Фамилия «Гомельский» — как знак качества 29  мая  2012

Спорт-экспресс
Корреспондент "СЭ" побывал в московском Училище олимпийского резерва имени Александра Гомельского, которое возглавляет сын легендарного советского тренера.
Из четырех детей патриарха отечественного тренерского цеха ближе всех к отцовской профессии оказался 56-летний Александр Гомельский-младший. Сам он, правда, не тренирует, но постоянно следит за этим процессом — причем в буквальном смысле. В рабочем кабинете директора Училища олимпийского резерва № 4 установлен монитор, на котором всегда можно увидеть, что в данную секунду происходит в баскетбольном зале. Он пока у училища всего один — зато есть 25-метровый бассейн, две ледовые площадки для фигурного катания, современный медицинский центр и даже собственная школа-интернат.

— Не было ли у вас желания самому пойти по отцовским стопам и стать тренером? — спросил я Александра Гомельского.

— Нет. За то время, пока отец тренировал, его девять раз отстраняли от работы со сборной СССР — по разным причинам. А потом возвращали. Происходило это, естественно, на моих глазах, так что я знаю, как тяжело ему все давалось. В 1988 году, когда отец закончил тренировать, мне было уже 32, и я зрело мог смотреть на вещи. Понимал, что не хочу сидеть на электрическом стуле.

В 1990-м уехал в США, занялся бизнесом, со временем получил второе гражданство, обеспечил себя и семью, которая по-прежнему живет за океаном. Еще 10 лет назад не поверил бы, что работа с детьми и подростками может доставлять столько положительных эмоций, адреналина, да и просто радости. Очень хочу довести наших воспитанниц до команд высшего уровня и надеюсь, что наши игроки выйдут наконец в российских клубах на главные роли. Пока у нас занимаются только девушки, но в следующем году планируем открыть по соседству два быстровозводимых зала — и начнем набор парней, о чем нас так давно просят.

— Как вообще возникла идея такого учебного заведения?

— Идея открыть детскую баскетбольную школу появилась почти сразу, после смерти отца в 2005-м, но воплотить ее в жизнь удалось лишь спустя год. К счастью, руководство Москвы с пониманием отнеслось к моему желанию и выделило здание на севере города, в Бибиреве.

Поддержали и мою идею ежегодного турнира памяти А.Я. Гомельского среди мужских топ-клубов — осенью эти соревнования пройдут в УСК ЦСКА уже в пятый раз. Сейчас турнир занимает достойное место в предсезонном клубном календаре, а по уровню участников мало чем уступает "Финалу четырех" Евролиги — в Москву регулярно приезжает греческий "Панатинаикос", другие сильнейшие клубы Европы. Сохранились и молодежные соревнования на приз отца, которые возникли еще при его жизни. В этом году в Ногинске соберутся по четыре команды юношей и девушек до 17 лет.

Что касается школы, то со временем я осознал: раз уж ты повесил на фасад вывеску с именем прославленного тренера, то твои команды не имеют права играть в баскетбол плохо или посредственно. Фамилия "Гомельский" обязывает быть лучшим. И мы начали целенаправленную работу по созданию по-настоящему сильной, ведущей в стране баскетбольной школы.

— А как образовалось отделение фигурного катания?

— В конце 2009 года неподалеку от нашего баскетбольного корпуса был построен ледовый каток, и мы взяли под крыло фигурное катание, став училищем олимпийского резерва. Последние два слова ко многому обязывают. Сегодня у нас работают две группы высшего спортивного мастерства — в спортивных парах и танцах на льду. Сейчас, например, здесь занимается сильнейшая молодежная российская пара Александра Степанова/Иван Букин, до этого работали Яна Хохлова и Сергей Новицкий. А тренируют известные отечественные специалисты — Ирина Жук, Наталия Павлова, Александр Свинин.

Училище разрослось: было одно здание, стало три. Это бассейн, баскетбольная площадка, два тренажерных зала, ледовый дворец для фигуристов, залы хореографии и спортивных танцев, бани и сауны, общежитие на 230 человек с медицинским центром и столовой. Причем общежитие у нас вполне соответствует уровню трех — или даже четырехзвездного отеля: двухместные номера с душем, комфортные кровати длиной 210 см — с учетом высокого роста баскетболисток. Помимо баскетбола и фигурного катания работают отделения плавания, современного пятиборья, спортивных танцев. Естественно, оказываем и оздоровительные услуги населению. Но главное — 1500 детей и подростков занимаются у нас не просто для здоровья, а с целью достичь серьезных результатов.

— То есть — стать тем самым "олимпийским резервом"?

— Надеюсь. По крайней мере в самом первом направлении — баскетбольном — мы уже добились определенных успехов. РФБ проводит первенство страны среди девушек в пяти возрастных категориях — с 1995 по 1999 год рождения. Команд 95-го и 96-го года у нас нет, потому что школа очень молодая. А из оставшихся трех чемпионатов мы выиграли два — 97-го и 99-го годов. Неплохо. При том что остальные золотые медали завоевали признанные лидеры — УГМК, "Видное" и "Тринта".

— Школы-соперники вам завидуют?

— Есть немного. Да, спорт — это борьба, конкуренция, но все же в работе с подростками, на мой взгляд, важнее не медали в детско-юношеских соревнованиях, а результат, который мы все вместе дадим на выходе. Качественных игроков для клубов и сборной к 18 — 19 годам.

К сожалению, часто в России условия для работы с детьми хуже, чем у нас, и, понимая это, мы приглашаем девчонок из других городов. Не все тренеры это поддерживают, и это понятно. Если игрок действительно сможет прогрессировать у себя на родине — я только за. Но в регионах такой возможности по большей части нет, а терять молодые таланты нельзя.
Источник http://basketball.sport-express.ru/reviews/22191/