Спорт-экспресс
Предыдущие девять сезонов победителем опроса "СЭ" неизменно становился кто-то из игроков ЦСКА. Но, как говорится, ничто не вечно под луной. Оказывается, армейцы иногда даже не попадают в "Финал четырех" Евролиги. А опрос "СЭ" выигрывает представитель другого российского клуба.
То, что в роли нарушителя традиций выступил 26-летний центровой УНИКСа Мацей Лямпе, весьма символично. Пусть казанцы довольствовались лишь бронзой российского чемпионата, они стали первой со времен "Урал-Грейта" начала 2000-х отечественной командой, сумевшей выиграть у ЦСКА "сезонную серию" — три победы в пяти матчах ПБЛ и Единой лиги ВТБ. Обскакал УНИКС армейцев и на международной арене. В то время как ЦСКА вылетел из Евролиги после первого же группового этапа, казанский клуб принес России второй в ее истории Кубок Европы.
Другое дело, что УНИКС-2010/11 запомнился прежде всего слаженной командной игрой, а не индивидуальными подвигами звезд. Поэтому предсказать заранее триумф Лямпе было очень сложно. Видимо, участников опроса подкупила незаурядная стабильность поляка. Лямпе отыграл весь сезон почти без спадов. Впрочем, примерно то же самое можно сказать и о капитане "Химок" Сергее Моне. Тот значил для своего клуба даже больше, чем Лямпе — для своего. И, по мнению экспертов "СЭ", тоже был вполне достоин звания игрока года.
Однако победил Лямпе, который сейчас отдыхает с семьей в США. Это интервью он дал еще 16 июня — в день заключительного матча финальной серии плей-офф между "Химками" и ЦСКА и на следующие сутки после возвращения УНИКСа из Краснодара, где казанцы оформили сухую победу в бронзовой серии над "Локомотивом". Подойдя к телефону в первый раз, Лямпе попросил перезвонить через пару часов, объяснив, что вместе с одноклубниками отмечает окончание сезона в одном из ресторанов Казани. Честно говоря, не подойди поляк к телефону в назначенный срок, я не сильно удивился бы. Однако Лямпе оказался на редкость пунктуальным. Недаром славянин он только по крови, а по паспорту — подданный короля Швеции Карла XVI.
— Раньше вам доводилось получать звания MVP какого-нибудь турнира? — спросил я Лямпе, предварительно поздравив его с победой в опросе "СЭ".
— Конечно. Когда был ребенком, это происходило довольно часто. По нескольку раз в год. А вот во взрослом баскетболе это второй такой титул. Первый получил в 2008 году, когда выиграл Кубок России с "Химками". Впрочем, тогда больше радовался победе команды, а не своему призу. Сейчас все наоборот. Приятно, что коллеги назвали меня лучшим. Но не могу сказать, что меня переполняют положительные эмоции.
— Почему?
— Во-первых, очень устал. Это был самый длинный клубный сезон в карьере. Чувствую себя как выжатый лимон. Во-вторых, бронза — не тот результат, на который УНИКС нацеливался перед плей-офф. Команда выиграла регулярный чемпионат и собиралась бороться за золото, но... То, что произошло с нами в полуфинальной серии против "Химкок", — катастрофа. Хорошо еще, что удалось завоевать Кубок Европы. Иначе ощущения были бы совсем плохими.
— Почему все-таки не удалось дожать "Химки" в полуфинале ПБЛ? Может, поведя в серии со счетом 2-0, УНИКС расслабился?
— Если скажу, что мы расслабились, то обижу "Химки", которые достойны всяческого уважения. И все же считаю: путевку в финал УНИКС сопернику подарил. В концовке четвертого матча все было в наших руках. Мы отыграли огромное отставание, повели в счете и владели психологическим преимуществом. Но несколько глупых ошибок свели все усилия на нет. После этого оставалось только кусать себе локти. На пятый матч мы вышли уже "никакие".
— Насколько серьезной потерей для УНИКСа стала травма Маккарти?
— Безусловно, в плей-офф нам не хватало Келли. Однако команда и без него была вполне конкурентоспособной. Возможно, мы немного подсели физически, но все равно продолжали получать удовольствие от игры.
— Как восприняли победу ЦСКА над "Химками" в финале?
— А ЦСКА уже выиграл?
— Да. В четвертом матче и по всем статьям.
— Там, где УНИКС отмечал окончание сезона, у меня не было возможности смотреть трансляцию, и результат я узнал сейчас от вас. Честно говоря, удивлен. Практически не сомневался, что "Химки" сравняют счет в серии. В финале болел за них. И полагал, что они способны победить ЦСКА.
— УНИКС мог бы выиграть у ЦСКА финальную серию?
— Думаю, да. Последние матчи с армейцами складывались для нас удачно. К тому же в финале мы, в отличие от "Химок", имели бы преимущество своей площадки. Это немаловажный фактор.
— Выигрыш Кубка Европы гарантировал УНИКСу участие в Евролиге-2011/12. Это может повлиять на ваш выбор?
— Моя будущая команда обязательно должна играть в Евролиге. Это даже не обсуждается.
— Тогда как вы оцениваете перспективу дальнейшего сотрудничества с Евгением Пашутиным, под руководством которого вы провели, возможно, лучший сезон в карьере?
— Пашутин — очень сильный тренер. Наша победа в Кубке Европы — во многом его заслуга. Он прекрасный мотиватор и не прощает игроку даже секундной расслабленности. Пашутин — максималист по натуре. И требует такого же подхода от игроков. Порой его жесткий стиль управления провоцирует конфликты, но они быстро гаснут, потому что Пашутин никогда не переходит на оскорбления. А его изнуряющие тренировки дают результат, который всех устраивает.
— В УНИКСе-2010/11 вы играли центрового. Но теперь команда, похоже, приобретает сразу двух пятых "номеров" — Натана Джавая и Алексея Саврасенко (на момент разговора контракты с ними еще не были подписаны. — Прим. А.Б.) . Готовы сменить амплуа?
— Роль центрового мне ближе. Но если тренер передвинет на четвертого "номера", спокойно сыграю и там. Главное — ощущать доверие к себе, а не появляться на площадке от случая к случаю, как было в "Маккаби" (в сезоне-2009/10. — Прим. А.Б.).
— Желанием возвращаться в Тель-Авив вы явно не горите. А как насчет НБА, где вы отыграли три сезона за "Нью-Йорк", "Финикс", "Нью-Орлеан" и "Хьюстон"?
— Я еще достаточно молод и, конечно, мечтаю вернуться в НБА. Но перед этим планирую выиграть Евролигу. Как только сделаю это — ждите меня в Америке. Обо мне там хорошо проинформированы. В случае успешного выступления в Евролиге, мне не составит труда заключить хороший контракт с клубом НБА.
— В "Химках" вашим одноклубником был Тимофей Мозгов, который прошлой осенью отправился именно в НБА, но провел дебютный сезон не слишком успешно. Не рановато ли он уехал?
— Когда я попал в "Нью-Йорк", мне было 18. А Мозгову сейчас 24 — он давно уже не мальчик. Мне кажется, он обладает всеми качествами, чтобы заиграть в НБА. Важно не зацикливаться на первых неудачах и спокойно ждать своего шанса, который при должном отношении к делу тебе обязательно дадут. Ну и желательно хорошо выучить английский. Чтобы на равных общаться с партнерами, тренерами, прессой. Молчунов в Америке не любят.
— А вы за четыре российских сезона русский освоили?
— В пределах разговорной лексики. Особенно ненормативной. (Смеется.) Вообще мне очень нравится в вашей стране. У России, конечно, есть недостатки. Суровый климат, например. Или пробки. Зато у вас прекрасная кухня и замечательные люди. В Казани — более закрытые, чем в Москве. Но все равно доброжелательные и отзывчивые.
— Особенно за рулем. Принятый в России стиль вождения вам по душе?
— (Смеется.) Шутку понял. Да, на дорогах у вас такое творится… С другой стороны, иногда я сам не прочь нарушить какое-нибудь дурацкое правило.
— Проблемы с полицией по этому поводу возникали?
— Пока нет. Но я уверен, что легко найду с русскими полицейскими общий язык.
— Надеетесь, что они признают в вас баскетболиста и поэтому простят?
— Не исключено. За последние полтора месяца меня на улицах Казани стали узнавать гораздо чаще, чем раньше.
— Чем кроме прогулок по городу занимаетесь в свободное время?
— Стараюсь уделять максимум внимания семье. Хотя начиная с января мы могли общаться только по "скайпу". Жена улетела рожать в Аризону, где появился на свет наш второй сынишка.
— Ваша супруга — американка?
— Да. Мы познакомились с Джанел, когда я играл за "Финикс" (в сезоне-2004/05. — Прим. А.Б.). Жду не дождусь снова увидеть ее, Доминика, Ноа. Планирую провести с ними все лето.
— Но ведь уже в августе стартует чемпионат Европы…
— За сборную Польши я в этом году не сыграю. Кстати, как и другие ведущие баскетболисты страны. Позади очень тяжелый сезон, а реальных шансов отобраться на Олимпиаду у нашей команды нет. Пусть молодежь набирается опыта.
— Как известно, детство и юность вы провели в Швеции. Могли бы сейчас выступать за сборную этой страны?
— Вполне. Мои родители живут в Стокгольме. В Лодзи, откуда они уехали, когда мне было пять лет, остались только бабушка и дедушка. Но я все равно считаю себя поляком. Это моя родина. Поэтому на предложение шведской федерации ответил отказом. В то же время я люблю Швецию. Там у меня много друзей. Правда, большинство из них — по национальности не шведы. В районе, где я рос, в основном жили эмигранты из Югославии и Африки. В какой-то степени это способствовало моему выбору в пользу баскетбола. Хотя до 14 лет я параллельно занимался хоккеем и футболом.
— Техника броска у вас действительно "югославская". Может, и тренировали вас специалисты из этой страны?
— Нет. Бросок мне ставил замечательный шведский специалист Йоаким Самуэльссон. Я многим ему обязан. На протяжении нескольких лет наша молодежная команда вообще никому не проигрывала. Дважды мы побеждали на "Кубке Скании" — престижном региональном турнире, матчи которого собирают ведущих европейских скаутов. Так я и попал сначала в "Реал" (в 2001 году. — Прим. А.Б.), а оттуда — в НБА. Кстати, вместе со мной под руководством Самуэльссона играл Дамир Маркота (форвард сборной Хорватии, как и Лямпе, имеющий опыт выступлений в НБА. — Прим. А.Б.). Когда он был маленьким, его семья тоже перебралась в Стокгольм. Мы росли вместе. И относимся друг к другу как братья.
— А кого из игроков НБА можете назвать своим самым близким другом?
— Курта Томаса. Мы с ним пересеклись в "Нью-Йорке". Но больше всего знакомых осталось в Финиксе, куда я сейчас и полечу к своей семье.
— Обрадовались победе "Далласа" над "Майами" в финале плей-офф НБА?
— Наоборот, расстроился. Здорово, конечно, что Джейсон Кидд стал наконец чемпионом. Но очень обидно за Леброна Джеймса. Я считаю его лучшим баскетболистом мира. К тому же Леброна задрафтовали в тот же год, что и меня. С тех пор мы немного знакомы.
Источник
http://www.sport-express.ru/newspaper/2011-06-27/12_2/