Желько Обрадович: «Зачем уходить из команды, с которой ты выиграл 22 титула?» 19  декабря  2011

Спорт-экспресс
На прошлой неделе Москву посетил самый титулованный тренер Европы — Желько Обрадович. "Панатинаикос", которым он руководит более 12 лет, проиграл ЦСКА в матче Евролиги. Но еще до матча знаменитый серб успел рассказать корреспонденту "СЭ" о том, как он сумел выиграть восемь клубных чемпионатов континента с четырьмя разными командами, почему год назад отказался перейти из "Пао" в ЦСКА, и о многом-многом другом.
Если судить по поведению сербского тренера во время игр — человек он жесткий, требовательный и вспыльчивый. Да и разве можно, казалось бы, добиться таких высот в этой профессии, не будучи тираном? Однако в личном общении Обрадович совсем другой — откровенный и доброжелательный. Дать интервью "СЭ" мэтр согласился прямо по ходу тренировки "Панатинаикоса" накануне игры с ЦСКА — причем временных рамок не задавал. И в течение 20 с лишним минут разговора ни разу не намекнул, что пора "закругляться". Строгого наставника сильнейшего клуба Европы в нем в этот момент выдавала лишь вышитая на рубашке эмблема "Пао", над которой блестели шесть золотых звезд — по числу побед в Евролиге. Подумать только: пять из них — его заслуга. А сколько, интересно, этих звезд еще впереди? Ведь по тренерским меркам 51 год — не возраст.

"ПАРТИЗАН" ИЗ ФУЭНЛАБРАДЫ

— Немногие из именитых тренеров были в прошлом баскетболистами топ-уровня. Но вы исключение: в вашей копилке есть и олимпийское серебро Сеула-1988, и золото ЧМ-1990. Почему же вы завершили карьеру игрока столь рано — в 31 год? Насколько я знаю, серьезных травм у вас не было…

— Действительно, здоровье позволяло играть и дальше. Но летом 91-го руководство "Партизана", за который я выступал, предложило мне пост главного тренера. В тот момент я был капитаном сборной Югославии и готовился в составе национальной команды к чемпионату Европы в Италии. Но, получив предложение от "Партизана", решил закончить играть — просто потому, что уже тогда знал, что когда-нибудь стану тренером. На раздумья мне хватило одной ночи, но это решение не было простым, потому что все были против, особенно партнеры по сборной (та команда под руководством Душана Ивковича, за которую выступали Тони Кукоч, Дино Раджа, Владе Дивац, Предраг Данилович, Жарко Паспаль, все-таки защитила в Риме континентальный титул. — Прим. А.С.). Едва ли не единственным, кто меня поддержал, был великий югославский баскетболист и мой друг Драган Кичанович, который в тот момент был вице-президентом "Партизана" и который, собственно, предложил мне эту работу.

— И уже в свой первый сезон в качестве главного тренера, будучи 32 лет от роду, вы выиграли Евролигу! Как такое возможно?

— Это было очень тяжелое время для Югославии. Из-за войны ФИБА предписала всем командам страны проводить международные игры за границей. И "Партизан" все домашние встречи того сезона, за исключением одной, провел в испанской Фуэнлабраде — пригороде Мадрида. Мотивация молодых игроков была запредельной, как и моя, ведь это был мой первый сезон в качестве тренера. И не знаю точно как (смеется), но мы выиграли всё — чемпионат и Кубок Югославии, а также Евролигу. Конечно, это крайне необычная ситуация для человека, впервые оказавшегося у руля команды. И тем не менее это произошло!

Тот "Партизан" — уникальная команда. Ее лидерами были 24-летний Саша Джорджевич и 21-летний Предраг Данилович, игравшие за сборную Югославии. Еще трое парней выступали за молодежную сборную страны. Лишь первый сезон в большом баскетболе проводил Желько Ребрача, которому было 19 лет. Но главное — шесть игроков основы не имели до этого никакого опыта международных матчей! И в итоге "Партизан" стал самой молодой командой (средний возраст — 21,7 года. — Прим. А.С.), когда-либо выигрывавшей клубный чемпионат Европы. Еще я должен сказать, что мне очень помог профессор Александар Николич, который активно консультировал меня в первые два года тренерской работы (легендарный югославский тренер, чьими учениками также являются Ивкович, Божидар Малкович и Богдан Таневич. — Прим. А.С.).

Эта победа была достигнута ценой невероятных усилий, потому я так горжусь тем "Партизаном". Всем было очень тяжело переживать события, происходившие на родине. Но нам повезло с домашней площадкой: жители Фуэнлабрады стали воспринимать нашу команду как свою. Кстати, в честь 20-летнего юбилея той нашей победы в Евролиге один из испанских каналов сейчас снимает документальный фильм. И когда телевизионщики приехали брать у меня интервью, выяснилось, что они до сих пор называют ту команду "Партизан" (Фуэнлабрада). Я их поправляю: говорю, что "Партизан"-то из Белграда. А они мне: "Нет-нет, из Фуэнлабрады". Никогда не забуду той теплоты, с которой нас поддерживали испанские болельщики.

ЕДИНСТВЕННО ВЕРНЫЙ ПУТЬ

— Как вам удалось, будучи еще совсем не старым тренером, столько всего выиграть?

— Любые титулы — это в первую очередь заслуга баскетболистов. Они — самое важное звено в команде. А я лишь пытаюсь создавать хорошую атмосферу в коллективе, чтобы все друг друга уважали. И стремлюсь к тому, чтобы у игроков была общая философия. Каждый должен понимать, зачем мы играем, как мы играем и что это значит — носить майку с эмблемой "Панатинаикоса". Плюс, конечно, очень важно любить свою работу и получать от нее истинное удовольствие. Я счастлив иметь возможность приходить в зал, работать там с утра до вечера, общаться со своими игроками и ассистентами. Ведь мне повезло заниматься именно тем, что мне нравится.

— В "Панатинаикосе" вы работаете уже 13-й год — случай для современного баскетбола уникальный. Видимо, все дело как раз в хорошей атмосфере, которую вам удается поддерживать в афинской команде на протяжении долгих лет?

— Какого-то конкретного рецепта тут не существует. Зато есть множество деталей, и все они важны. Каждый сезон начинается с того, что мы стараемся помочь новичкам влиться в коллектив. От меня и от ветеранов команды зависит, насколько комфортно недавно пришедшие игроки будут чувствовать себя не только на тренировках и в играх, но и вне площадки. Кроме того, навыки психолога необходимы тренеру для того, чтобы подопечные постоянно сохраняли мотивацию и концентрацию. Ты можешь быть сколько угодно классным баскетболистом, но если ты не мотивирован, то не сможешь сыграть выше определенного "потолка". А потеряв концентрацию, можно допустить всего одну ошибку, но именно она окажется роковой. Ведь исход многих матчей решает одна потеря, или один подбор, или один точный бросок. Если же игроки выложились на площадке без остатка, а команда все равно проиграла, то мне не в чем упрекнуть их — мы просто поздравляем соперника с победой и продолжаем работать — до тех пор пока не завоюем титул.

— Чтобы выигрывать одну Евролигу за другой, необходимо множество сильных игроков. А из-за того, что у каждой из звезд свой характер, иногда возникают конфликты, вредящие командным интересам. В вашей карьере подобные случаи бывали?

— Ни разу. Конечно, по ходу каждого сезона у любой команды бывает сложный период. Но в этот момент нужно не обвинять всех без разбора, а спокойно и честно поговорить, глядя друг другу прямо в глаза. Мне не нравится обсуждать кого-то, кто не присутствует при этом разговоре. Если я беседую с игроком своей команды о ком-то третьем, этот третий тоже должен слышать, что о нем думают. Никогда нельзя говорить за спиной.

— Значит, в этом и есть секрет вашего успеха?

— Никакой это не секрет. Это единственный путь.

НЕ НАДОЕЛО ЛИ МНЕ ТРЕНИРОВАТЬ? НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!

— Есть мнение, что среди всех баскетболистов разыгрывающие — самые умные и именно из них выходят самые хорошие тренеры. Как бывший плеймейкер, можете подтвердить эту теорию?

— Не думаю, что здесь есть какая-то связь. Крешимир Чосич, например, был центровым, что не помешало ему стать одним из лучших тренеров в истории югославского баскетбола. Все это очень индивидуально. Как я уже сказал, нужно прежде всего любить свою работу. А еще — быть готовым отвечать на вопросы игроков. Став тренером, я не спал толком на протяжении двух месяцев. Потому что любое упражнение, которое я даю игрокам на тренировке, должно иметь какую-то цель. А я должен быть готов ответить, какую именно. Баскетболисты ведь все сплошь умные, любят задавать вопросы. И если тебя спрашивают: " зачем?" — а ты не знаешь ответа, значит, у тебя большие проблемы. Потому что если игроки не доверяют наставнику, команда обречена на провал.

— В начале тренерской карьеры вы выигрывали титулы клубного чемпиона Европы по одному с каждой командой: "Партизан"-1991/92, "Ховентуд"-1993/94, "Реал"-1994/95… Но с "Панатинаикосом" становились чемпионом Евролиги уже пять раз. Неужели не надоело? Где умудряетесь продолжать черпать мотивацию?

— (Улыбается.) Я ведь уже говорил вам, откуда берется моя мотивация: я очень люблю то, что делаю. И мое отношение к работе сегодня точно такое же, как и в 1991 году: я по-прежнему такой же "голодный", все так же получаю удовольствие от отлаживания командной игры, от работы с молодыми баскетболистами, которые каждый год приходят в команду… Они напоминают мне о "Партизане" 20-летней давности, где каждый игрок был сверхмотивирован. И сейчас я объясняю юным игрокам: "Именно вы должны заражать всю команду своим настроем, носиться по площадке как сумасшедшие, пахать в защите, самоотверженно идти в атаку — в общем, отдавать всего себя баскетболу". И пока во мне не утихнет эта страсть — боюсь, вы не дождетесь, что я уйду с тренерской работы (смеется).

Почему именно "Панатинаикос"? Судите сами. Я пришел в эту команду в 1999 году — и мы сразу завоевали титулы в национальном чемпионате и Евролиге ФИБА. А за 12 лет "Пао" выиграл 11 чемпионатов Греции, шесть Кубков страны и пять раз завоевал главный еврокубок. Сыграть в 27 финалах и взять 22 трофея — разве это плохо? После этого возникает только одно желание — продолжать! Тем более что с руководством афинского клуба у меня отличное взаимопонимание, а с болельщиками и вовсе особенные отношения.

ТРОЕ ИЗ 24 ТРЕНЕРОВ ЕВРОЛИГИ ИЗ ОДНОГО ГОРОДА

— И все-таки скажите честно: почему вы год назад отклонили предложение ЦСКА, который искал нового тренера после увольнения Душко Вуйошевича? Неужели вам совсем не хотелось выиграть Евролигу с пятой командой?

— С президентом армейского клуба Андреем Ватутиным меня связывают хорошие отношения. С ним всегда приятно пообщаться на самые разные темы, когда выдается такая возможность. Но я не тот человек, который, имея контракт с одной командой, ведет переговоры с другой. Кроме того, я принципиально не рассматриваю никаких предложений по ходу сезона — для этого существует лето. Иначе я проявил бы неуважение не только к себе, но и к своим игрокам, и к болельщикам "Панатинаикоса". Вот следующим летом у меня как раз заканчивает действовать контракт — тогда и можно будет обсуждать разные варианты.

— Как серб, много лет проработавший за границей, можете предположить, почему у вашего соотечественника Вуйошевича, добившегося немалых успехов с "Партизаном", не сложилось в ЦСКА?

— Не могу сказать ничего конкретного, поскольку не знаю ситуацию изнутри. Дуле действительно великолепный специалист, но что именно произошло здесь, в Москве, я не знаю. Хотя в целом тренеру требуется определенное время, чтобы добиться результата на новом месте.

— Один из ярчайших моментов вашей карьеры — золото чемпионата мира-1998, где сборная Югославии, которую возглавляли вы и Ивкович, победила Россию с разницей в два очка. Не хотите ли вновь воссоздать тренерский тандем с Ивковичем и видите ли себя вообще у руля какой-либо национальной команды?

— Нет-нет-нет! Всего я провел в сборных Югославии/Сербии и Черногории 12 лет. В том числе на семи крупных турнирах побывал в качестве главного тренера. Сначала все шло здорово: серебро Олимпиады-1996 в Атланте, золото ЧЕ-1997 и упомянутого вами ЧМ-1998. А на Евробаскете-1999 во Франции мы завоевали бронзу, хотя участие в том турнире было для нас катастрофой из-за бомбежек Югославии… Но после неудачных результатов в олимпийских Афинах-2004 и на ЧЕ-2005 (11-е и 9-е места соответственно. — Прим. А.С.) я решил остановиться. Я не заявляю, что ни при каких обстоятельствах не возглавлю больше сборную Сербии или другой страны — все-таки никогда нельзя говорить "никогда". Но на данный момент я этого себе не представляю. Почему? Во-первых, потому что мне очень хорошо работается в клубе. Во-вторых, из-за занятости в сборной я 12 лет провел без отпуска. Сейчас у меня есть возможность ежегодно проводить с семьей и друзьями минимум два месяца. А заодно — подзарядить батарейки, чтобы с новыми силами окунуться в клубный сезон.

— Можете рассказать о своей семье?

— Мою дочь зовут Аня, ей 26 лет. Сыну Джордже скоро исполнится 13. Ему нравится баскетбол, он немного играет. Но, честно говоря, не очень хочу разговаривать на эту тему.

— Ваш родной город Чачак с населением всего 70 тысяч человек известен тем, что в нем родилось очень много баскетболистов: Кичанович, с которым вы много лет бок о бок работали в "Партизане", игрок сборной Сербии Урош Трипкович, выступающий за красноярский "Енисей" Марко Маринович… А еще есть два футболиста, играющих сейчас в российской премьер-лиге, — динамовец Марко Ломич и спартаковец из Нальчика Милан Йованович. Но, наверное, знаменитость номер один там это вы?

— Ну, номеров я не расставлял бы. Хотя баскетбольные традиции в городе действительно потрясающие. Достаточно сказать, что из 24 главных тренеров клубов Евролиги этого сезона трое представляют Чачак! Помимо меня это Влада Йованович из "Партизана" и Владимир Андроич из "Загреба". Для столь маленького городка это уникальное достижение. Я приезжаю в Чачак каждый год навестить маму. Конечно, на улицах меня узнают — есть даже те, кто смотрел все мои матчи в качестве игрока. Но для меня это просто родина, а не место, где тебя носят на руках.
Источник http://www.sport-express.ru/newspaper/2011-12-19/16_1/