Спорт-экспресс
На этой неделе в гостях у "СЭ" побывал 25-летний центровой сборной России и клуба НБА "Денвер Наггетс".
"С НИКОЛСОНОМ МЫ ПОЧТИ ДРУЗЬЯ"
— 12 мая "Денвер" завершил сезон, потерпев поражение в седьмом матче стартового раунда плей-офф от "Лейкерс". А уже 19 мая вы присутствовали на заключительной игре российского финала между ЦСКА и "Химками". Контраст с НБА чувствовался?
— Нельзя сказать, что игроки в нашем чемпионате намного слабее, чем за океаном. Но что бросилось в глаза сразу — так это скорость перехода из обороны в атаку. В НБА она заметно выше. Наверное, поэтому и баскетбол там зрелищнее. И на матчи ходит по 20 тысяч. Играть при такой аудитории одно удовольствие. Гораздо приятнее, чем в залах на 3 — 5 тысяч человек. Хотя болельщики "Химок" молодцы. В субботу, как обычно, здорово поддерживали свой клуб. Мне понравилось.
— Считается, что американская публика заметно уступает европейской в умении создать на трибунах шум. Согласны?
— Это относится только к регулярке. В плей-офф американцы, уж поверьте, отрываются на полную катушку. Трудно описать, что творилось в Денвере во время шестой встречи нашей серии против "Лейкерс" и в Лос-Анджелесе — во время седьмой. Команда гостей испытывала колоссальное давление. Иногда даже закладывало уши.
— Джека Николсона рядом со скамейкой "Лейкерс" видели?
— Так мы уже с ним почти друзья (улыбается). "Денверу" приходится часто играть в Лос-Анджелесе. А Николсон почти не пропускает домашних матчей "Лейкерс". В общем, мы регулярно встречаемся взглядами. Поговорить, правда, пока не удавалось. Но он меня точно запомнил, несколько раз даже подмигнул, состроил гримасу, мол: "Все нормально, паренек, в баскетбол ты вроде играть умеешь". А поначалу наверняка думал: "Что это за русский медведь?" В США о России принято мыслить стереотипами.
— Вы ведь большой поклонник кино. Какая лента с участием Николсона вам нравится больше всего?
— (Задумывается.) Сложно ответить. Он ведь в основном играет крутых бандитов, верно?
— Не только. У Николсона очень разнообразный репертуар. "Пролетая над гнездом кукушки", "Китайский квартал"…
— (Улыбается.) Наверное, не такой уж я и киноман. Этих фильмов, по-моему, не смотрел. Зато кроме Николсона заметил на трибуне в Лос-Анджелесе певца Моби. Его не показывали на большом экране, но глаз у меня уже наметанный: сразу понял, кто этот лысый дядька в очочках.
— У клубов вроде "Лейкерс", "Бостона", "Нью-Йорка" много поклонников среди представителей американской богемы. "Денвер" таковыми похвастать может?
— По-моему, за нас болеет известный в США рэпер Лил Уэйн. Хотя могу и ошибаться. Я ведь его плохо знаю в лицо. Но, судя по количеству бриллиантов на том парне, который неоднократно посещал домашние матчи "Денвера", это был именно он.
"МНОГИХ РЕШЕНИЙ КАРЛА НЕ ПОНИМАЮ"
— В НБА почти каждый сезон — новый чемпион. ЦСКА же выигрывает российское первенство на протяжении последних десяти лет. Суперсерия армейцев прервется в обозримом будущем?
— Мне кажется, "Химки" и УНИКС вплотную подтянулись к ЦСКА. Бурно развивается "Локомотив". Есть еще "Спартак" из Санкт-Петербурга. До НБА нам, конечно, далеко. Но конкуренция с каждым годом обостряется.
— При этом на ведущие роли в клубах-грандах все чаще выходят российские баскетболисты. Что доказала и финальная серия ЦСКА — "Химки". Это добавляет оптимизма в преддверии Олимпиады?
— Чем больше минут получают наши ребята в клубах, тем лучше для сборной. Поэтому оптимизма действительно полно. Вот только на Олимпиаду мы пока еще не попали. И до завершения квалификационного турнира в Венесуэле думать о Лондоне не стоит.
— А о следующем клубном сезоне уже задумываетесь? Знаете наверняка, где его проведете — в Европе или НБА?
— У меня действующий контракт с "Денвером". Сомневаюсь, что клуб захочет отдать меня в аренду в Европу. Да я и сам уезжать из НБА не собираюсь. Да, минувший сезон получился неоднозначным. Тренер то выпускал в стартовой пятерке, то усаживал в глухой запас. Если честно, многих решений Джорджа Карла я не понимал. Но чемпионат, считаю, провел ровно, без спадов. И в плей-офф играл помногу. В общем, не вижу смысла искать добра от добра. А временными трудностями меня не запугать. Когда-то в "Химках" тоже пришлось посидеть на лавке, да и в "Нью-Йорке" не все складывалось гладко. Важно — использовать шансы, которые тебе дают. В "Денвере" они будут. В этом меня заверил наш генеральный менеджер Масаи Уджири.
— Когда планируете присоединиться к сборной? И где проведете отпуск?
— (Смеется.) Ну какой же это отпуск? Дай бог на недельку заскочить к родителям в Краснодар. Иначе потом еще долго их не увижу… Конечно, я бы не отказался поваляться где-нибудь на пляже. Но времени нет. Надо готовиться к Венесуэле. Вроде начинаем уже на следующей неделе.
"НЕ ЗНАЛ, ЧТО ХОРФОРД — ДОМИНИКАНЕЦ"
— Есть хотя бы один плюс в том, что отбираться на Олимпиаду сборной России придется в столь экзотическом месте?
— Слышал, что Венесуэла — не самая богатая страна. Но это не страшно. Главное, чтобы кормили хорошо и зал был нормальный. Тогда меня все устраивает.
— Кого из соперников по олимпийскому отбору опасаетесь больше всего?
— Сегодня мне рассказали, что в одной группе с нами выступят Доминикана и Корея…
— Извините, что перебиваем. Но неужели до сегодняшнего дня вы этого не знали?
— Нет, не знал. Пока играл за "Денвер", времени интересоваться такими вещами не было. Сейчас потихоньку вникаю в тему. Хотя о том, что собой представляют Доминикана или Корея, не имею ни малейшего представления.
— В составе доминиканцев есть такие звезды НБА, как Эл Хорфорд и Чарли Виллануэва.
— Правда? Не знал. Хотя постойте… Это та команда, которая не так давно победила на Олимпиаде американцев?
— Нет. Скорее всего, вы имеете в виду пуэрториканцев, разгромивших сборную США в Афинах. Они, кстати, тоже примут участие в олимпийской квалификации.
— (Смеется.) Вот видите, сколько мне еще предстоит узнать. В любом случае легко в Венесуэле нам не будет. Все ведь мечтают попасть на Олимпиаду. Не только Россия.
— Не исключено, кстати, что в четвертьфинале квалификационного турнира российскую сборную ждет встреча с Македонией, оба матча против которой на ЧЕ-2011, в том числе — за бронзу, получились очень напряженными.
— У македонцев такая неудобная команда — просто ужас. Это главное открытие последнего чемпионата Европы. Сомневаюсь, правда, что они сыграют в Венесуэле так же мощно, как в Литве. Но с ними, как, впрочем, и с любым другим соперником, нужно быть начеку.
"К БАЙНУМУ ВРОДЕ БЫ ПРИНОРОВИЛСЯ"
— Вы неоднократно признавались, что не любите смотреть баскетбол по телевизору, и по вашим ответам это заметно. Сделаете исключение для решающей стадии плей-офф НБА? Или после вылета "Денвера" вас совершенно не интересует, кто станет чемпионом?
— Теперь — интересует. Мы с женой поспорили, какая команда выиграет Западную конференцию. Алла взяла "Оклахому", я — "Сан-Антонио". Поэтому переживаю за "Спэрс".
— В серии против "Лейкерс" вам противостоял один из лучших центровых современной НБА Эндрю Байнум. Насколько тяжело было его опекать?
— Раньше считал Байнума самым неудобным для себя оппонентом. Он здоровый и при этом быстрый, координированный. Как против такого защищаться? Но за семь кубковых матчей я, по-моему, приноровился к его манере, понял кое-какие нюансы. Теперь уже не могу назвать его однозначным "номером один" среди центровых.
— Тогда кого включили бы в тройку ведущих пятых "номеров" НБА, по своей версии?
— (После паузы.) Ну, если по моей, то Байнум все-таки на первом месте. Дуайта Ховарда не берем, потому что я не то что против него ни разу не играл, но даже не видел его живьем. Второе место отдам старшему Газолю, а третье — Нене. Оба вроде бы не чистые центровые, но держать их в защите невероятно сложно.
— Расстроились, когда Нене зимой в результате обмена был вынужден покинуть "Денвер"?
— Конечно. Мы прекрасно ладили, часто ужинали вместе. К тому же для меня иметь среди конкурентов сильного четвертого "номера" лучше, чем пятого. А после обмена Нене центровых в команде стало больше.
— Нене — бразилец. Но и без него "Денвер" остается одним из самых многонациональных клубов лиги: есть вы, грек Коста Куфос, испанец Руди Фернандес, итальянец Данило Галлинари. Кроме того, основной разыгрывающий команды Тай Лоусон первую, долокаутную часть сезона провел в "Жальгирисе". Джордж Карл — большой поклонник европейского баскетбола?
— Мне кажется, европеизировать "Денвер" стремится не главный тренер, а генеральный менеджер. Для Масаи Уджири очень важно, чтобы игроки много общались между собой, относились друг к другу больше как друзья, нежели как коллеги по работе. Такая атмосфера в основном присуща клубам из Европы. Для НБА это довольно необычно.
— Кстати, о Европе. Вы в курсе того, что стряслось с ЦСКА в стамбульском финале Евролиги?
— Вроде бы армейцы вели 20 очков — и упустили победу. Это, конечно, ужасно. Но, знаете, в НБА такое происходит чуть ли не каждый день.
"ВАРЛАМОВ — БОЛЬШОЙ МОЛОДЕЦ"
— Как думаете, проиграв финал Евролиги, Андрей Кириленко вернется летом в НБА? И каковы шансы попасть туда у другого армейца — вашего партнера по сборной России Алексея Шведа, которого многие активно сватают за океан?
— Швед вполне способен заиграть в НБА. Если, конечно, ему повезет с клубом. Это, по-моему, вообще ключевой фактор. Скажем, Витя Хряпа мог бы до сих пор с успехом выступать за океаном, быть там звездой, но оказался не в "своей" команде, не у "своего" тренера — и был вынужден вернуться в Европу. Что касается Кириленко, то мое личное мнение: он вернется в НБА. Я даже в шутку посоветовал ему перейти в "Денвер".
— Однако Кириленко наверняка будет стремиться подписать контракт с клубом, всерьез претендующим на чемпионство. С ним в составе "Денвер" способен побороться за титул?
— У нашей молодой команды огромный потенциал. Если сохраним костяк, через два-три сезона начнем доминировать в лиге. Да и в следующем году постараемся пройти в плей-офф как можно дальше.
— Ваш сосед по Денверу голкипер "Колорадо Эвеланш" Семен Варламов только что стал чемпионом мира по хоккею в составе сборной России. Поздравили его с победой?
— Пока нет. Мой американский телефон в Москве не работает, даже не могу никому отправить эсэмэску. Но я обязательно постараюсь связаться с Варламовым. Семен — большой молодец. Как и вся наша хоккейная сборная. Всегда страшно за нее переживаю. А вот клубный хоккей не люблю. Как и футбол. Его вообще не смотрю. И другим не советую. (Смех в зале.)
— Прожив два года в США, к чему в этой стране никак не можете привыкнуть? И наоборот — что в американской жизни вам больше всего нравится?
— Раздражает то, что вожу машину, как обычные американцы. Соблюдаю правила, не превышаю скорость. А иногда хочется чего-нибудь этакого, неожиданного — но нельзя (улыбается). Нравится же высочайший уровень сервиса. Жить в Америке удобно, любая услуга автоматизирована. Всегда можно позвонить по нужному номеру, и за тебя все сделают. Приберут в комнате, припаркуют машину, доставят на дом посылку. И это не стоит больших денег. Основная часть населения активно всем этим пользуется.
— Помимо стиля вождения автомобиля какие еще американские черты успели приобрести?
— Об этом надо спрашивать других. Но разговаривать по-русски без акцента за два года вроде бы не разучился (улыбается).
"БОЛЬНО ВСПОМИНАТЬ, КАК ПОДКОЛЬЗИН ОТДАВИЛ МНЕ НОГУ"
— Когда вы только появились в "Химках", тогдашний главный тренер подмосковного клуба Сергей Елевич прочил вам будущее "русского Гарнетта". То есть в принципе могли бы стать не пятым, а четвертым "номером"?
— Я бы и сейчас с удовольствием играл на позиции мощного форварда — да тренеры не ставят. Еще в "Химках" при Серджо Скариоло из меня целенаправленно начали делать центрового. Итальянец сразу сказал, чтобы я набрал вес с тогдашних 110 килограммов до 118. Иначе мне было бы тяжело толкаться под щитами с крупными ребятами. Такими, как Пашка Подкользин, к примеру. До сих пор больно вспоминать, как на одной из тренировок он отдавил мне ногу. Из-за той травмы голеностопа мой дебют за "Химки" пришлось отложить. Было обидно. А мышечную массу, кстати, до нужной нормы я при Скариоло так и не довел. Сделать это получилось уже в НБА.
— Ходят слухи, что за океаном игроков "закачивают" в том числе при помощи запрещенных препаратов…
— Чепуха! Во всяком случае, в "Нью-Йорке" и "Денвере" допинг точно не употребляют. Просто в НБА более атлетичный и контактный баскетбол. И когда игрок попадает в эту рубку, его организм сам подстраивается. Ты сразу понимаешь: если не станешь сильнее, быстрее, резче, вся твоя техника потеряет всякий смысл и тебя попросту "съедят". Мне кажется, осознание необходимости соответствовать общему уровню гораздо важнее походов в качалку. Хотя тренировки, конечно, играют большую роль. Физподготовке в НБА уделяют пристальное внимание.
— Меньшее число контактов в европейском баскетболе в том числе обусловлено тем, что судьи в Старом Свете не настолько либеральны, как за океаном. Вам нравится манера работы арбитров НБА?
— Согласен, в Штатах судят совершенно по-другому. Лишний раз убедился в этом во время матча "Химки" — ЦСКА. Очень часто свисток раздавался в эпизодах, на которые американские судьи закрыли бы глаза… Какой стиль мне удобнее? Сложно сказать. Главное — чтобы не было предвзятости.
— А что, в НБА существует проблема предвзятого судейства?
— Не то что бы предвзятого, но к "старичкам" и "молодым" там подходят с разными мерками. Одним позволяют слишком много, другим — не прощается ничего. Помню, в первых матчах за "Нью-Йорк" мне свистели все подряд. Не успевал сделать два шага, как возвращался на скамейку за перебор персональных замечаний. Просто потому, что я был новичком. К счастью, с тех пор отношение ко мне изменилось. Заработал авторитет. Поэтому и фолов стало гораздо меньше.
— Есть судья, на которого ваш авторитет по-прежнему не действует?
— (Смеется.) Да, есть один такой. Фамилию не назову, но его лицо запомнил хорошо.
— А помните, при каких обстоятельствах узнали о вашем обмене из "Нью-Йорка" в "Денвер"?
— Еще бы. Сидел перед телевизором на диване с пачкой куриных крылышек в руках, смотрел трансляцию Матча звезд — и тут раздается звонок: "Собирай вещи — ты переезжаешь в Денвер". А я ведь за несколько дней до этого женился. Поэтому самым сложным было рассказать обо всем Алле. Она-то желанием покидать Нью-Йорк, понятное дело, не горела.
"ОФОРМИЛ БЫ СЕБЕ АМЕРИКАНСКИЙ ПАСПОРТ, КАК КИРИЛЕНКО"
— За полтора года жена успела привыкнуть к жизни в Денвере?
— Мы оба привыкли. Очень милый провинциальный городок. Рядом — горнолыжный курорт. Может, когда-нибудь выберусь. Друзей в Денвере у нас уже много, в том числе — русских. В общем, мы согласны задержаться в Денвере надолго. Особенно после того, как в январе на свет появился Алексей Тимофеевич.
— Может, и американский паспорт себе оформите — по примеру Андрея Кириленко?
— Давно бы это сделал, но не прожил в Штатах достаточного количества времени. Понимаете, с американским паспортом ты не ограничен в перемещениях. Захотел, к примеру, слетать на два дня в Париж — летишь. Тебе не надо сначала идти в посольство, оформлять визу, потом месяц ждать, пока ее выдадут. Одним словом, экономится масса времени.
— В выходные в Санкт-Петербурге пройдет детский Кубок Тимофея Мозгова. Не расскажете в двух словах, о чем идет речь?
— Этот проект мы с моей PR-командой задумали осенью прошлого года — после того, как я провел мастер-класс для юных баскетболистов в Ростове-на-Дону. В Америке многие игроки НБА занимаются подобным. Вот и я решил организовать свой детский турнир в России. Пока мы собираем ребят в Питере. В этом году это произойдет уже третий раз. Как и раньше, в соревнованиях примут участие мальчишки 2000 года рождения из разных российских городов. И это только начало. Моя мечта: проводить TM25 Cup помимо Питера еще в Москве и Краснодаре.
— Кстати, какой город считаете более родным: Санкт-Петербург, где родились, или Краснодар, где выросли?
— Краснодар. А в Питере у меня и знакомых-то почти не осталось. После стольких сезонов в "Химках" скорее назову своим вторым домом Москву.
— Рады тому, что Краснодарский край через два года примет зимнюю Олимпиаду?
— Разумеется. Буду следить за трансляциями из Сочи. Особенно — за хоккеем и бобслеем. Зрелищный вид спорта. Для смелых людей.
— Когда в последний раз сами испытывали себя на прочность?
— В детстве прыгали с друзьями в речку с железнодорожного моста. Было очень высоко, знали, что перед нами один парень разбился — но нас это не останавливало. Сигануть вниз головой я, правда, не решился — только "солдатиком". Впрочем, сейчас вряд ли пошел бы даже на это. После рождения сына я вообще стал другим человеком. Куда более ответственным.
Источник
http://basketball.sport-express.ru/reviews/22099/