Sportbox.ru
Во вторник центровой Александр Каун объявил о завершении профессиональной карьеры. Обозреватель Sportbox.ru рассказывает историю замечательной карьеры российского чемпиона НБА.
Александр Каун завершил карьеру. Досадно, но при этом говорить, что баскетбол лишился великого игрока, после ухода которого игра осиротеет и уже никогда не будет прежней, значило бы не только лукавить, но и проявить неуважение к самому баскетболисту. А как иначе расценивать ничем не обоснованную лесть?
При том, что Каун, в отличие от недавно ушедших на покой Данкана и Брайанта, конечно же, не попадёт в Зал славы НБА, россиянину удалось достичь того, о чем даже они и не могли мечтать. Не ищите в этом криминальный подтекст, но с момента начала обучения в высшей школе «Флорида Эйр Академи» Каун жил двойной жизнью, и по прошествии времени можно констатировать, что он преуспел в каждой из них. Каун никогда не грезил о собственном вековом наследии в баскетболе, не расценивал конкурентов на площадке в качестве личных врагов, деклассирование которых превращалось бы в священный долг. Его всегда интересовало программирование, проектирование и вычисление — процессы, которые требуют чёткости, терпения и субординации.
Впоследствии именно эти качества и помогли ему добиться успеха не только в любимом деле, но и в баскетболе, которому он отдал 12 лет. Такие люди, как Каун, нужны во всех отраслях. Большое начинается с малого, и чёткое исполнение казалось бы незатейливых обязанностей ценится повсеместно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после школы в Кауне были заинтересованы престижнейшие ВУЗы с сильнейшими баскетбольными программами — такие, как «Дьюк» и «Мичиган Стэйт». Россиянин же остановил свой выбор на не менее престижном «Канзасе», руководствуясь в большей степени учебной системой, но и в баскетбольном плане он не прогадал.
В 2008-м «ястребы» стали чемпионами NCAA, обыграв в «Финале четырех» «Северную Каролину» и «Мемфис». Правда, всех этих регалий могло и не быть, если бы «Канзас» уступил в игре за попадание в финальную пульку скромному «Дэвидсону», ведомому нескромным худощавым пареньком по имени Стеф Карри. В том матче Каун, выйдя со скамейки, буквально за уши втащил свою команду в финал, набрав 13 очков и сделав 6 подборов.
Тот матч вполне можно рассматривать в качестве иллюстрации к дальнейшей карьере россиянина. Он не делал ничего сверхъестественного, но раз за разом оказывался в нужном месте в нужное время. А когда ты обладаешь таким умением, все несколько видоизменяется. 56-й номер драфта, выбран командой, которая вот-вот прекратит своё существование, вовсе не попадает в лигу? Никакого драматизма и стенаний, Каун обретает себя в ЦСКА — одном из сильнейших клубов Европы. В России Саша не только вырос в игрока калибра национальной сборной, но и играл на условиях, которых у него, вероятнее всего, не было бы в НБА.
Полученные средства дали Саше возможность вкладываться в любимое программирование, основать свой бизнес и избежать свойственных многим мук, связанных с вопросом постбаскетбольной деятельности. Все 7 лет, проведенных в стане армейского клуба, Каун руководствовался собственной трудовой этикой, зная своё место на площадке. При этом его не смущали ни разговоры о лимитированной атаке, ни отсутствие хайлайтов с собственным участием.
— Для меня самая лёгкая часть — это когда ты перекладываешь мяч в кольцо. Звучит громко, но это правда. Просто многие не видят процессы, которые предшествуют этому. Прохождения заслонов, маршруты комбинаций, размены, — признается Каун.
Саша всегда не просто играл, он калькулировал свои действия на площадке. За эту выверенность действий его ценили все тренеры ЦСКА и сборной России, и именно она стала одной из причин, почему у него не задалось в НБА. Каун с самого начала не скрывал, что едет за океан, скорее, доигрывать. В приоритете был личный бизнес и стремление находиться ближе к жене Тэйлор, дочке Нике и недавно появившемуся на свет Максу.
НБА знает достаточно случаев, когда европейцы, приехав в 30-летнем возрасте, добивались успеха. Но для этого необходимо «гореть» этой идеей. У Кауна, помимо отсутствия такой одержимости, был ещё целый перечень факторов, которые тяготили игру центрового. Хроническая травма правого колена, из-за которой он чуть было не завершил карьеру до переезда в НБА. Затем увольнение тренера, который приглашал его в команду и заигрывал чаще, чем это случалось в дальнейшем. Ротация, в которой Каун был объективно слабее своих конкурентов. Тяжелейшая адаптация к площадкам больших размеров.
— Площадки в НБА больше, чем те, к которым я привык. Разыгрывая привычные комбинации, по ощущениям я покрываю необходимую дистанцию, но когда начинаю искать мяч, оказывается, я нахожусь от кольца дальше, чем должен. Это не просто, за 7 лет я привык к другим площадкам, многие вещи делаются уже на автоматизме. А переучиваться гораздо проще, когда ты имеешь практику и игровое время. У меня такой возможности, к сожалению, нет.
Обо всем этом, конечно, можно было бы всерьёз сожалеть, если бы командой Кауна не был «Кливленд», ставший в этом году чемпионом и вместе с тем даровавший всему миру один из самых интригующих сценариев финальных серий НБА. Большая часть из того, что происходило на протяжении этих 7 матчей, было сделано впервые. Первый финалист, отыгравшийся со счета 1–3, первый титул для «Кливленда», Мозгов и Каун — первые россияне, ставшие чемпионами НБА.
Каун, который помимо чемпионства имеет титул победителя NCAA и олимпийскую медаль (бронза Олимпиады-2012), так и вовсе присоседился к приятной компании из Мэджика Джонсона, Билла Рассела, Майкла Джордана, Кей Си Джонса, Джерри Лукаса, Куина Бакнера и Клайда Ловвелетта. Согласитесь, более чем для человека, который поначалу расценивал баскетбол лишь как хобби. Теперь же, даже после завершения карьеры, Каун не планирует порывать с игрой окончательно и бесповоротно.
— Возможно, что-то связанное с персональными тренировками или работой с детьми и молодёжью. Особенно на летний период. Я открыт для подобных предложений. Планирую чаще бывать на матчах «Канзас Джейхоукс», последний раз я ходил на игру в 2010-м. Надо восполнять пробелы. Может быть, мои качества смогут пригодиться в родном университете.
Вот оно — осознание собственной значимости, реального эквивалента себестоимости, то что выгодно отличает Кауна и на чем порой прогорают даже более талантливые атлеты. Не всем даны такие природные данные, как у Леброна Джеймса, не все могут питаться и дышать исключительно баскетболом, как Коби Брайант. Таких, как они, — единицы. Именно поэтому для оставшегося большинства людей баскетбольная жизнь Саши Кауна и его подход к работе могут служить примером для подражания. Примером того, как оставаться собой и добиваться успеха в абсолютно разных областях.
Источник
http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Basketbol/NBA/spbnews...