Самарские известия
Опытный наставник видит причину бед в дилетантстве вице-президента клуба. Экс-главный тренер самарской команды в откровенном интервью впервые приоткрыл тайну недавней отставки.
В куйбышевском, а затем самарском баскетболе Сергей Зозулин – легенда. Более двух десятков лет назад он приехал сюда из Алма-Аты, чтобы встать у руля великолепного «Строителя», игра которого и сейчас не стерлась из памяти у болельщиков со стажем. В середине 1990-х заслуженный тренер СССР Самару покинул. Но лишь для того, чтобы однажды вернуться. Дом Сергея Александровича все это время был в Самаре. Мечта осуществилась через 14 лет – весной 2009-го Зозулина позвали в новоявленные «Красные Крылья». Союз получился недолговечным, а развод – скандальным. Не так в солидных клубах расстаются с людьми, вкладывающими в работу не только умение и опыт, но и всю душу. Дом в Самаре Зозулин теперь решил продать. Может быть, позже сможет говорить о своем втором вхождении в самарскую баскетбольную воду спокойно. Пока же, спустя месяц после отставки, боль от расставания с Самарой в словах Зозулина сквозит.
— Глядя на вас, кажется: не просто работу потеряли. Что-то большее.
— Так и есть. Я приехал в Куйбышев в 1988 году из Алма-Аты. Проработал со «Строителем» семь с половиной лет, после чего уехал в московское «Динамо». С тех пор минуло четырнадцать лет, и я никогда не скрывал, что мечтаю и надеюсь когда-нибудь вновь поработать в Самаре. Всякий раз, заключая контракт на новом месте работы, я непременно ставил условие: если мне поступит предложение вновь поработать в Самаре, я смогу сразу туда уехать. Я работал в Новосибирске, когда раздался звонок с предложением вернуться домой. С руководством сибирского клуба мы все вопросы быстро решили, и я вылетел в Самару. Не сомневался, что вновь задержусь здесь надолго. Но вышло иначе. Уход из «Красных Крыльев» стал самым большим разочарованием в карьере.
— Ваше расставание с «Красными Крыльями» получилось сколь неожиданным, столь и неприятным, некрасивым.
— При этом к президенту «Красных Крыльев» Владиславу Капустину у меня очень позитивное отношение. Но я считаю, что его неверно информируют.
— Я так понимаю, что инициатором вашей отставки стал вице-президент клуба Игорь Иванов?
— Да. Все началось еще в октябре. Мы в первой игре чемпионата уступили дома «Локомотиву-Кубань». Поражению были объективные предпосылки. Краснодарцы начали готовиться к сезону раньше нас ровно на месяц, более удачно укомплектовались, имея больше финансовых возможностей. Но игра была равной, хотя мы в ней и уступили. И вот, спускаясь с трибуны, Иванов произносит: «Менять надо тренера». Эту фразу тогда я пропустил мимо ушей. Подумал, что может быть он человек горячий, команда проиграла, вот и высказался всердцах. В следующем матче мы на выезде обыгрываем «Химки». Посмотрите, у «Химок» и сейчас только два поражения – от нас и ЦСКА. Если мы смогли это сделать, то, наверное, и тренер на скамейке не дурака валяет, и настоящая команда у нас есть, так ведь? После игры в Самару Иванов летит в одном самолете с нами. По прилету вдруг выясняется, что команду никто не встречает, автобуса в аэропорту нет. Что делает вице-президент клуба Иванов? Садится в свой джип и уезжает! В тот момент многим в команде все насчет Иванова стало понятно.
— Я так понимаю, необходимого кредита доверия вы у Иванова не получили.
— После победы над «Химками» Иванов заговорил о том, что мы обязательно должны стать шестыми, потому что «вдруг можем попасть в Единую лигу ВТБ». Мне особенно нравится здесь слово «вдруг». Почему-то господин Иванов верит в какую-то сказку. Но надо жить реалиями сегодняшнего дня. Вице-президент клуба от реалий катастрофически далек. Вызывает меня однажды: «Вы должны учить нашего центрового Сергея Караулова трехочковому броску». В тот момент для меня стало очевидно: может быть, в каких-то других сферах у Иванова что-то получается хорошо, но в баскетболе он ничего не понимает. Говорил он мне и о том, что я должен больше работать с игроками индивидуально. Но лучше бы Иванов занимался своими прямыми обязанностями как вице-президент клуба. У нас же абсолютно не было условий для нормальной работы! К примеру, в начале ноября и в декабре мы не могли регулярно заниматься ни тренировками в зале, ни атлетической работой — нас попросту не пускали никуда! Вот и началась та самая «яма» — отсутствие нормальной тренировочной работы не могло не сказаться, я же не Копперфильд! Только эта ситуация была создана не мной. Ее создал вице-президентом клуба, который ни за что не отвечал, а только раздавал нелепые указание. Хочу, чтобы вы так и написали: именно Иванов разрушительно влияет на клуб, создает негативную обстановку в нем и вокруг него. Остальные – лишь исполнители.
— Ситуация обострилась в конце декабря. После матча в Москве с «Динамо» появилось сообщение о вашей отставке…
— В декабрьских поражениях от «Енисея» и «Динамо» не было ничего страшного. Но мне было предложено самому написать заявление об уходе. На каком основании я должен был это делать, если команда выполняла все поставленные перед ней задачи? В итоге была принята формулировка «по семейным обстоятельствам» — как мне сказали, «чтобы не было лишних сложностей». Иванов добавил: «Мне было стыдно смотреть на нашу игру с «Динамо». На что я ему ответил: «Я испытываю гораздо больше стыда от того, что вы, господин Иванов, являетесь вице-президентом клуба». Даже вспоминать не хочется о том, как была обставлена вся эта история с отставкой. Не сказав мне ничего, просто разместили информацию о моем уходе на клубном сайте. Насколько я понял, человеческих качеств у господина Иванова нет ни грамма.
— Самим клубом тогда были выдвинуты несколько версий относительно вашего ухода. Сначала речь шла о «низких спортивных результатах», что, учитывая выполнение командой всех задач, поставленных на сезон, выглядело, мягко говоря, странно. Потом возникла формулировка «по состоянию здоровья», кончилось же дело «семейными обстоятельствами». Не могу не поинтересоваться вашим здоровьем, Сергей Александрович, а также семейными делами.
— Со здоровьем у меня полный порядок. Я вам так скажу: господину Иванову я легко мог бы дать фору на площадке в любом аспекте баскетбола, хотя старше его на 16 лет. И в семье у меня полное взаимопонимание, никаких проблем. Выводы делайте сами.
— Сами-то как думаете, за что же вас так невзлюбил вице-президент клуба? Ему ведь, в конце концов, отвечать за все, а он прилагает максимум усилий, чтобы избавиться от успешного тренера.
— Возможно, дело в том, что на работу меня приглашал Володя Трунов, занимавший тогда пост генерального директора клуба. С ним у нас тоже было немало разногласий, но мы оба – люди баскетбола, и поэтому ради дела, результата находили общий язык. В ноябре с подачи Иванова Трунов клуб покинул. Через месяц уволили и меня. Хотя я просил Иванова только об одном: не мешать, а помогать команде, клубу. Нужно не строить воздушные замки, а предоставить тренеру возможность работать на результат, создавать команде условия для роста. Вместо этого клубом совершаются хаотические движения, и это заслуга Иванова.
— Доводилось слышать версию о том, что чашу весов не в вашу пользу перевесила история с приобретением американского центрового Маркуса Даутита. Якобы вы настаивали на его покупке, и за него были заплачены немалые деньги. Но в составе он при вас так и не появился.
— Еще 10 ноября был решен вопрос об усилении команды, передней линии. Поиском игрока действительно занимался я. Предлагал кандидатуры Форда и Ашкрабича. Иванов сказал: «Таких денег у нас нет». Тогда я предложил посмотреть на Даутита. Речь шла о том, что Маркус прилетит в Самару 1 декабря, пройдет углубленное обследование. До 8 декабря он должен был у нас тренироваться, чтобы мы смогли понять, сможет ли он нам помочь. Но Маркус прибыл только 17-го. 18-го мы снова не имели возможности тренироваться в зале. В тот день команда три с половиной часа просидела в «МТЛ Арене» в ожидании тренировки, с трибуны наблюдая за тем, как проходит городской турнир по мини-футболу! А на следующий день был домашний матч чемпионата с «Енисеем», в котором мы, к сожалению, уступили. Против «Енисея» Даутит даже заявлен еще не был. Посмотрев наконец Маркуса на тренировках, я сказал Иванову: раньше февраля он нам не поможет. Игрок он обученный, но приехал физически совсем не готовый, с лишним весом, при этом в последнее время нигде не играл.
— То есть вы на срочном подписании контракта с Даутитом не настаивали?
— Нет. Наоборот, Иванов и новый гендиректор Тимофеев сказали: «Мы уже подписали контракт, все равно больше никого не успеем взять». Меня по этому поводу никто и не спрашивал.
— Если уж руководству клуба так хотелось увидеть на площадке Даутита, стоило ли идти на принцип? Вы могли бы отвести от себя удар, дав американцу игровое время в последнем матче прошлого года — против «Динамо».
— Я не привык так работать. У меня есть своя точка зрения. Игру с «Динамо» в Москве мы начали очень удачно, повели — 15:4. Я специально выпустил в составе Сергея Караулова против Алексея Саврасенко. Позже выпускал вместо Караулова Трушкина – а как еще я должен был поступить, если Андрей все это время являлся основным игроком? Мне что, нужно было спонтанно, просто так выпускать на площадку не готового Даутита? Это тренерское решение, и я считаю его правильным. Караулов же в том матче стал лучшим игроком, набрав 25 очков. Есть у этого вопроса и другой аспект. Появление Даутита негативно сказалось на российских игроках. У них сразу пошли разговоры о том, что они никому не нужны, тем более что ребята ведь прекрасно видели в каком состоянии прибыл Даутит в Самару. А если господин Иванов считает себя не только вице-президентом, но еще и великим тренером, то пусть возьмет на себя и эту роль. Желаю ему побед на Олимпиаде и в чемпионае NBA! Думаю, для него это – раз плюнуть!
— Сейчас вы наблюдаете за «Красными Крыльями» со стороны. Какие впечатления?
— Я вижу, что в команде полный хаос. И разобраться в этой ситуации нынешний тренерский штаб не может. При всем уважении к руководящим сегодня «Красными Крыльями» тренерам, они не те люди, которые могут управлять командой, поставить игроков на место, когда это требуется. Это может прозвучать нескромно, но мне уже звонили некоторые ребята и говорили: «Жаль, что вас сейчас нет в команде. У нас полная неразбериха – кто за что отвечает, кто что должен делать? Мы играем те же самые ваши комбинации, но нюансы их выполнения никто не может нам объяснить». Хочу подчеркнуть: я специально за прошедший с моей отставки месяц не звонил ни одному игроку, старался максимально отдалиться от команды.
— Выполнить задачу на чемпионат, считаете, команда в состоянии?
— На момент моего ухода «Красные Крылья» делили шестое-седьмое место, у команды был рисунок игры – вряд ли кто-то с этим будет спорить. Провалы случались, но без них и не могло обходиться при таком построении тренировочной работы. Сейчас «Красные Крылья» скатились уже на восьмое место. Как ни печально, но с таким «управленцем» как Иванов, команда имеет все шансы попасть и на последнюю, девятую строчку. Иванов говорил: «В России нет нормальных игроков, в России ничего нет. Баскетбол – чисто американская игра». Такие слова, на мой взгляд, просто дискредитируют само понятие руководителя баскетбольного клуба в нашей стране.
— Сейчас весь самарский спорт испытывает проблемы – даже давно являющиеся визитной карточкой губернии футбольные «Крылья Советов» и хоккейная «Лада» находятся на грани выживания. Не думаете, что трудности «Красных Крыльев» вписываются в эту общую картину?
— Не зная изнутри положение дел, не стану обобщать. Но на мой взгляд, в случае с «Красными Крыльями» проблема лежит в иной плоскости. Нужен человек, готовый развивать клуб и самарский баскетбол в целом, а не решать какие-то свои задачи. За много лет своей работы в баскетболе я много видел руководителей. Но такого как Иванов – вижу впервые. Доверять подобным людям столь важный, знаковый для Самары вид спорта как баскетбол – это большая ошибка. Уверен, уход господина Иванова стал бы первой помощью для баскетбольного клуба. Жаль, что его имя оказалось таким темным пятном вписано в историю самарского спорта.
Источник
http://samarskieizvestia.ru/document/7858/