«ФИБА нарушает спортивный принцип». Война в европейском баскетболе продолжается 24  октября  2017

Sports.ru
Президент Евролиги Жорди Бертомеу – о конфликте с ФИБА и будущем турнира.
– Если суд примет решение в пользу ФИБА и игрокам разрешат уехать в национальные команды, это поставит под угрозу весь сезон в Евролиге. У вас есть план «Б»?

– Мы были бы очень рады, чтобы все игроки имели возможность выступать за сборные. К сожалению, тот формат, который был одобрен ФИБА, этого не предусматривает. С самого начала обсуждения было понятно, что игроки НБА не смогут принять участие в этих матчах, но они продолжали гнуть свою линию. Мы опасались, что так получится, еще в 2012-м, когда календарь ФИБА на 2017-й только был впервые предложен. На мой взгляд, здесь виден и недостаток уважения к самим сборным. Мне кажется логичным, что игроки будут придерживаться условий контрактов с теми командами, которые их подписали, не важно, речь ли идет о США или о других лигах по всему миру.

Играть такие важные квалификационные матчи вторыми или третьими сборными – это полное нарушение логики. И болельщики этого также не поймут, ведь они ждут, что за их национальные команды будут выступать лучшие игроки их стран. Это совершенно не будет способствовать росту спорта, о котором говорят в ФИБА.

В целом, на кону сейчас – репутация турниров с участием национальных сборных. Как к ним можно относиться всерьез, если команды, у которых меньше игроков НБА, получат преимущество перед сборными, у которых таких игроков больше. Это нечестно, это идет вразрез со спортивным принципом, такого нельзя допустить, тем более, если речь идет о квалификации на чемпионат мира, Евробаскет или Олимпийские игры.

Клубы Евролиги, как и клубы и лиги неевропейских стран, дали открыто понять, что они не откажутся от существующего календаря. Введение новых «окон» означает для игроков дополнительную нагрузку в связи с перелетами и увеличивает риск получить травму при ограниченных гарантиях.

Мы все надеемся, что игроков не будут наказывать, если они не отзовутся на приглашения в национальные команды. Если такие санкции последуют, они не только будут оспорены в суде, так как станут свидетельством дискриминационного отношения. Мы допускаем, что подобные репрессивные меры могут не только повлиять на выступление игроков в национальных командах и, возможно, в национальных лигах, но мы никогда не будем запрещать игрокам участвовать в матчах Евролиги. Мы будем защищать наших игроков.

– Вы видите какие-то возможности для разрешения конфликта с ФИБА? Каких уступок от них вы ждете?

– Два года назад ФИБА пыталась вернуть себе контроль над Евролигой после 15 лет и предлагала клубам долгосрочные соглашения. В прошлом сезоне они пытались уничтожить Еврокубок, пытаясь заставить команды выступать в их только созданном турнире. И теперь у нас существует эта проблема с календарем.

Очевидно, что вместо того чтобы заниматься другими делами, ФИБА сконцентрирована лишь на одном – нанести ущерб клубным международным турнирам, что является совершенно абсурдным, если учесть, что и Евролига и Еврокубок показывают серьезный рост за последние 15 лет. Никогда еще в истории баскетбола эти турниры не собирали столько болельщиков на трибунах, не имели такого количества вещателей, собирающих рекордную телеаудиторию, или не были так основательно представлены в сети.

ФИБА должна наоборот делать все, чтобы преумножить этот рост, если уж они так пекутся о развитии спорта.


Решение может быть найдено на основе тех же самых моделей взаимодействия, которые существовали до 2012-го года, просто их нужно адаптировать к новым реалиям. Мы сделали несколько предложений, но все они были отвергнуты или просто проигнорированы. Тем не менее, мы будем продолжать искать точки соприкосновения, так как убеждены, что это является нашим обязательством и принесет пользу баскетболу в целом.

Мы всегда поддерживали доводы ФИБА в том, что касается необходимости проводить больше официальных матчей сборных на домашних площадках. Нам нравится эта идея. Но сборные команды – это продукт премиум-класса. Болельщики хотят видеть там лучших, и мы должны сделать так, чтобы все так и осталось, так как это ключевая вещь для развития спорта.

Надеемся, что мы сможем найти решение, которое позволит национальным командам быть вишенкой на торте, как это было всегда. Мы всегда готовы обсуждать варианты, при которых будет гарантировано пребывание на площадках лучших игроков.



– Противостояние Евролиги и ФИБА породило гораздо более обширную дискуссию о будущем баскетбола. Как его представляете вы?

– Мы уверенны в том, что вы движемся в правильном направлении. Как я уже сказал, все данные объективно указывают на то, что международный клубный баскетбол никогда не был лучше во всех областях: будь то развитие, организационная составляющая, аудитория, бизнес и качество.

Новый формат Евролиги – это пример того, как мы отреагировали на ожидания болельщиков. Главное – это качество турнира, а с этим качеством идет и большее вовлечение болельщиков, и больший интерес вещателей и спонсоров. Мы только что подписали 20-летний контракт с IMG, гигантом в области развлечений – они верят в наш продукт и планируют инвестировать сотни миллионов евро, чтобы обеспечить его более быстрый рост. У нас существенный прирост аудитории. Это нельзя отрицать.

Так же важно, что растут и национальные лиги. Посмотрите на чемпионаты Германии, Испании, Турции, ВТБ. Баскетбол находится в прекрасном положении и имеет отличное будущее, несмотря на все политические конфликты.

– Евролигу обвиняют в том, что она убивает национальные чемпионаты. Вы планируете сделать так, чтобы система Евролига-Еврокубок заменила собой национальные лиги в будущем?

– Нет. Мы не хотим что-то заменять. Международный баскетбол – это одно. Национальные лиги – другое.

Я не знаю, кто говорит, что мы убивает национальные лиги, и на чем они основываются. Как я уже сказал, лиги показывают здоровую тенденцию к росту.

То, что лиги Испании, Германии, Турции, Адриатическая лига и лига ВТБ развиваются – следствие хорошего управления. А те, которые не растут – имеют проблемы как раз с руководством. И Евролига тут вообще ни при чем.

– В прошлом году в Евролиге было четыре команды из Турции, в этом – пять из Испании. Вы не считаете, что такой дисбаланс – это проблема?

– Во-первых, каждый клуб играет в лиге, потому что заслужил это право, в соответствие с теми правилами, которые устанавливают клубы. Это также является следствием уровня баскетбола в этих странах. Одна из этих пяти команд – это победитель Еврокубка, что подтверждает ее уровень и объясняет, почему она попала в Евролигу.

При всем при этом 4 или 5 клубов из одной страны в лиге, где играют 16 команд – это та проблема, которую мы пока изучаем и которую решим в будущем.

– Тренер Итудис затронул вопрос касательно разницы в правилах, которая существует в НБА, Евролиге, ФИБА и NCAA. Вы считаете, что правила должны быть унифицированы?

– Да, это было бы идеально, но на этот вопрос должна отвечать ФИБА. Мы придерживаемся международных правил ФИБА. И постоянно предлагаем модификации, которые бы помогли сделать игру более привлекательной для болельщиков.



– Вы не могли бы объяснить, почему судьи Евролиги не принимали участие в Евробаскете в этом году? Чья это идея?

– Такое решение приняла ФИБА. К сожалению, они пытаются наказать всех, кто имеет какое-то отношение к Евролиге.

Мы никогда не запрещали никому участвовать в турнирах ФИБА. Судьи – не исключение. Нам было грустно видеть, что лучшие арбитры континента не участвовали во всех главных соревнованиях ФИБА прошлым летом. Надеюсь, что они изменят свою позицию, так как это только негативно сказывается на качестве самих турниров.

Евролига не считает нужным оказывать на кого-то давление, кому-то угрожать или вводить санкции. К сожалению, именно ФИБА в последние годы прибегает к подобным приемам, когда они выступают с угрозами или санкциями в отношении национальных федераций, клубов, игроков или судей. Надеемся, что это изменится в будущее и свобода выбора останется фундаментальным правом в спорте.

– Как бы вы описали свои отношения с французскими и итальянскими клубами, которые в прошлом году сделали выбор в пользу Лиги чемпионов ФИБА?

– Это отличные отношения. В прошлом сезоне мы с ними не раз встречались, как и с турецкими клубами. К сожалению, в прошлом сезоне они были вынуждены участвовать в этом турнире против своей воли.

К счастью, ФИБА перестала прибегать к давлению и угрозам санкций в этом году, так что команды приняли то решение, которое посчитали наилучшим для себя. И мы приветствовали его.



– Димитрис Итудис предлагает заменить «Финал четырех» на плей-офф, а финал проводить одной игрой. Насколько вы готовы отказаться от формата «Финала четырех»?

– Мы с Итудисом говорили на эту тему неоднократно. Его мнение имеет право на существование, и я понимаю, что он считает необходимым отстаивать свое видение, которое в данном случае состоит в том, чтобы уменьшить риски для его клуба. Но опять же мы должны отвечать запросам наших болельщиков, а «Финал четырех» доказал, что является одним из самых успешных событий в мире спорта.

Все билеты распроданы еще до того, как команды обеспечивают себе выход (в этом году они были распроданы еще до старта регулярного чемпионата), игры транслируются на 213 стран, цифры по телеаудитории каждый год устанавливают рекорды, на всех носителях. Цифры все подтверждают, и никто не может спорить с тем, что «Финал четырех» – это один из главных турниров, которые только могут увидеть поклонники баскетбола. Мы не планируем ничего менять в ближайшем будущем.

– Новый формат Евролиги многими критикуется. Некоторые говорят, что он противоречит европейскому отношению к игре – в Европе традиционно значимость результата гораздо выше, чем в НБА. Вы не считаете, что это может повлиять на ментальность европейского баскетбола, и он потеряет свое главное достоинство – необходимость команд побеждать в каждом матче?

– У нас нет такого ощущения. Большинство игроков и тренеров отзываются о турнире в позитивном ключе. Очевидно, что новый формат подразумевает, что всем приходится адаптироваться, и я убежден, что первый сезон многому научил всех: и лигу, и клубы, и тренеров, и игроков.

Мы видели, что борьба шла с первого до последнего тура, без исключений, и в любом матче был возможен любой исход. Каждый матч имел значение.

И это самое важное. Все 16 команд высочайшего уровня. В матчах ни у кого не было серьезного преимущества. В сезоне с 30 турами нет времени на то, чтобы расслабляться, любая проигрышная серия может иметь последствия и означать непопадание в плей-офф или на определенное место в сетке плей-офф.

Не думаю, что что-то изменится.

– Вы уже говорили, что Евролига может вырасти до 18-20 клубов. Как вы себе представляете все это с точки зрения проблем с расписанием, с уровнем турнира, со всеми отличиями национальных лиг?

– Прежде всего, мы должны посмотреть, как пройдет этот сезон. Я всегда говорю, что любому формату требуется несколько сезонов, чтобы показать, насколько он хорош. Пока после первого сезона показатели оптимистичные, но мы всегда проявляем осторожность.

Что касается будущего, то мы уже говорили о том, что лига будет расти. Сам формат – игра всех со всеми – не поменяется, но мы можем добавить несколько клубов. Мы хотели бы охватить Францию, и надеемся, что вскоре сможем это сделать. Также мы хотели бы повысить значимость Еврокубка – наверное, больше клубов смогут получать место в Евролиге через этот турнир. Наконец, мы хотели бы увеличить присутствие в Германии и взять клуб из Великобритании.

В ближайшие месяцы пройдут переговоры об этих вопросах, но мы еще должны изучить все возможности и определить сроки претворения этих идей в жизнь. При этом нужно помнить, что те лиги, которые сейчас имеют доступ к Евролиге – лучшие среди всех лиг последнего времени.



– У российских клубов худшая посещаемость в Евролиге. Вы понимаете причины этого, и насколько это неразрешимо?

– Действительно Россия – это рынок, который традиционно с трудом наращивает аудиторию, как на аренах, так и телеаудиторию, несмотря на классные составы команд.

Мы проводили несколько встреч с клубами и руководством лиги ВТБ, чтобы заняться этим вопросом, и понять, в чем мы можем им помочь. Клубы начали использовать многие наши рекомендации в своих билетных программах, но это лишь минимум того, что мы можем сделать. Лишь сами клубы и сами национальные лиги лучше представляют себе рынок – и именно они должны приложить усилия для того, чтобы поднять популярность спорта. Я знаю, что они это делают, надеюсь, что в будущем мы увидим результаты.

– Если «Локомотив» докажет, что может регулярно собирать полный зал, может ли еще одна российская команда претендовать на получение лицензии «А»?

– В краткосрочной перспективе – нет. Как я уже сказал, наши приоритеты – это Франция, Великобритания, Германия и Еврокубок.

Российский рынок должен показать значительный рост, который бы отразил популярность и значимость баскетбола в стране.

Но в любом случае, если лучшие команды Еврокубка получат большое представительство, это коснется и России – за последние годы именно российские клубы чаще остальных получали доступ в Евролигу через победу в этом турнире.

– «Црвена Звезда» – лучший пример того, насколько неэффективен европейский баскетбол. Команда здорово играла в прошлом году, собирает полный зал, но у них нет даже средств, чтобы удержать состав. И это лучшая команда в точки зрения инвестиций и результата… В начале нулевых вы рассуждали о том, что лига поможет клубам зарабатывать. Когда-нибудь это будет возможно?

– Конечно, но быстро это не произойдет. Каждый рынок живет своими реалиями. Мадрид, Бамберг, Москва и Белград – это все рынки, где абсолютно разные условия, и клубы стараются существовать в них наилучшим способом, который им доступен. В НБА такая разница тоже есть – некоторые команды богаче, некоторые беднее, некоторые рынки больше, другие меньше. Некоторые зарабатывают, некоторые – нет.

Наша обязанность как лиги – создать наилучшую возможность для каждого клуба развивать собственный проект. Качественный турнир, качественные арены, хорошая телекартинка и присутствие в интернете, хорошее продвижение и так далее. Это наша обязанность.

«Црвена Звезда» прошла через много сложностей в прошлом году. К счастью, менеджмент смог все это преодолеть, и хотя многие игроки покинули команду, я уверен, что они будут бороться, так как это совершенно уникальная фабрика талантов. Клуб работает, чтобы получить стабильность в долгосрочной перспективе, и это вознаградится.



– Этим летом клубы Евролиги потеряли очень много игроков, которые уехали в НБА. Как болельщику, вам интересно смотреть Евролигу?

– Игроки приходят и уходят. Иногда их больше, иногда их меньше. И всегда есть игроки, которые возвращаются в Европу или приезжают впервые. Здесь нет ничего нового.

Наша работа состоит в том, чтобы развивать лигу и сделать ее привлекательной для тех, кто в ней выступает.

– Я вижу, что Евролига в стагнации: лучшие игроки уезжают, даже в Китай, одни и те же клубы выходят в «Финал четырех» каждый год, доходы не растут, посещаемость тоже. Как Евролига собирается это менять?

– Наверное, у вас неверные источники информации, так как все эти утверждения неверны.

Некоторые игроки уехали в Китай, но большинство из них – на спаде карьеры – пытаясь получить больше денег по последнему контракту. Вообще, как я уже сказал, переходы игроков в любом направлении нас не волнуют.

Доходы стабильно растут все последние 15 лет, увеличиваются каждый год. В прошлом году наша выручка выросла на 50%, аналогично и выручка клубов.

Посещаемость составляла в среднем 4500 зрителей пару лет назад. Сейчас она уже достигла 9000 и показала прирост в 13% в прошлом сезоне.

Аудитория тоже выросла: на 30% — телеаудитория, на 170% — аудитория в интернете.

Все цифры позитивные. А цифры не врут.

Естественно, всего этого недостаточно, и мы продолжим вместе с клубами думать над тем, как расти еще быстрее в дальнейшем.
Источник https://www.sports.ru/tribuna/blogs/devotion/1449850.html