Чем закончится 2-я европейская баскетбольная война 23  марта  2016

Спортфакт
ФИБА-Европа издала распоряжение для национальных федераций: исключать из своих чемпионатов клубы, выступающие в Евролиге и Кубке Европы. Что это означает и к чему может привести?
Соответствующее заявление опубликовано на официальном сайте европейской «секции» Международной федерации баскетбола. В нем говорится: сборные тех стран, которые проигнорируют эти инструкции и не применят санкции к «непокорным» клубам, будут отстранены от участия в международных турнирах.

Евролига немедленно выступила с ответным пресс-релизом, где выразила поддержку своим клубам и сообщила, что готовит жалобу в Еврокомиссию.

За что они воюют?

ФИБА-Европа пытается вернуть под свою эгиду ведущие мужские еврокубки, контроль над которыми она утратила в 2000 году. С тех пор Евролигу (а в последние годы и второй по значимости турнир — Кубок Европы) проводит одноименная коммерческая организация, базирующаяся в Барселоне. ФИБА же остался только скромный Кубок вызова.

В 2015 году ФИБА-Европа разорвала договор с Евролигой и объявила о создании своей системы мужских еврокубков во главе с Лигой чемпионов. Ее первый розыгрыш должен стартовать ближайшей осенью. За последний год было сделано немало громких заявлений о будущем благоденствии (прежде всего финансовом) нового турнира. Евролига и выступающие в ней команды реагировали на эту кампанию спокойно, если не сказать, игнорировали ее. Несколько дней назад в Барселоне были заключено соглашение между Евролигой и четырьмя национальными либо региональными лигами (включая нашу Единую лигу ВТБ) о том, что они получат дополнительные гарантированные места в главном еврокубке (помимо 11 «неприкасаемых» клубов, имеющих так называемые лицензии «А»), число участников которого в следующем сезоне сократится с 24 до 16.

Видимо, это стало последней каплей, после падения которой ФИБА-Европа решилась пойти на открытую конфронтацию.

Такое уже было?

Да, было. В 2000 году, когда большинство сильнейших клубов Европы переметнулись под знамена барселонских «мятежников», предложивших более выгодные экономические условия. ФИБА-Европа тогда тоже до последнего момента надувала щеки, а потом перешла к ультиматумам, причем точно таким же, как сейчас: давила на клубы через национальные федерации, грозя дисквалификацией национальных сборных.

Как аналогичный конфликт протекал 16 лет назад?

Если кто не помнит (а кто-то по молодости, может, и не знает), в сезоне-2000/01 параллельно проходили две Евролиги. ФИБА назвала свой турнир (только не смейтесь) Супролигой, сократив таким причудливым образом словосочетание «Суперпрофессиональная лига». Большинство национальных федераций заняли нейтральную позицию. Они сделали вид, что никаких ультиматумов не слышали, предоставив клубам возможность самим выбирать где играть. Исключений было только два: Турция, без особого шума отговорившая свои команды от участия в «барселонском мятеже» (подозреваю, на турок было легче надавить просто потому, что в 2001-м им предстояло принимать у себя чемпионат Европы), и Россия. Наша федерация оказалась фактически единственной, кто открыто и категорично поддержал ФИБА, запретив своим клубам участвовать в «неправильных» турнирах. Таков был выбор тогдашнего президента РФБ Валерия Кузина, который сделал рискованный политический шаг – и ошибся. Последствия этой ошибки мы, напрочь испортив тогда отношения с Евролигой, потом расхлебывали долго и трудно.

По составу участников Супролига-2000/01 получилась заметно слабее турнира-конкурента. ФИБА удалось заполучить только три полноценных суперклуба: турецкий «Эфес» (причина – см. выше), греческий «Панатинаикос» (руководство афинской команды тогда как раз конфликтовало с Евролигой) и израильский «Маккаби». ЦСКА, представлявший Россию, на тот момент суперклубом не являлся и даже не владел титулом чемпиона страны. Лидером армейцев был не кто иной, как сегодняшний президент РФБ Андрей Кириленко, которому тогда было 19 лет. Тем не менее, армейцы сумели дойти до «Финала четырех» (во многом за счет везения и удачных совпадений других результатов) вместе с тремя грандами и заняли там законное последнее место.

В Евролиге-2000/01 борьба шла совсем на другом уровне и в ней… тоже была российская команда. Называлась она «Санкт-Петербург Лайонс» (уже смешно), в национальном чемпионате не участвовала (запрет президента РФБ!), была создана специально под эту Евролигу иностранными менеджерами и укомплектована в основном легионерами. За клуб играли только трое российских баскетболистов (все ветераны), самым результативным из которых являлся… недавно назначенный главным тренером сборной России Сергей Базаревич.

Питерские «Львы» благополучно проиграли 8 матчей из 10, вылетели из Евролиги – и навсегда прекратили свое недолгое существование. В следующем сезоне ФИБА-Европа отказалась от неравной борьбы, закрыла свою несчастную Супролигу, и надобность в выдуманных командах от России отпала. Уже осенью 2001 года ЦСКА играл в турнире «мятежников», переставшем быть таковым. Первая всеевропейская баскетбольная война закончилась полной победой Барселоны.

Теперь же ФИБА развязала войну вторую.

Чем нынешняя ситуация отличается от 2000 года?

По большому счету – ничем. Цель организаторов Лиги чемпионов: принудить к участию в ней лучшие европейские клубы, а внятных рычагов давления на них у ФИБА-Европа просто нет. Подозреваю, что большинство национальных федераций (если не вообще все), как и 16 лет назад, предпочтут отмолчаться – и их можно понять. Во-первых, во многих странах профессиональные лиги (как национальные, так и региональные – вроде Единой лиги ВТБ) являются самостоятельными и федерациям не подчиняются. Во-вторых, суперклубы – это тоже мощные организации, которые не построишь в две шеренги одним щелчком чиновничьих пальцев. Например, кто кому нужнее: греческий чемпионат «Панатинаикосу» с «Олимпиакосом» с их огромными фанатскими армиями или наоборот? То же самое и с «Реалом», и с «Барселоной», и с «Маккаби». Что же до России, то у нас чемпионата страны по большому счету не существует. Тот же ЦСКА играет в двух независимых международных турнирах – Евролиге и лиге ВТБ. Ну и как на него, спрашивается, надавишь – что из Берлина, что из московского офиса РФБ? Где давилка-то?! Видать, не выросла?..

Сборные? Простите за цинизм, но, не будь национальных команд вовсе, клубам с чисто прагматической точки зрения это было бы только на руку. Не надо летом отдавать игроков в сборные, где они рискуют получить травму, беспокоиться о страховках и т.д. Так ведут себя все клубы по обе стороны океана, от России до НБА.

Нет, на публике клубные боссы, конечно, ничего подобного не скажут – упаси бог! Наоборот, разведут руками: мол, мы всегда двумя руками за национальную команду, но в данном случае просто ни при чем. А по сути это все равно, что пригрозить мужу изоляцией от тещи. Ой-ой, как страшно…

Впрочем, стоит признать, что несколько отличий по сравнению с раскладом-2000 все-таки есть. Например, ФИБА-Европа прозрачно намекает, что теперь заручилась поддержкой и «большой», всемирной ФИБА, которая прежде предпочитала не соваться в наши внутриконтинентальные разборки. Правда, не очень понятно, имеют ли эти намеки под собой реальную почву, и даже если имеют – то что от этого изменится? Отцепят сборные не только от ЧЕ, но и от ЧМ? Тогда мы возвращаемся к уже заданному чуть выше вопросу, но немного на другой лад: кому нужны турниры сборных без Испании, Греции и даже, прости господи, России, несмотря на все ее провалы последних лет?

Еще один момент: ФИБА на этот раз сумела подсобрать кое-какие деньги. По разным данным призовой фонд Лиги чемпионов должен составить от 2 до 4,5 миллионов евро. Много это или мало? Если два – вдвое меньше, чем в Евролиге. Если четыре с половиной – примерно столько же. Так зачем клубам менять уже устоявшийся турнир на «кота в мешке»? Нет, чтобы иметь хоть какие-то шансы ФИБА надо предлагать миллионов 10, а то и больше!

Также надо учитывать, что для богатых монстров вроде «Фенербахче» или ЦСКА с их «полуэнбэашными» бюджетами в несколько десятков миллионов у.е. разница в сотни тысяч призовых – не самая принципиальная. Евролига же дает им другой серьезный бонус: постоянную прописку в элитном турнире в виде долгосрочных лицензий «А». А ФИБА, с ее штатной приверженностью «спортивным принципам отбора», на такое не способна в принципе.

Что будет дальше?

Рискну предположить: примерно то же самое, что и в 2000-м. С той, может быть, разницей, что теперь заполучить и один элитный клуб ФИБА будет непросто. Собственно, они это уже фактически признали — тем, что остерегаются давить на клубы Евролиги с лицензиями «А» — об этом свидетельствует информация, просочившаяся из Италии. А ведь там речь идет вовсе не о «Реале» и не о ЦСКА, а о «Милане», который отнюдь не входит в континентальную элиту «по игре», давно вылетел из Евролиги-2015/16 и сейчас ведет отчаянную борьбу с «Тренто» за место в полуфинале Кубка Европы.

Они не претендуют даже на «Милан», понимаете! А какой может быть супертурнир без суперклубов? Лучше бы уж не Лигой чемпионов назвали, а по старинке — Суп… Как бишь ее там?

В общем, полагаю, что все сведется к улыбчивой дипломатии национальных федераций, оказавшихся временно зажатыми между ФИБА-Европа и своими ведущими клубами, — а также к яростной (по крайней мере, с одной стороны) борьбе за команды второго эшелона между Лигой чемпионов и Кубком Европы. Похоже, наступает вторая за 16 лет «золотая пора» для клубов калибра берлинской «Альбы» и питерского «Зенита». Они смогут до последнего сидеть и выбирать: кто предложит условия получше. Потом ФИБА объявит о своей «большой победе» и затихнет – уж не знаю насколько. То ли до следующего сезона, то ли опять на 16 лет.

К большому европейскому баскетболу все это отношения имеет мало. Он, судя по всему, останется там же, где и был. В Евролиге с центральным офисом в Барселоне.
Источник http://www.sportfakt.ru/basketball/31378/