«Леброн – это альфа-самец, Блатт – потрясающий тренер» 25  ноября  2015

Советский спорт
Экс-игрок НБА, ныне тренер центровых в «Кливленде» Виталий Потапенко дал обстоятельное интервью Sovsport.ru, рассказав о Саше Кауне, Тимофее Мозгове и Дэвиде Блатте.
«КАВС» НАБИРАЮТ ФОРМУ»

На Драфте-1996 Потапенко ушел под 12-м номером сразу перед Кобе Брайантом и выше Стива Нэша с Джермейном О'Нилом, Предрагом Стояковичем и Жидрунасом Илкаускасом. Супервездой, впрочем, не стал, но отыграл в сильнейшей лиге мира 11 сезонов, из них первые три – за «Кливленд», набирал по 6,5 очков и 4,5 за игру в 610 матчах и считался одной из ключевых фигур украинской сборной. Правда, перстней, как другому украинцу Станиславу Медведенко ему не досталось. Зато досталась работа тренера в штабе «Кавс», где Виталий отвечает на подготовку центровых.

А еще Потапенко остался тем же простым, дружелюбным и добродушным парнем, каким уезжал из «Будивельника» в НБА – несмотря на то, что в марте ему стукнул «сороковник». Дозвониться до Виталия удалось не сразу, но в итоге перезвонил он сам.

— У меня есть минут 20, можем спокойно пообщаться, — начинает беседу тренер «Кавс». Беседа в итоге продлилась больше получаса.

— «Кливленд» неоднозначно начал сезон – вроде и лидирует в Восточной конференции, а вроде как и потерпел несколько непонятных поражений. Вы в какой форме вообще?

— В нормально форме. В рабочей. Да, чемпионат открыли проигранным матчем против «Чикаго»… Не все получилось так, как планировалось, но есть ряд важных «но», — как, наверное, все большие люди Виталий говорит медленно, размеренно, но обстоятельно. — Во-первых, мы играли в финале последнего плей-офф, сезон растянулся у нас почти до июля, времени на отдых у парней оставалось мало. Многие не успели восстановиться после травм, вовремя начать подготовку… Это чувствуется в первых играх и будет чувствовать еще какое-то время. Во-вторых, «Буллс» были очень злы на нас за то, что мы их выбили во второй раунде того самого плей-офф. То есть, с мотивацией у парней оказался полный порядок. В-третьих, в том матче у них полетело почти все, что можно – такое тоже бывает. Ну да, проиграли. Но уже следующий матч – в гостях у сильного «Мемфиса» — выиграли. И выиграли уверенно, показав умный, слаженный баскетбол. Процесс идет, новые поражения, неудачные матчи еще будут – это факт. Но в целом команда выглядит уверенно, все парни на своих местах, уровень игры растет, так что планов выиграть титул никто не отменяет.

— Подпишусь под каждым словом, но есть один нюанс – «Голден Стейт» тоже играл в финале, более того – они тот финал у вас выиграли. А на старте этого сезона одержали уже 15 побед подряд, повторив рекорд НБА. Им усталость не мешает?

— «Уорриорз» — потрясающая команда, тут и говорить нечего. Однозначный претендент на перстни. Но я не тренер «Голден Стейт», я тренер «Кливленда». Я не знаю и не вижу тех процессов, которые происходят у них в раздевалке и на тренировках. Может, это кураж. Может, еще что… Посмотрим. В конце концов, важно не первые 15 матчей выиграть. А последние 10.

«В РУССКИЕ РЕСТОРАНЫ НЕ ХОДИМ»

— Одно из поражений «Кливленда» случилось в Детройте, где Мозгов играл против Драммонда и последний набрал свои стабильные 25 очков и 18 подборов. Как Тима смотрелся на фоне одного из лучших центровых лиги?

— Андре – очень крутой парень. Потрясающий талант, невероятно одарен физически. Крепкий, прыгучий, в атаке – неудержим. Их связка с Реджи Джексоном – не звездой, но сильным плеймейкером – порой творит чудеса. Двоечки свою разыгрывают на раз. Так, кстати, и было в нашем матче – Джексон 12 передач тогда раздал. Но ценность баскетболиста не измеряется только очками. Она измеряется тем, делает ли игрок свою команду лучше, сильнее. И в этом отношении Мозгов ничуть не уступает Драммонду. У «Кливленда» атака строится через трех главных звезд – Леброна Джеймса, Кевина Лава и Кайри Ирвинга, когда он здоров. Тиму просто не так часто задействуют в нападении, как того же Андре. Но он неоценим в защите, он лучше, чем Драммонд, страхует партнеров, ставит заслоны, играет спиной… Да и вообще на фоне большинства других стартовых центров НБА Мозгов выглядит впечатляюще. Помимо прочего, за счет упорства и трудолюбия.

— Он жаловался, что травма ноги помешала ему нормально начать сезон – восстановление прошло не так быстро, как планировалось.

— Это есть, да. Скажу так – в этой точке сезона Тимофей находится чуть позади того места, где должен быть. Форму еще предстоит набрать. Но речь только о физике, о каких-то вещах, которые он пока не может делать на площадке из-за ноги. В плане понимания игры, в плане отдельных элементов техники он продолжает прогрессировать и сейчас выглядит куда сильнее даже себя прошлогоднего. Вон, трешку впервые в НБА забил! – смеется Потапенко.

— Вы ведь наверняка общаетесь с ним больше, чем с остальными игроками? И не только потому, что тренируете в «Кливленде» центровых.

— В «Кавс» в принципе очень дружная команда – мы регулярно вместе выбираемся куда-нибудь большой компанией. Но, конечно, с Тимой отношения особенные, — признается Виталий. – Все-таки, во многом нам чуть сложнее, чем остальным – мы чужие в стране, в которой живем, мы не так чувствуем язык, у нас другой менталитет, культура. И, разумеется, когда находишь человека, с которым можешь общаться на родной речи, это сближает. У нас с Тимой разница в возрасте ровно 10 лет, он – русский, я – украинец. Но мы родились в одной стране, у нас похожие истории и воспоминания из детства, общая культура. Нам всегда есть, о чем поговорить! Так что, конечно, мы сдружились. Собираемся семьями, ходим друг к другу в гости. Хотя не скажу, что часто – все-таки, по ходу сезона свободного времени почти нет.

— Кстати, куда вместе выбираетесь? В Кливленде есть русские или украинские рестораны?

— Ну, это же не Нью-Йорк, и не Лос-Анджелес! Небольшой провинциальный город по местным меркам. Рестораны русские, вроде, есть. Но мы с Тимой туда не ходили.

«КАУН ОСВОИЛСЯ В НБА МОМЕНТАЛЬНО»

— Летом в «Кавс» еще один русский парень появился. Быстро Саша Каун влился в команду?

— Быстрее, чем любой мог ожидать! – признается Потапенко. – Я просто поражен был, как лихо, без видимых усилий, он вник во все схемы, прочувствовал все отличия баскетбола НБА от европейского и стал важной частью команды. Не говоря о том, что Саша – сам по себе отличный парень, с которым легко наладить общий язык. Плюс, английский знает в совершенстве – все-таки, вырос и учился в Штатах.

— У него недавно сын родился. Не ездили на выписку?

— В Америке нет такой традиции, — смеется Виталий. – Тем более, тогда команда играла на выезде, а Саша остался дома. Это, кстати, в порядке вещей – в Штатах семья всегда на первом месте. Если у тебя жена рожает, ты плюешь на работу и остаешься с ней. Никто криво не посмотрит, не осудит. Так вот, на выписке мы не были. Но сына – Максима – я видел. И подарков, конечно, надарили всем клубом. Пусть растет счастливым!

— Вы сказали, что Каун быстро освоился на паркете, но на площадке во время матчей появляется редко и ненадолго. Почему?

— Я не могу комментировать его игровое время – это вопрос к главному тренеру. Но то, что Саша готов играть и приносить пользу прямо сейчас – знаю точно.

— Даже в стартовом составе?

— Даже в стартовом. Более того, он выходил в первой пятерке во время предсезонных игр. И очень здорово смотрелся! И в матче с «Милуоки», где пришлось бороться один на один с Грегом Монро – одним из лучших центровых лиги. И против «Филадельфии», где играет третий номер последнего драфта Джалил Окафор – потенциальная суперзвезда, кстати. Каун очень хорош в защите, у него потрясающий игровой интеллект, он понимает и чувствует своих партнеров, уверенно действует в краске. И, к тому же, очень силен физически.

— Можно сказать, что он пришел в НБА всерьез и надолго? Все-таки, Саше уже 30 лет. Нет ли тут просто желания «попробовать» — мол, отметился в лиге, и завершил карьеру через пару лет?

— Я не знаю, какое будущее ждет Кауна. Все зависит от того, чего он хочет сам. Закрепиться в НБА, получить заметную роль на площадке ему по силам. Остальное – вопрос желания играть и, разумеется, здоровья. А о желании одно могу сказать: Сашу, как и большинство европейских игроков, включая Мозгова, отличает потрясающее трудолюбие! Реально – местные тренеры нечасто видят такое желание парней пахать на тренировках, как у Кауна и Тимы. Так что не думаю, что он приехал в НБА просто «отметиться».

«ЛЕБРОН – ЭТО АЛЬФА-САМЕЦ»

— Каково работать в одной команде с лучшим баскетболистом мира? – у Виталия нельзя было не спросить про Джеймса.

— Леброн – конечно, уникальный игрок. И уникальность его не в том, что он может забивать по 30 очков за матч в течение сезона. В НБА хватает баскетболистов, которые творят чудеса на площадке, но при этом не делают своих партнеров сильнее. Даже наоборот – тянут одеяло на себя в ущерб команде. Не случай Джеймса. Он лидер не только на паркете, но в раздевалке, в обычной жизни. Настоящий альфа-самец, рядом с которым все становятся лучше, ведь просто стыдно не выкладываться по полной, когда перед тобой такой пример! И статистика Леброна – это не «пустышка», не желание набрать любой ценой побольше очков, подборов… Каждое его движение нацелено на одно – принести успех команде. Поэтому у него такой авторитет – и в «Кливленде», и в лиге.

— Но не затмевает ли его авторитет авторитет Блатта? Порой кажется, что Леброн смотрит на Дэвида свысока.

— Именно, что кажется. В запале матча бывает всякое, игроки тоже люди, не всегда справляются с эмоциями. Какие-то эпизоды болельщики в принципе трактуют совсем не так, как было на самом деле. Поверьте, Дэвид – потрясающе сильный тренер, его карьерный record (соотношение побед и поражение, — Прим. ред,) впечатляет, его успехи со сборной России и с «Маккаби» говорят сами за себя. Думаете, в Америке это ни для кого не важно? Ошибаетесь. В конце концов, у Блатта – сильный характер. И поверьте, его авторитет просто невозможно как-то затмить, принизить. Даже такому человеку, как Леброн.

— Напоследок такой вопрос – вы в Америке осели окончательно? Мозгов-то там просто работает, летом возвращается в Россию. Сами когда последний раз были на родине?

— Ой, не вспомню уже, — вздыхает Потапенко. – Окончательно осел, с концами. На Украине не был много лет. Здесь у меня семья, дети говорят по-английски лучше, чем по-русски… Родной язык знают, конечно, но на бытовом уровне словарного запаса уже хватает не всегда. Хотя мы с женой так от акцента и не избавились, — смеется Виталий.

— А на родине уже не осталось никого?

— Остались, конечно – в Киеве живут родители, сестра. Но они сами к нам приезжают.
Источник http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/861023