Йонас Казлаускас: Новых звезд из НБА у нас не будет! 23  ноября  2011

Советский спорт
В понедельник главному тренеру ЦСКА Йонасу Казлаускасу исполнилось 57 лет. Накануне старта второго круга регулярного чемпионата Евролиги в эксклюзивном интервью «Советскому спорту» он рассказал о самых дорогих подарках в его жизни, вспомнил, как наряжался в костюм Деда Мороза, поведал об обидах баскетболистов и «стройке», которая сейчас ведется в армейском клубе.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Йонас КАЗЛАУСКАС

Родился 21 ноября 1954 года в Паневежисе (Литва).

В качестве игрока выступал на позиции атакующего защитника в составе «Статибы» (Вильнюс) в 1973–1985 годах.

Тренировал каунасский «Жальгирис» (1994–2000), «Летувос Ритас» (2000–2004), греческий «Олимпиакос» (2004–2006). Работал со сборными Литвы (1997–2001), Китая (2005–2008) и Греции (2009–2010). 28 февраля 2011 года назначен на пост главного тренера ЦСКА.

Достижения в тренерской карьере: обладатель Кубка Сапорты (1998), победитель Евролиги (1999), бронзовый призер Олимпийских игр (2000), шестикратный чемпион Литвы (1995–1999, 2002), чемпион Азии (2005), победитель Азиатских игр (2006), бронзовый призер чемпионата Европы (2009), чемпион России (2011). Был признан лучшим тренером Литвы по итогам 2002 года.

«В ЖИЗНИ СДЕЛАЛ МНОГО ОШИБОК»

У Казлаускаса, кажется, всегда вне площадки хорошее настроение. Это во время игры он может накричать, помахать руками или потопать ногами. Но быстро отходит, и снова появляется милая улыбка. Таким он и встречает вашего корреспондента на пороге тренерской в УСК ЦСКА.

Небольшой кабинет увешан фотографиями из армейской, конечно же, жизни. Здесь найдется место и для нашего подарка – обложки «Советского спорта», на которой президент красно-синих Андрей Ватутин поливает его шампанским после победы в последнем чемпионате России.

– Босс как раз все время высказывает мне, что здесь нет ни одной совместной с ним фотографии, – улыбается Йонас, разглядывая сувенир. – Пусть порадуется. Так что вы попали в точку!

– Отпраздновать день рождения удалось? – интересуюсь, пока мы размещаемся.

– В рамках допустимого. Немножко посидели с коллективом нашего офиса, пообщались, – хитро щурится тренер.

– Какие напитки предпочитаете?

– Красное вино, но не могу сказать, что большой любитель. Нравится «Мерло».

– Можете назвать самый дорогой подарок, который вы когда-либо получали? – озадачиваю наставника.

– Наверное, две дочери, которых мне подарила жена, – отвечает он, взяв несколько секунд на размышление.

– А самый оригинальный сувенир?

– Сразу не вспомню. Здесь надо хорошенько подумать, чтобы не ошибиться, – Йонас педант во всем.

– Ну, хотя бы помните, что выпрашивали в детстве у родителей?

– Когда я был маленьким, мы жили в доме в Паневежисе, который построила моя мама и две ее сестры. И каждое Рождество нам устраивали розыгрыш. Мама постоянно говорила, что отца срочно вызвали на работу. Он уходил, переодевался в Деда Мороза и возвращался с подарками, которые родители выбирали сами. А мы рассказывали стишки или пели. И так происходило до тех пор, пока однажды мы не поняли, что же это за дедушка…

Потом у меня появилась семья, и я уже сам переодевался…

– Дети узнавали?

– Нет, дочки же совсем маленькими были. А в прошлом году нарядился в Деда Мороза для внучки. Вот и сейчас буду думать, что делать – теперь у меня еще и внук появился…

– Любите сюрпризы делать?

– Да. Особенно если подарок нравится, если чувствую, что это именно то, что было нужно.

– Вы счастливый человек? – поинтересовался я, глядя на то, с каким упоением Йонас рассказывает о своей семье.

– Думаю, да. Хорошая семья, дочки, внуки, друзья вокруг меня. Было много хорошего и в спорте. Взять хотя бы победу с «Жальгирисом» в Евролиге в 99‑м году. Мы тогда прилетели в Каунас, и только представьте – ехали на автобусе в центр города, а вдоль дороги плечом к плечу стояли люди. Все 15–20 километров! Разве это не счастье? А потом была совсем молодая сборная Литвы, показавшая блестящую игру и завоевавшая бронзу на Олимпиаде-2000…

– Можете одним словом охарактеризовать свою жизнь?

– Она слишком долгая для одного слова, – смеется Казлаускас. – Лучше скажу вам свой жизненный принцип: я никому не завидую и не хочу, чтобы кто-нибудь мне завидовал.

– Стали бы что-нибудь менять, будь такая возможность?

– Глупо говорить, что ты не делал по жизни ошибок. Их очень много, – не пытается увильнуть тренер. – Но если бы я что-то и хотел изменить, то лишь те моменты, когда кого-то обидел. Словом ли, поведением ли…

«ПРЕДАТЕЛИ НА ВОЙНЕ, А ЭТО – СПОРТ»

– Еще один подарок на день рождения вам преподнесла Евролига. Матч с «Жальгирисом» на носу...

– Конечно, этот клуб в моем сердце. Я проработал в нем шесть лет. Хорошие результаты, приятные воспоминания. Когда есть возможность – слежу за его игрой. Это же символ нашего литовского баскетбола. Но, – вздыхает Йонас, – хочется еще лучше сделать свою работу здесь, в Москве. А для этого придется победить каунасский клуб.

– Когда смотрите на вывеску «ЦСКА – «Жальгирис», что первое в памяти всплывает?

– Противостояние в 80‑х. Специально ездил на эти матчи из Вильнюса, когда закончил свою карьеру. Хорошо, что меня узнавали и проблем с билетами не было.

– Какой матч вам особенно запомнился?

– Мне больше запомнился наш поединок с армейцами (всю свою карьеру игрока Казлаускас провел в «Статибе» из Вильнюса). Мы проигрывали одно очко, но у нас оставалась последняя атака, которую тренер доверил завершать мне. Я поймал на обманном движении Станислава Еремина, начал делать дриблинг и попал себе в ногу. Мяч улетел в аут, и мы проиграли, – сейчас уже с улыбкой рассказывает литовский специалист. – Это для Еремина тот поединок был «одним из», а я сильно переживал.

– Как вы, кстати, умудрились после карьеры в «Статибе» спустя девять лет оказаться главным тренером вашего же злейшего врага – «Жальгириса»?

– Да, это редкий случай. Я тренировал юношескую сборную Литвы. И когда ребятам было по 18, мы выиграли чемпионат Европы. В Каунасе решили, что я молодой, перспективный тренер, и пригласили.

– Болельщики предателем не окрестили?

– Предатели на войне бывают. А это – спорт, шоу. Все равно что из одного цирка перейти в другой.

ПУСТОЙ АВТОБУС

– Перейдем к ЦСКА. Чем нынешняя команда отличается от той, что вы приняли в феврале, если абстрагироваться от фамилий?

– Тяжело от этого абстрагироваться. Ведь появились новые игроки, команда помолодела. Но главное – нам удалось поменять атмосферу внутри коллектива. Раньше ведь как было – едешь на игру будто в пустом автобусе. Никто не шутит, полная тишина. А сейчас сплошные подколки. Это хорошо. Когда ребята в рутине, ими тяжело управлять.

Но я сразу хочу оговориться – это только начало. Мы хотим побеждать, а на дворе еще только ноябрь. Не нужно говорить про сформировавшийся ЦСКА. Все только начинается. Мы рады, что пока нам везет. Но глаза должны быть открыты, чтобы не потерять бдительность.

– Молодежь это понимает?

– Все понимают. Мы объяснили: «Собрали вас, чтобы выигрывать, получать титулы. Это ЦСКА».

– Вы сказали, что ЦСКА пока везет...

– Вы меня, наверное, не так поняли, – перебивает Казлаускас. – Везет тем, кто делает свое дело, кто старается, работает. Я в этом смысле, а не в том, что что-то свалилось с неба.

– Сейчас уже видите контуры идеального, по вашей философии, ЦСКА?

– Конечно. Но при этом я прекрасно вижу и моменты, над которыми еще нужно много работать. Заметьте, сильны те команды, у кого не меняется состав. У того же «Панатинаикоса» за год уходят-приходят один-два игрока. Никому ничего не нужно заново объяснять, а старожилы помогают новичкам влиться в команду. Таким был «Маккаби», ЦСКА, такая «Барселона». Это дает стабильность. У нас сейчас тоже есть скелет, костяк – Хряпа, Шишкаускас, Воронцевич, Каун, Швед. Я всегда говорил – без хороших местных игроков отличную команду не создать. И важно не ошибиться с иностранцами.

– По-вашему, если бы не было лимита – нельзя было бы создать команду-чемпион с 12 иностранцами в составе?

– Помню, как-то в Кувейте начали скупать хороших зарубежных футболистов. Где сейчас эта команда? Нигде… Нужна пирамида. Строить, строить потихонечку… Два хороших игрока не всегда смогут выступать в одной команде. Поймите, мало одного мяча, это же живые люди.

– На каком этапе сейчас ваша «стройка»?

– Тяжело говорить. Главное, чтобы мы не ошиблись с новичками.

– Вы все еще не уверены в них?

– Я очень на них надеюсь, верю в них. Но говорить точно можно будет только в конце сезона. Надо выиграть, а потом хвалиться. Пока нет победы, ты не чемпион!

«ИЗВИНИ, ПАРАШЮТЫ НЕ НУЖНЫ»

– У вас есть любимчики?

– Моя философия – все равны. В моем понимании баскетбола каждый игрок важен, любой должен делать свою работу.

– Тяжело поддерживать атмосферу внутри команды, когда в вашем распоряжении больше игроков, чем может вместить заявка на матч?

– Конечно, нелегко. Ты кого-то не ставишь, и он уже обижен.

– Вы это чувствуете?

– Да, бывает. Здесь психология очень важна. Допустим, здесь остро, – тренер указывает на угол стола. – А моя задача сделать так, чтобы было гладко.

– То есть вы не жесткий наставник?

– Я требовательный. Люблю, чтобы все шло по моему плану. Иначе каждый из 15 игроков будет тащить одеяло на себя. И, представьте, мы получим здесь 15 планов плюс несколько от моих ассистентов и от руководства клуба. И куда мы в итоге придем? У меня есть рамки, из которых нельзя выходить. Внутри них – пожалуйста, импровизируй. Если я буду жестко говорить Шведу или Теодосичу: здесь два шага направо, тут один налево, то не будет ни Шведа, ни Теодосича. Моя задача – предотвращать глупости.

– Вроде красивых парашютов в исполнении Шведа и Воронцевича.

– Да. Когда ведем 20 очков, пожалуйста. Но если у нас «минус 1» или «ровно» – извини, мне твои парашюты не нужны. Вот это и есть рамки, о которых я говорил.

«ОТСУТСТВИЕ КИРИЛЕНКО НЕМНОГО ПУГАЕТ»

– Минимум два матча из-за травмы пропустит лидер ЦСКА Андрей Кириленко. Вы представляете, какой будет команда без него?

– К хорошему быстро привыкаешь. Понятно, что ты мог где-то не добежать, зная, что под кольцом есть человек, который всегда тебя прикроет. А теперь нужно бегать по максимуму. Если честно, сейчас немножко боюсь. Но все равно у нас сильная команда. Мы же начинали подготовку к сезону без Андрея. Сейчас нужно вспомнить то время.

– Когда вы подписывали Кириленко – сказали, что он исключение, так как ЦСКА для него родной клуб. Другие игроки из НБА вам не нужны. Сейчас, когда все очевиднее, что сезона не будет, изменили свою позицию?

– Нет. Начнется сезон – не начнется. Сиди и думай. Я хочу нормальный коллектив, команду, а не какого-то одного игрока.

– Даже если это Леброн Джеймс?

– Это прекрасный игрок. Но вокруг него нужно создавать команду. Я приглашал новичков в ЦСКА и говорил им, как все будет. А сейчас подпишем Леброна Джеймса, потом Коби Брайанта, и как я буду смотреть в глаза нынешним армейцам? Выгоняем ребят, потом звезды уезжают в НБА, и мы пытаемся вернуть тех, кто был. Это несерьезно.

– То есть можете с уверенностью сказать: больше ни одного игрока из НБА в ЦСКА в этом сезоне не будет?

– Да. Во всяком случае если это решение будет зависеть от меня.

– А если другие клубы усилятся?

– Ну и что?! Газоль для «Барселоны» – это то же самое, что и Кириленко для ЦСКА. А если и другие поедут, то лопнет НБА.

40 МАТЧЕЙ ЙОНАСА КАЗЛАУСКАСА

Литовский специалист Йонас Казлаускас был назначен на пост главного тренера ЦСКА 28 февраля нынешнего года. Под его руководством столичные армейцы одержали 32 победы в официальных матчах и потерпели 8 поражений.

Мы суммировали все матчи ЦСКА в национальном чемпионате, Единой лиге ВТБ и Евролиге. Отметим, что в первой игре под руководством Казлаускаса, которая состоялась 5 марта, красно-синие уступили «Локомотиву-Кубани» – 68:74.

А самую крупную победу при литовском наставнике армейцы отпраздновали 2 ноября, разгромив в выездном матче Евролиги хорватский «Загреб» со счетом 89:47.
Источник http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/494078