ПБК ЦСКА
Собравшись с мыслями после окончания сезона, главный тренер ЦСКА Йонас Казлаускас подвел итоги работы за год в интервью пресс-службе нашего клуба:
Настроение смешанное, — признался Йонас. — Не могу согласиться с теми, кто дает оценку сезону по одному матчу, финалу Евролиги. Да, это была одна из важнейших игр, но решающие встречи Лиги ВТБ и ПБЛ тоже были важны. Наверное, на всех больше всего повлияло то, как мы проиграли. Возможно, если бы в борьбе уступили «Панатинаикосу» в полуфинале, не было бы так обидно. Сейчас, когда пересматриваю запись финала, когда думаю, что произошло, делаю вывод: главное, с чем мы не справились в этом сезоне – с психологией. Не с игрой, защитой, нападением, системой. Как мы ни старались, именно здесь вижу главные потери. Возьмем первую встречу «Финала четырех». Сказать, что в ней мы справились с давлением, не могу. Начало с «Панатинаикосом» было страшным. Хорошо, что оставалось время что-то изменить. Мы пару раз переключили формы защиты, и это нас спасло. Но сигнал был послан. И в финале, когда вели, снова не справились с психологией. Когда соперники предприняли рывок, мы стали принимать неоправданные решения, исполнять поспешные броски… Анализирую запись – выбор практически всех тактических ходов в позиционном нападении был верным, просто где-то открытый бросок не реализовали, где-то потерю совершили, где-то штрафные не забили. Скорее, если бы мы поступали иначе тактически, можно было бы предъявить претензии. А здесь свою роль сыграла психология. Одно, другое, третье сработало против нас – и все равно оставался шанс победить.
Может, здесь виноват и упомянутый уже вами прежде фактор новой команды, которая еще не отработала до автоматизма умение побеждать?
Не исключено, что бывает, когда новая команда за год выигрывает все возможное. Скажу так: после предыдущего провального сезона очень многое пришлось менять. При этом замечу: если ты приглашаешь несколько новых игроков, нельзя ожидать, что все они идеально впишутся в командную игру. Есть философия тренера, система, связки, взаимопонимание с партнерами. Бывает, что отдельные баскетболисты хороши в одной команде, а в другой теряются. Думаю, у нас такая же ситуация, и система помогает многим игрокам проявить свои лучшие качества. Да, нам помог Кириленко. Но если его присутствие на площадке в чемпионате России создавало для нас большой перевес, то в Евролиге соперники его нивелировали.
В предыдущие годы, когда возникали проблемы, армейцы включали невероятную защиту за счет цепкости задней линии, которой руководили Холден и Лэнгдон. Вам не кажется, что в нынешней редакции команды именно это становится проблемой, ведь лучшие защитники на периметре – Гордон и Воронов – выходят со скамейки?
Да, предыдущая команда славилась очень сильной защитой. Скажу так: мне тоже хочется, чтобы команда максимально оборонялась. Но при этом не люблю, когда она тянет атаки по 24 секунды. Баскетбол, который мы показывали, нравился многим, особенно когда мы действовали быстро, использовали индивидуальный обыгрыш. При этом, когда надо, мы собирались и хорошо играли в защите. Посмотрите на те же результаты «Финала четырех». Соперники забивали нам 60 очков с небольшим. Мы позволили такой сильной команде как «Панатинаикос» набрать всего 5 очков во второй четверти и 9 – в четвертой. Посмотрите, как мы справились с «Химками». Потому претензий к защите не принимаю. Может быть, индивидуально «маленькие» игроки основы не так сильны в обороне, как те, кто выступал раньше. Но им тоже нужно улучшать работу, понимание. Пожалуй, мы не научились разве что терпеть.
Как думаете, может здесь помочь индивидуальная работа? Прежде всего, в психологии.
Думаю, в этом можно добавить, сработать получше. Это наш резерв.
Давайте перейдем к позитиву и поговорим о том, что получилось.
Считаю, что нельзя выиграть трудные соревнования без хорошего коллектива. Того, что было в сезоне-2010/11, повторять нельзя. Мы имели не команду, а группы людей, которые почти не общались друг с другом. Может, говорить, будто у нас была большая, дружная, любящая семья, будет преувеличением, но, по крайней мере, создано что-то очень похожее. Мы были командой, и это первый шаг к победам. Да, иногда ссорились, но и мирились. Ребята говорят, что был лучший коллектив за много лет. Для них самих это был большой сюрприз. От этого надо отталкиваться, весь клуб должен работать в этом направлении. Все должны нести ответственность, стоять друг за друга. Здесь сделан большой шаг вперед. Второе, скажу, что приобретенные новые игроки – костяк на будущее. Уже нет такого, как прошлым летом, когда было непонятно, с чего начать комплектацию. Да, жалко, когда уходят такие игроки как Шишка, но паники уже нет.
Играла команда хорошо. Без этого не было бы такого результата – два титула, три финала, всего шесть поражений. Напомню, что в минувшем сезоне мы только в России проиграли 11 раз. Да, Кириленко – отличный игрок, но за два месяца без него мы не уступили ни разу. Это говорит о качестве команды. И в финале с «Химками», когда Андрей получил травму, ребята со скамейки вышли удачно.
Кириленко присоединился, по сути, к готовой команде, по факту. Кем он стал для вас?
Я уже говорил: нельзя запретить Сабонису играть в «Жальгирисе», Яо – в сборной Китая, а Кириленко – в ЦСКА. Они – символы. Очень хорошо, что появилась такая возможность. Андрей нам здорово помог и, возможно, еще поможет. Он – великий игрок, великая личность. Он показывал всем пример. Естественно, ему было трудно. Десять лет в НБА, где вначале сезона проводишь 10-15 тренировок, а потом идешь, по сути, от игры к игре. Сейчас, мы как-то насчитали, еще до концовки сезона не добравшись, что провели 240 тренировок. Совсем другая психология. Это раз. Второе, цена матча в Европе совершенно другая. В Америке баскетболист, проиграв, может радоваться, как здорово выступил сам. Здесь такое невозможно. Потерпев единственное поражение, можно неделями искать возможности исправить ситуацию, а иногда приходится и следующего сезона ждать. К этому Андрею тоже пришлось привыкать. Третье, просто наличие в нашей команде Кириленко добавляло давления как на весь ЦСКА, так и на самого Андрея. Но, скажу, что мне повезло в жизни работать с такими великими как Сабас, Яо, Кира.
Кого еще можете выделить как проводника вашей философии?
Прежде всего, нашего капитана – Хряпу. Он очень важный игрок для ЦСКА, связующее звено. Его болезнь за 10 дней до «Финала четырех», добавила нам проблем. Очень важен был Шишка. Человек столько матчей сыграл, столько титулов заработал, но при этом согласился на другую роль, проделывал не столь привычную работу, «пахал» в защите и поддерживал отличный микроклимат – на это способны только великие. Наконец, было много молодежи, которая иногда суетилась, иногда играла великолепно, но ей не хватало стабильности.
Давайте поговорим про Шведа, который провел очень хороший сезон.
Мы «нашли» его еще в прошлом, где он блеснул в финальной серии с «Химками», здорово помог в трудном финале. Этот сезон тоже начал на высокой ноте, но подустал в середине. Зато завершил нормально. Читал его интервью, у него есть свое мнение, но, на мой взгляд, он должен больше заботиться о своем теле, прибавлять силы, мускул. И больше уделять внимания защите.
А в чем он добавил? Почему случился скачок?
Главное, приходит уверенность. Больше доверяешь – больше от него получишь. И доверяли мы немало. Рассчитываю, что он научиться отдавать еще больше, и тогда пойдет вперед в развитии.
Говоря о ключевых игроках, вы не выделили связку Теодосича и Крстича…
Было очень важно, что они пришли в команду одновременно. Их не надо было учить заново, это, действительно, готовая связка, сыгранная в сборной Сербии. Они понимают, поддерживают друг друга и стали значимой частью ЦСКА.
Ожидали, что Воронов, едва оказавшись в команде, станет ключевым игроком ротации?
Мы присматривались к нему еще в минувшем сезоне. Такие баскетболисты нужны команде. Его очень хвалил Хряпа, хорошо зная по сборной. Виктор отметил, что Женя будет много работать, поддерживать дух команды. Мы прислушались к этому мнению. Выбирали из нескольких кандидатов, но остановились на Воронове и теперь очень этому рады.
Важным звеном стали и те ребята, которые мало выходили на площадку.
Следует понимать, что в такой команде как ЦСКА ты должен привыкнуть к тому, что редко получишь больше 20 минут. Здесь все хорошие игроки. Когда мы получили от Бога подарок – Кириленко, ситуация еще усложнилась, ведь ясно, что ты будешь дураком, если не дашь Андрею хотя бы 30 минут. Поэтому у некоторых ребят не сложился сезон. Ведь одно дело – работать на тренировках, другое – участвовать в матчах, которых здесь не так много, как в НБА… Бывает, разговариваешь с кем-то или смотришь по телевидению передачу про баскетбол, и какой-нибудь специалист недоумевает, мол, зачем ты здесь сидишь, по 10 минут максимум играешь, мог бы идти в другую команду, там получить больше времени… Да, это так. Можно и во вторую лигу уйти, играть там совсем без замен. Или пробовать себя на самом высоком уровне, доказывать свою значимость. Во всех больших командах бывают такие ситуации – посмотрите на «Барселону», «Панатинаикос»… В лучшие времена «Маккаби» Ясикявичюс, Паркер, Бастон и Вуйчич играли по 35 минут. Я, кстати, наших резервистов предупреждал, что может сложиться такая ситуация. И давал время до февраля себя проявить. Потом, правда, отступил от сроков и выпускал ребят на площадку и в апреле. Кстати, возможно, именно то, что они не потеряли игрового ритма, помогло нам в финале против «Химок».
Как думаете, может, имеет смысл иметь в составе двух-трех совсем молодых парней? И они получат возможность прикоснуться к основе, и тренерское решение по определению дюжины не будет таким болезненным.
Если ты можешь дать 20-летнему игроку хотя бы 10 минут на площадке – да. Но если они не будут выходить совсем или только при «+20» или «+30», это рискованно. С другой стороны, считаю, талант все равно пробьется. Не надо бояться приходить в большую команду.
Источник
http://www.cskabasket.com/news/?id=11193