Андрей Кириленко: «В России на ультиматумы реагируют плохо» 23  марта  2016

Спортфакт
ФИБА-Европа призвала национальные федерации исключать из своих чемпионатов участников Евролиги и Кубка Европы. Однако президент РФБ в интервью «Спортфакту» призвал не преувеличивать степень угрозы.
Да, европейскому департаменту ФИБА очень нужен свой сильный клубный турнир, подчеркнул Кириленко. Однако вовсе не для того, чтобы конкурировать с Евролигой или, тем более, ее устранить, чего многие уже опасаются. Впрочем, обо всем по порядку.

Дисквалификация сборных – глупо и недальновидно
— Есть очень серьезное заблуждение. Все говорят о войне между Евролигой и Лигой чемпионов, но это не так. На самом деле ФИБА хочет организовать второй по значимости еврокубок – вместо существующего Кубка Европы. И в него Международная федерация баскетбола рассчитывает заполучить как можно больше конкурентоспособных клубов.

В Евролиге останутся только 16 сильнейших. 11 из них имеют лицензию «А» и долгосрочный контракт с ULEB. А одна из оставшихся путевок досталась Лиге ВТБ. ФИБА смирилась с тем, что эти 16 команд будут выступать в Евролиге. А в Лиге чемпионов, если считать с самых ранних стадий, должны начать выступление 56 клубов. Это количество на основном этапе сократится до 32.

— ФИБА провела презентацию Лиги чемпионов, объявила о призовом фонде. Кто участвовал в заседании от России? Каково ваше отношение к этому турниру?

— Я считаю, что Лига чемпионов по своему статусу интереснее Кубка Европы. Призовой фонд приблизительно одинаковый. Но зато у турнира ФИБА есть очень важное для меня преимущество – в его календаре предусмотрены «окна» под матчи национальных сборных. В турнирах ULEB ничего подобного нет, и это создает серьезные проблемы. Любая федерация хочет, чтобы национальная сборная страны выступала в сильнейшем составе. Поэтому для нас позиция Евролиги – зло: не устраивает формат этого турнира. Это действительно очень важный момент.

Презентация Лиги чемпионов прошла еще в январе в Лондоне. И я был на ней. Потом на жеребьевке турниров сборных различных возрастов присутствовал руководитель Департамента резерва и национальных сборных РФБ Олег Ушаков. А 20 марта состоялось заседание бюро ФИБА. У нас нет представителя в Центральном бюро, а какую роль сейчас там играет Юлия Аникеева (предыдущий президент РФБ. — Прим. «Спортфакта»), непонятно. И я не знаю, была ли она там или нет.

Официального же документа из ФИБА, кроме пресс-релиза, вызвавшего большой резонанс, Российская федерация баскетбола не получила. Никаких указаний, пожеланий или рекомендаций.

— Тем не менее, ФИБА дала понять, что страны, согласившиеся делегировать команды в Евролигу и Кубок Европы, будут отстранены от участия во всех соревнованиях под эгидой ФИБА-Европа. Как будет на это реагировать Россия?

— Повторюсь, официальной бумаги нет. И официального решения нет. Но зато у меня есть логичный вопрос: ФИБА собирается дисквалифицировать все сборные, чьи клубы выступают в этих двух турнирах? Дисквалификация национальных сборных – это в любом случае глупо и недальновидно. РФБ будет всегда действовать в интересах российского баскетбола. У нас не могут существовать сильные клубы без сильной сборной и наоборот. И Федерация вместе с клубами должны быть на одной стороне и поддерживать друг друга. И если кто-то решит отстранить Россию, значит, так тому и быть. Внутри страны мы должны действовать слаженно и выступать единым фронтом. Договариваться и идти дальше вместе.

Единая Лига ВТБ поддержала турниры ULEB
— Евролига ответила, что окажет всестороннюю поддержку своим членам и назвала требования ФИБА неправомерными. Как РФБ выстраивает отношения с ULEB и что нужно дальше делать в этом направлении?

— Нет никаких отношений. Мы – участники движения ФИБА и находимся на их стороне. Федерация хотела, чтобы наши 3 — 5-е клубы выступали в Лиге чемпионов, а не в Кубке Европы. Но не в ультимативной форме. Если клубы не устраивает наша позиция, мы не хотим им что-то агрессивно запрещать. Они должны решать все сами.

На сегодняшний день ситуация такова, что Единая лига ВТБ поддержала турниры ULEB. Я не был согласен с этим решением, но они проголосовали за то, что клубы будут играть в Евролиге и в Кубке Европы. Федерация против этого, но мы не входим в конфронтацию.

Понять клубы можно: они хотят добиться успеха в еврокубках. А схема турнира ФИБА не совсем понятна. Появляется новое соревнование, и клубы пока не видят его преимуществ. И, исходя из этого, принимают решение.

Правда, в этой ситуации, безусловно, будет существовать проблема национальных сборных. Будем разговаривать на эту тему. Без игроков, выступающих в НБА и в нескольких ведущих российских клубах, невозможно сформировать сильную сборную.

Я все прекрасно понимаю. Но моя задача, как президента – собрать сильную национальную команду. Если я это сделать не смогу, появятся логичные вопросы со стороны Министерства спорта. Будет конфликт. Но его никто не хочет. Поэтому не думаю, что такая проблема возникнет: любой клуб согласится пойти на уступки, сыграв по одному матчу в ноябре и феврале в еврокубках без игроков сборной России.

— Насколько далеко может зайти конфликт между ФИБА и ULEB?

— Не знаю. У ФИБА в руках есть большие рычаги давления. У ULEB никаких правовых возможностей нет. Но есть коммерческая составляющая и привилегии для ведущих клубов.

ФИБА можно понять. Она потеряла почти все турниры, оставив за собой проведение лишь третьего по силе еврокубка. И теперь пытается привести дела в порядок. А то получается, что ULEB забрала все турниры под себя.

Сейчас задача Федерации – консолидировать позиции РФБ и Лиги ВТБ. Да, пока не получается. Но это нормально. У клубов свое мнение, у РФБ – свое. Помимо прочего не нужно забывать про владельцев и спонсоров клубов, которые имеют свое видение и выделяют финансирование под понятные им соревнования. Нас же эта позиция не устраивает исключительно с точки зрения сборной страны.

— Не напоминает ли вам эта ситуация 2000 год? Тогда ULEB отделился от Евролиги, Россия сезон выступала в ФИБА и из-за этого потеряла влияние в ULEB. В результате на протяжении долгих лет наша страна пыталась добиться нормальной квоты в Евролиге.

— К сожалению, я не был тогда в курсе ситуации. И, будучи молодым игроком, не помню ее с этой точки зрения.

Давить на клубы и запугивать не собираемся
— Намерена ли РФБ подчиниться ультиматуму ФИБА, или клубам будет предоставлена возможность решать все вопросы самостоятельно?

— Мы очень плохо в нашей стране реагируем на всевозможные ультиматумы. Мы их не приемлем. Поэтому будем поступать так, как удобно для нас и для всего российского баскетбола.

— Есть ли у турнира ФИБА какие-то преимущества перед Кубком Европы?

— Во-первых, «окна» для сборных. Во-вторых, Лига чемпионов – это все-таки официальный турнир, а Евролига и Кубок Европы – коммерческие, которые теоретически могут быть подвержены изменениям.

— Согласны, что дисквалификация сборной из-за клубов выглядит немного странно?

— Это глупость. И не думаю, что нечто подобное произойдет. Но комментировать пока нет смысла – нет официальных документов из ФИБА. Пока все на уровне слухов. Не их же комментировать.

— Как могут федерации давить на ведущие клубы, если национальные чемпионаты без этих клубов ничего из себя не представляют?

— Естественно, теоретически мы можем дисквалифицировать вообще всех игроков и все клубы. Можем давить на клубы, запугивать, но делать этого не собираемся. С нашей стороны никакого давления точно не будет. Это – не выход. Наоборот, нужно работать вместе. Любое решение должно быть коллективным и учитывать интересы и мнения всех сторон.
Источник http://www.sportfakt.ru/basketball/31652/