Лэнгдон: слушать Холдена в прямом эфире не успеваю 23  мая  2012

Чемпионат.com
О благотворительности, делах семейных, желании работать в баскетболе, отношениях с Холденом и Мессиной, "Финале четырёх" Евролиги и сезоне в НБА – в интервью экс-защитника ЦСКА Траджана Лэнгдона.
Под прохладными и просторными сводами СК "Олимпийский" было приятно находиться: контраст с жарой на улице был разительным. Внутри было свежо, вокруг резвились и смеялись дети, звучала музыка. Каждые несколько минут со сцены, на которой представляли своё творчество разнообразные коллективы, объявляли об одном из главных событий вечера: ожидалось прибытие высоких гостей.

Всё это происходило в рамках фестиваля "Иннотека. Будущее сегодня". На протяжении всего 19 мая московские школьники и юные гости из специальных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями знакомились с технологическими новинками. И когда отгремели звуки последнего из хореографических номеров, на благотворительную акцию прибыл экс-защитник ЦСКА, двукратный триумфатор Евролиги и MVP "Финала четырёх" сильнейшего турнира Старого Света – Траджан Шака Лэнгдон.

Сергей Юрьевич Панов, Томас Пачесас и Семён Антонов тоже активно раздавали автографы и старались веселить детей. Но появление заморского гостя, специально прибывшего из Вашингтона, стало настоящим событием. Улучив момент, побеседовать с одним из лучших снайперов в истории европейского баскетбола удалось и корреспонденту "Чемпионат.com".
– Траджан, какова ваша программа пребывания в России на этот раз?
– Основная цель визита – посещение благотворительного фестиваля, на который меня специально пригласили. Я всегда рад возможности поучаствовать в подобных мероприятиях, ведь это наш долг – помогать, делиться вниманием и позитивными эмоциями с теми, в чьей жизни этого не так уж много.

– Вы часто принимаете участие в подобных акциях?
– Я стараюсь бывать на всех, куда меня приглашают. Ведь ещё в бытность баскетболистом НБА я достаточно часто уделял внимание тем, кому оно было необходимо. Так что это для меня не в диковинку.

– Что вы думаете обо всех этих фестивалях? Что они значат лично для вас?
– Мне часто удавалось помогать детям с ограниченными возможностями в разного рода проектах, особенно там, откуда я родом и где я раньше выступал. Ведь этим ребятам повезло куда меньше, чем остальным. Человек, приходя в этот мир, не может выбирать свою судьбу. Поэтому очень важно уделять максимум заботы. Поверьте, подарить хотя бы один счастливый день детишкам, дорогого стоит.

– Да уж, играть в баскетбол, будучи прикованным к коляске, не каждый сумеет…
– Конечно. Ведь эти люди борются со всем, превозмогают любые барьеры, чтобы заниматься любимым делом. Таким железным характером и невероятной волей можно только восхититься. Если честно, мне сложно представить, насколько сильны эти люди, несмотря на физические недостатки.

– Что ж, поговорим о вас. Как провели год после завершения карьеры?
– Теперь я весь в семейных делах: у меня ведь трое детей и прекрасная супруга (улыбается). Поэтому свободного времени не так уж и много. Помимо этого я стараюсь найти новое увлечение в жизни, но пока поиски продолжаются. Вообще-то, я думал, что буду скучать по баскетболу сильнее. Так что жизнь вне большого спорта мне вполне по душе. Выступать на столь высоком уровне на протяжении многих лет – это большое напряжение, стресс. А с завершением карьеры всё это исчезло из моей жизни. Наконец-то я вздохнул спокойно, и мне это нравится.

– То есть к мячу не притрагиваетесь после того, как повесили кроссовки на гвоздь?
– Было пару раз. Но возня с детьми отнимает слишком много времени и сил. И мне это импонирует: очень важно уделять повышенное внимание семье.

– Не возникало желания вернуться в баскетбол, подписать контракт на пару месяцев?
– Нет уж, играть я точно не буду – с меня хватит (смеётся).

– То есть вы бы вполне могли в обозримом будущем устроиться на работу в какой-нибудь клуб?
– А в этом что-то есть. Думаю, мне бы понравилось. Да, определённо. Менеджмент, тренерская карьера – почему бы и нет? Если честно, я бы хотел свою дальнейшую деятельность связать с баскетболом, но уж точно не в качестве игрока.

– В таком случае где мы увидим начало карьеры Лэнгдона-тренера? Быть может, в России?
– Прямо сейчас я могу рассмотреть предложения только в пределах США. Но через три года я буду открыт для любых вариантов. Причина проста: моя старшая дочь оканчивает среднюю школу. И прежде чем снова переехать, необходимо покончить с этим. А дальше будет видно.

– Когда вы покидали ЦСКА, упомянули, что хотите стать хорошим отцом и мужем. Получается?
– Думаю, что многое удаётся в этом направлении. В целом я даже неплохо справляюсь. Но это ежедневный труд – необходимо преуспевать каждый день. Поэтому нужно держать планку, которую я для себя поставил. Иначе всё пойдёт коту под хвост.

– Вы твёрдо решили осесть в Америке и не переезжать жить в Москву? Ведь раньше была неопределённость в этом вопросе.
– На данный момент это так. Загадывать не буду – всякое может случиться. Жизнь вообще штука изменчивая.

– А сколько раз посещали российскую столицу за прошедший год?
– Последний раз был здесь в сентябре – на церемонии прощания с Джеем и со мной. Остальное время я обитаю в Вашингтоне вместе с семьёй. Занятий там хватает, поэтому на разъезды практически не хватает времени. Ведь у нас младший ещё совсем маленький.

– Кстати, как он поживает?
– Он замечательно себя чувствует, ему уже восемь месяцев. Этот малый начал ползать и периодически очень громко кричит на окружающих. В остальном всё в порядке, спасибо.

– Вы бы хотели, чтобы ваши дети профессионально занимались баскетболом?
– Если это то, к чему у них лежит душа, я буду совсем не против. Если кто-то из них в один прекрасный день подойдёт и скажет: "Отец, мы хотим посвятить свои лучшие годы баскетболу", – я помогу им всем, чем смогу. Но я точно не собираюсь толкать их на этот путь против воли. В общем, выбор за ними.

– Вы упомянули о Холдене. Часто с ним созваниваетесь? В гости к нему не наведывались?
– О, я люблю этого старика, вы же знаете (смеётся). Да, мы общаемся минимум раз в неделю. В гостях как-то побывать пока не пришлось, но дверь моего дома всегда широко распахнута для него. Однако Холден ведь очень занят, как и я: свободного времени совсем немного.

– Он, кажется, работает на радио. Не бывали там? Может, слушали его передачи?
– Тяжело слушать Джея в прямом эфире, ведь от детей оторваться на час-другой не так уж и легко. Но, признаюсь, в записи я слушаю многие его работы, чуть ли не каждую. Он вообще большой молодец. Но меня, подлец, так на передачу и не позвал.

– Известно, что Холден написал книгу. Не хотите взять пример с друга?
– Куда уж мне до него (смеётся). Если серьёзно, мне элементарно некогда этим заниматься. Но даже если бы и была возможность, вряд ли стал бы этим заниматься.

– Как насчёт общения с бывшим наставником – Этторе Мессиной? Он ведь сейчас в Лос-Анджелесе.
– Да, я неоднократно связывался с ним за этот год. Они ведь приезжали играть в Вашингтон: тогда мы вместе пообедали после матча. Судя по всему, ему действительно нравится работать в структуре "Лейкерс". В Городе ангелов сходят с ума по этой команде и баскетболу вообще, а для Этторе это новый опыт, огромная мотивация и замечательная возможность.

– Вы были в Стамбуле на "Финале четырёх" Евролиги. Каково было наблюдать за игрой со стороны?
– Да, я был очень рад выходу ЦСКА в финал. Они действовали не лучшим образом против "Панатинаикоса" и, тем не менее, сумели одержать победу. В решающем поединке "армейцы" уже действовали увереннее, контролировали ход встречи первые 25 минут. Признаться, я успел подумать, что дело в шляпе, и начал радоваться за них. Но потом ребята внезапно встали, бросили играть. А "Олимпиакос", наоборот, воспрянул духом. С моей точки зрения, грекам повезло, что у них так много залетело в заключительной десятиминутке.

– Не считаете, что Казлаускас не справился с ролью тренера нынешнего ЦСКА?
– Действительно, показалось, что в финальной встрече коуч действовал несколько неуверенно. Но как бы то ни было, у ребят был шанс вырвать титул в самой концовке.

– Справедливо было бы сказать, что полуфинал вытащили игроки, а не тренер?
– Как ни крути, решающую роль всё равно исполняют баскетболисты. Конечно, именно игроки вытащили полуфинальный матч. Я не думаю, что стоит валить всю вину на одного человека: ответственность должен нести каждый.

– А в вашей карьере подобное поражение с "+19" до пропущенного "баззера" было?
– Что-то не припомню (смеётся). Вот было дело в Берлине – тогда мы проигрывали с огромной разницей. Но почти сумели настичь соперника: в подобном ключе в нынешнем финале действовали и греки. Только разница в том, что мы не сумели отыграться тогда, хотя Шишка бросал с сиреной потенциально победный мяч, а "Оли" совершил-таки чудо.

– За НБА успеваете следить?
– Конечно. Уверяю вас, этот сезон – уникальный. В самом начале было очень много плохого баскетбола. Из-за нарушенного графика ребята долго искали себя на паркете, временами действовали как-то несуразно. Если честно, я следил за "регуляркой", но не могу сказать, что часто смотрел матчи. Их было слишком много, и, мне кажется, люди даже немного устали от такого ритма. Игры были чуть ли не каждый день, и весьма многим они основательно поднадоели.

– За какую-нибудь команду переживаете больше других?
– Нет, такой нет. Но если судить по перформансу, мне очень импонирует нынешний "Сан-Антонио", а ещё – "Оклахома-Сити". Также симпатию вызывает "Индиана". Конечно, у "Майами" есть великие игроки, на которых смотреть одно удовольствие. Но с командной химией у них пока не всё гладко. Кстати, а кто выиграл третий матч?

– "Индиана", причём с большим отрывом, очков так в 20…
– Ух ты! Кто бы мог подумать, вот это номер!

– Как думаете, кто станет чемпионом?
– То, что выиграет команда с Запада, без сомнения. Пожалуй, перстни достанутся либо "Тандер", либо "Спёрс". Лично мне бы хотелось видеть на вершине именно техасцев. Они действительно заслужили победу, они потрясающе взаимодействуют и знают, как добиться успеха. Но, с другой стороны, молодые парни из Оклахомы поражают воображение: они носятся из одного конца площадки в другой как сумасшедшие, и их невероятно сложно сдержать. Против Уэстбрука и Дюранта и вовсе невозможно защищаться.

– Кто-нибудь из нынешней молодёжи напоминает вам себя в те же годы?
– Так вот сходу тяжело сказать. Но я точно знаю, что идеальное место для новеньких – это "Сан-Антонио". Так же и для меня: если б я попал туда, будучи молодым, был бы вне себя от радости. Сейчас я вижу в их составе несколько человек, довольно схожих со мной по амплуа и по манере исполнения, по функциям на паркете…

– Вы о записных снайперах "Спёрс"?
– Ну да, о Дэнни Грине, Гэри Ниле…

– … Кавае Леонарде…
– Да, он тоже. Все они действуют удивительно целостно, практически без изъянов. Но без такого великого тренера, коим является Попович, эти бесспорно талантливые ребята вряд ли бы добились таких высот. Другим словом, кроме как великий Грегга не назовёшь, не так ли?

– Безусловно. И наконец: планируете ли праздновать с ЦСКА чемпионство?
– Боюсь, что не смогу даже побывать на игре: у нас тут очень плотный график мероприятий, и я буду занят до позднего вечера. Но буду искренне рад за них. Победа в чемпионате России – это серьёзное достижение. Но ведь вы понимаете, что для такой команды, как ЦСКА, всегда главной целью является триумф на международной арене. И, несмотря на "внутренний" успех, всё равно ребята в глубине душу будут очень расстроены. По крайней мере, мне так кажется. Хотя, может, победа в чемпионате подсластит им горечь от поражения в Евролиге.
Источник http://www.championat.com/basketball/article-124384-ljeng...