Евролига планирует чаще применять видеоповторы 24  февраля  2011

Спорт-экспресс
В конце прошлой недели Москву посетил грек Костас Ригас — один из лучших арбитров всех времен, ныне возглавляющий судейский департамент Евролиги.
За выходные Ригас успел провести семинар для российских судей, комиссаров и тренеров, посетить матч ПБЛ "Химки" — "Локомотив" и дать интервью корреспонденту "СЭ". Наша встреча с 66-летним греком и его российским коллегой, директором ПБЛ по судейству Юрием Погорелкиным, состоялась морозным субботним утром в холле одной из столичных гостиниц.

— Прежде всего, примите извинения за не очень радушный прием, оказанный вам московской погодой…

— Пустяки! У нас в Барселоне (в этом городе расположена штаб-квартира Евролиги. — Прим. А.С.) сейчас тоже 20 градусов. (Улыбается.) Только в Москве ниже нуля, а в Испании — выше.

— Вы уже третий раз приезжаете в Россию, часто путешествуете и по другим европейским странам. С чем связана необходимость так часто проводить семинары?

— С 2000 года, когда была образована Евролига ULEB, такие мероприятия мы ежегодно организуем в межсезонье. Плюс иногда встречаемся и по ходу сезона, как сейчас. Кстати, в нынешнем семинаре примут участие не только судьи и комиссары, но и тренеры. Для нас очень важно взаимопонимание между всеми участниками матча. Нужно объяснять тренерам трактовки различных игровых ситуаций, чтобы они не слишком часто возмущались действиями арбитров. Ведь неспортивное поведение вредит баскетболу, и его вероятность нужно минимизировать. К тому же с этого сезона вступили в силу новые правила. Важно, чтобы все понимали их одинаково.

— Лично вы поддерживаете все новшества в правилах или с чем-то не согласны?

— Вообще-то я не могу говорить только от себя. Как правило, на заседаниях Всемирной технической комиссии (этот орган ФИБА отвечает за изменения в правилах. — Прим. А.С.) я лишь излагаю позицию тренеров, которую они озвучивают на наших встречах. Но в данном случае мое субъективное мнение совпадает с большинством: эти изменения были действительно нужны. Например, вбрасывание после тайм-аута в две последние минуты матча теперь проводится не от центральной линии, а еще ближе к кольцу, на уровне вершины трехочковой дуги. Казалось бы, мелочь. Но результат налицо: в Евролиге стало гораздо больше напряженных концовок и матчей, исход которых решается с финальной сиреной. То есть игра стала зрелищнее.

— Известный российский арбитр Михаил Давыдов, также входящий в техническую комиссию ФИБА, выступает против слепого копирования правил НБА, в частности, — против полукруга под кольцом, где не фиксируются фолы в нападении. Кстати, в свое время Евролига уже попробовала ввести это правило, но затем отказалась от него…

— Но вы же не думаете, что в НБА сидят одни дураки? Лично я полностью поддерживаю это правило. Оно давно и успешно работает за океаном. Еще несколько десятков лет назад, когда я сам играл в баскетбол, тренер постоянно говорил мне: в защите надо играть, а не стоять! А что мы видели до недавнего времени в Европе? Высокорослый игрок встает под кольцом, как вкопанный, и ждет, когда в него врежется соперник. Никто не хочет двигаться в защите — все думают только о том, как бы спровоцировать фол в нападении. Новые правила "выгнали" игроков из-под кольца, и благодаря этому и обороне, и нападение стали разнообразнее. Если мой друг Миша считает иначе — это его право. Но именно за это изменение в первую очередь выступали тренеры.

— Правила НБА тоже не стоят на месте. Например, с этого сезона там значительно расширили диапазон случаев, когда судьям разрешено использовать видеоповторы. Евролига тоже пойдет по этому пути?

— Она по нему уже идет. Сейчас правила ФИБА предусматривают лишь две-три спорные ситуации, позволяющие арбитрам прибегать к помощи техники (для определения, успел ли игрок выполнить бросок одновременно с сиреной об окончании периода, а также для определения ценности этого броска — 2 или 3 очка. — Прим. А.С.). В Евролиге таких ситуаций десять. Правда, в НБА их еще больше. И я поддерживаю дальнейшее расширение этих рамок в Европе — конечно, в разумных пределах. Скажем, почему положение ног игрока на трехочковой линии можно определять только при броске на последних секундах? Ведь решающим для исхода игры может оказаться и попадание за минуту до сирены.

— В отличие от чемпионата России, в Евролиге и Кубке Европы команды гораздо реже высказывают недовольство судейством. Это совместные семинары арбитров и тренеров так действуют?

— Не только. В двух главных еврокубках работает, на мой взгляд, очень хорошая схема ротации. Понятно, что все арбитры разные, и восприятие игры у них отличается. Поэтому мы добились, чтобы каждый судья за два групповых этапа обслуживал матчи одной и той же команды не более двух раз. Если вы часто посещали международные игры ЦСКА и "Химок", то, готов поспорить, не видели дважды за один сезон ни одного арбитра. Представляете, сколько судей для этого приходится задействовать?

— Тем более странно, что в этой системе по-прежнему "вращается" всего один россиянин — Сергей Михайлов. Сказываются последствия судейского скандала, прогремевшего в нашей стране прошлой весной?

— Об этом скандале я не вправе судить, поскольку не владею достаточной информацией. Одного не могу понять: если все вокруг знают, что Буланов и Круг намеренно помогали одной команде обыграть другую, то почему эти люди продолжают судить матчи чемпионата России?

— Из знаменитой аудиозаписи можно сделать вывод, что судьи не извлекали личной выгоды от этой "помощи", а действовали так по указке сверху. Сейчас, после создания независимой от РФБ профессиональной лиги, это давление исчезло.

— Вот видите. Я же говорю, что не владею информацией. Если так, то несложно предположить, почему теперь ситуация в вашем чемпионате изменилась. Ведь новую лигу создали именно клубы, которые были заинтересованы в изменении старой системы. Сейчас все команды ПБЛ находятся в одной "лодке" и результаты матчей очень сложно предсказать.

— Судейство стало чище еще и потому, что в ПБЛ работает принципиально новая система контроля за работой арбитров, — вступил в беседу Погорелкин. — Каждый матч снимается на видео и анализируется специальной группой, которая фиксирует все допущенные ошибки. А потом список этих ошибок направляется судьям. Если у кого-то число неправильных решений оказывается чересчур высоким, арбитру делается замечание. И либо он исправляется, либо реже назначается на игры, а значит — меньше зарабатывает. Таким образом, судьи заинтересованы в том, чтобы работать честно.

— И все же в России мало хороших молодых арбитров, — сетует Ригас. — Я регулярно судил финальные матчи с Давыдовым и Григорьевым, а достойной смены им пока не вижу.

— Но ведь есть, к примеру, Давыдов-младший…

— Мне нравится, как работает Алексей. Если судить по лицу, он еще совсем ребенок, но по работе — профессионал. Своими движениями он напоминает мне отца. Я бы мог пригласить Алексея работать в Евролиге и Кубке Европы, но здесь есть определенные политические нюансы, касающиеся наших отношений с FIBA-Europe. Хотя в целом я очень доволен сотрудничеством с этой федерацией. Она ежегодно делегирует в наши турниры лучших арбитров. Например, этим летом FIBA-Europe рекомендовала нам восемь новых судей, и все они сейчас работают в системе ULEB.

— Напоследок — небаскетбольный вопрос. Успеваете ли вы следить за другими видами спорта?

— Очень люблю футбол, как и все греки. Когда бывает возможность, хожу на домашние матчи "Барселоны". Иногда играю в волейбол.

— А за какой из двух греческих футбольных суперклубов болеете — за "Панатинаикос" или за "Олимпиакос"?

— Ни за какой. Ведь они соперничают и в баскетболе, а судья должен быть беспристрастным. Клубные цвета я сбросил с себя очень давно — как только взял в рот свисток.
Источник http://www.sport-express.ru/newspaper/2011-02-24/13_2/