVP не убедили «Сан-Антонио» забрать Ману в НБА. Он вернулся в «Киндер» на сезон-2001/02, в котором снова сделал шаг вперед. В Евролиге Джинобили набирал в среднем 15,9 очка, 3,8 подбора, 3,0 передачи и 2,5 перехвата при выросшем рейтинге эффективности 17,1 балла.

«Киндер» опять дошел до финала, но на этот раз уступил «Панатинаикосу» (83:89). Вполне вероятно, в формате серии до трех побед команда Мессины и Джинобили взяла бы титул второй год подряд, но «Финал четырех» — отличительная черта Евролиги, без которой турнир уже сложно представить.



Затем Ману добился первого значимого успеха на международном уровне в составе сборной Аргентины. На чемпионате мира 2002 года в Индианаполисе Аргентина сенсационно завоевала серебряные медали. Команда заявила о себе на первом групповом этапе, выиграв все три встречи против России (100:81), Венесуэлы (107:72) и Новой Зеландии (112:85). Ману был особенно эффективен против России во главе с Алексеем Саврасенко и Андреем Кириленко. За 23 минуты на площадке он набрал 21 очко.



Во втором групповом этапе Аргентина разделалась с Яо Мином и Китаем (95:71), после чего справилась с Германией (86:77). В игре против немцев Ману вывихнул правую лодыжку, исполняя трехочковый бросок через Дирка Новицкии. Дальше «альби-селесте» ждала встреча с США. Ману пересилил боль, вышел на площадку, набрал 15 очков и помог совершить один из самых значимых «апсетов» в истории мировых первенств. Аргентина победила фаворитов турнира США в их логове со счетом 87:80.



В четвертьфинале аргентинцы разобрались с Бразилией (78:67), в полуфинале в очередной раз оставили не у дел Новицки и Германию (86:80). Травма все сильнее сказывалась на Ману. В проигранном финале против Югославии (77:84 ОТ) он смог провести на площадке всего 12 минут, что непосредственно сказалось на результате. Предраг Стоякович набрал 26 очков, югославы забрали титул. Несмотря на неудачу в финале, Ману был провозглашен героем у себя на родине.



К тому времени «Сперс» уже увидели все, что хотели. Ману доказал все, что нужно было доказать. В июле он подписал годовой контракт с клубом из Техаса на 2,9 миллиона долларов. Началось путешествие Джинобили в НБА, итоги которого всем прекрасно известны. Ману стал незаменимой деталью в чемпионской машине «Сперс». Тим Данкан и Тони Паркер не были бы такими титулованными, если бы на скамейке у них не находилось фантастического помощника в лице Ману. Только семь «неамериканцев» заработали больше денег за карьеру в НБА, чем Джинобили. Неплохой итог для парня, которого драфтовали в самом конце второго раунда драфта.



В первом сезоне в НБА Джинобили попал на последний чемпионский забег Дэвида Робинсона (2003 год). Главный тренер Грегг Попович пытался приспособиться к немного безумному стилю игры Ману в начале их совместной работы. Аргентинец добротно защищался, но отличался неточными пасами.

«Джинобили делал некоторые вещи, которые я считал ненужными. Затем настал момент, когда он пришел ко мне и сказал: «Я – Ману. Это то, что я делаю». Я сказал: «Хорошо, попытайся не испортить один или два своих паса. Тогда я заткнусь один или два раза, когда ты будешь их исполнять во время игры». Мы пришли к компромиссу, и с тех пор это наш любимый день», — говорит Попович.

Основой династии «Сан-Антонио», в период с 1999 по 2014 год пять раз выигравшей чемпионат НБА, был принцип самопожертвования: каждый ее игрок ущемлял личные интересы ради побед команды. Джинобили не был исключением, а скорее наоборот эталонным примером этого подхода. На пике карьеры он принял роль резервиста, добровольно отказавшись от статуса суперзвезды.

Однажды Ману получил серьезную травму паха, которая привела к хирургическому вмешательству и удалению яичка. Джинобили с иронией вспоминает об этой ситуации.

«Я лишился его в интересах команды. Это сущая правда», — рассказывал Ману, счастливый отец троих сыновей, которых растит в браке с женой Марианелой Ороньо.



Ману не стал новым Майклом Джорданом, которого почитал с малых лет. Однако он ни о чем не жалеет.

«Я так счастлив, так горжусь тем, что являюсь частью великой команды «Сперс». Трудно найти человека счастливее меня. Я знаю свою игру. Знаю, что мне нравится делать. Победа в чемпионате НБА — самая важная вещь, которая может случиться с профессиональным баскетболистом, потому что это вершина. Я всегда хотел выиграть чемпионат. Это то, что мне нравится больше всего», — отмечает аргентинец.

Игра Ману в плей-офф, казалось, всегда заставала соперников врасплох. Общепринятое мнение гласило, что для победы над «Сан-Антонио» нужно было заставить Тони Паркера совершать потери и нейтрализовать тандем Данкана и Робинсона (в последние годы карьеры аргентинца их место заняли Кавай Ленард и Ламаркус Олдридж). Тем не менее, Джинобили давал «Сан-Антонио» серьезную угрозу, которую соперники далеко не всегда учитывали.

Даже в 40 лет Ману хладнокровно «чехлил» лидера «Хьюстона» Джеймса Хардена в ключевой игре плей-офф.

Harden, Ginobili and...Bow Wow? #BRBestOf2017 pic.twitter.com/DS5LIGrKvK Ретвит

— Bleacher Report (@BleacherReport) December 28, 2017
Джинобили являлся игроком, вклад которого всегда отчетливо заметен. Уровень энергии команды заметно поднимался, когда он ступал на паркет. В нападении Ману мог набирать очки разными способами. Он без колебаний бросал из-за дуги, шел в проходы под кольцо, подсаживал соперника на фолы. Видение площадки Ману иногда упускается из виду. Он замечательный разыгрывающий. Ману не обязательно делал победный бросок, но он с радостью доставлял ювелирную передачу партнеру по команде.



Все эти качества у него появились не в НБА, а на более раннем этапе карьеры.

«Энергия, энтузиазм, горящие глаза — это то, кем был Ману. Он с энтузиазмом делал все, за что брался на площадке. Он был мотивированным, открытым и излучал энергию. Когда Джинобили перешел в «Виртус», в команде было много прекрасных игроков, в том числе ветеранов. С первого дня он показал прекрасную трудовую этику, проявил способность брать на себе ответственность и справляться с вызовами, заработал себе авторитет в команде. Это заслуживает безмерного уважения. Мы подписали его для роли ведущего игрока скамейки. Поскольку легендарный югославский игрок нашей команды Саша Данилович неожиданно завершил карьеру, Ману был переведен в стартовый состав. Но насколько же естественно он играл и вел себя! Повторюсь, это заслуживают безмерного уважения.

Помню первую игру Ману в Евролиге. Он ни разу не попал с игры и лишь реализовал несколько штрафных. Я сказал своим помощникам: «Если это наш спасатель, то нам конец». Через пять месяцев он стал MVP финала. Когда Джинобили сталкивался с какими-то вызовами, он усердно работал, сохранял уверенность и переходил на следующий уровень. Он продолжал расти. Это всегда поражало меня», — заявил Этторе Мессина в марте этого года в качестве помощника главного тренера «Сперс», вспоминая совместное время работы с Джинобили в Италии.



Мессина быстро понял, что Джинобили пойдет далеко. Но тренер не ожидал, что настолько далеко.

«Ману был невероятным атлетом. Он летал и прыгал как чернокожий игрок. Сразу после чемпионата мира 2002 года я сказал одному американскому журналисту: «Просто подождите. Мы пока ничего не видели. Он зажжет новый огонь в «Сперс». Хотя Ману превзошел мои ожидания. Я знал, что у него особый талант. Но как бы я ни любил его и как бы ни верил в него, даже представить себе не мог, что он сможет стать членом Зала славы», — приводит слова Мессины New York Times.

У Джинобили остались только лучшие воспоминания от работы с Мессиной.

«Думаю, что пришло время для того, чтобы Этторе Мессина возглавил клуб НБА. Он очень талантливый и опытный тренер», — говорил Ману в 2018 году, когда Мессина рассматривался в качестве претендента на пост главного тренера ряда клубов НБА.

Именно Европа сформировала Джинобили как личность и игрока. Он сам это подчеркивает. В конце 1990-х — начале 2000-х интернет-технологии не были развиты так сильно. Найти нарезки лучших моментов Ману Джинобили на европейском этапе карьеры можно, но не в таком большом количестве, как заслуживает этот легендарный баскетболист. Кроме того, оставляет желать лучшего качество картинки.







Важность фигуры Джинобили для европейского баскетбола доказывает то, что его включили в число 50 человек, внесших наибольший вклад в развитие Евролиги. Список был составлен к пятидесятилетию Евролиги в феврале 2008 года. В него вошли 35 баскетболистов, 10 тренеров и 5 арбитров. Всего номинировались 105 игроков, 20 тренеров, 12 арбитров. Для Европы Джинобили стоит в одном ряду с Арвидасом Сабонисом, Шарунасом Ясикявичюсом, Деяном Бодирогой, Сергеем Беловым, Александром Джорджевичем и многими другими легендами.

Ману Джинобили — один из двух игроков в истории баскетбола, завоевавших титул Евролиги, чемпионское звание НБА и золотую медаль Олимпиады. Второй игрок — Билл Брэдли, который выиграл олимпийское золото в 1964 году, титул Евролиги в 1966 году и чемпионство НБА в 1970 и 1973 годах.

В Аргентине Джинобили — культовая фигура. В Буэнос-Айресе даже открыли площадку с его изображением.



El momento que @manuginobili estampa su firma en la cancha (Via @GPSportsArg) pic.twitter.com/e10EllQkUX Ретвит

— InfoManu (@InfoManu) December 28, 2018
Лидер футбольной «Барселоны» Лионель Месси, одна из главных звезд мирового спорта, выразил несогласие с распространенным сравнением Ману с собой, переделав его на своей лад.

«Слышал, что несколько игроков НБА носят номер 10 в мою честь, и это очень приятно, как и слышать похвалу от таких суперзвезд, как Леброн Джеймс, Кевин Дюрэнт и Кобе Брайант. Но никто из них не поразил меня так сильно, как Ману, когда он выступил, чтобы поддержать меня после Кубка Америки-2011 в Аргентине. Поддержка от спортсмена такого уровня очень многое для меня значила. Приятно слышать, как журналисты называют Ману Месси баскетбола. Рекомендую называть меня Ману футбола», – цитирует Месси Marca.

Когда Джинобили завершил карьеру в 2018 году, на это отреагировали многие европейские клубы, которые к аргентинцу даже никакого отношения не имеет. Например, ЦСКА, «Галатасарай», «Маккаби».

It seemed he will play forever. Enjoy your retirement, @manuginobili!NBA
Источник https://www.sports.ru/tribuna/blogs/devotion/2678844.html