Александр Волков: «В открытом чемпионате России украинские клубы играть не будут» 21  февраля  2012

Спорт-экспресс
Легендарный в прошлом форвард сборной СССР, олимпийский чемпион, президент украинской федерации баскетбола рассказал о подготовке Украины к проведению Евробаскета-2015, своем отношении к Евролиге и о том, как, на его взгляд, должна развиваться Единая лига ВТБ.
— Европейский клубный баскетбол сейчас, возможно, находится на пороге революционных изменений. Евролига на своем последнем конгрессе фактически запретила клубам играть в соревнованиях, в которых нет отбора в еврокубки. Каково отношение к этому украинской федерации баскетбола?

— Понятно, что Евролига сейчас диктует свою волю всей баскетбольной Европе. И я возможность такого поворота событий предсказывал еще несколько лет назад. Главная причина возникновения такой ситуации заключается в том, что баскетбольные клубы и лиги западной Европы проявляют по отношению друг к другу цеховую солидарность. А представители постсоветского баскетбола — разобщены и не придерживаются единой стратегической линии. ЦСКА и "Жальгирис" никогда не пойдут на конфликт с Евролигой, поскольку участие в этом турнире им гарантировано.

Остальные же команды, чтобы туда попасть, вынуждены пробиваться через квалификации или Кубок Европы. И для такой большой территории, как Россия, Литва и Украина, подобное положение дел просто унизительно. А Евролига эту ситуацию использует в своих интересах. Да, периодически в главный еврокубок попадают другие клубы Восточной Европы. Но я убежден, что успехи того же УНИКСа генерального директора Евролиги Жорди Бертомеу не слишком радуют. И что в следующем сезоне казанский клуб снова будет выступать не в главном еврокубке, а в Кубке Европы.

Естественно, это тормозит развитие нашего вида спорта. Например, в футболе все прозрачно. Любой инвестор может с нуля построить клуб, который при определенных финансовых вложениях дорастет до Лиги чемпионов. Да, этот путь сложен, но он хотя бы понятен. А каковы критерии отбора участников Евролиги, никому неизвестно до сих пор. Даже если ты создашь классную команду и будешь успешно выступать, далеко не факт, что сможешь играть в главном еврокубке. Все равно руководители Евролиги придумают какие-нибудь ограничения. Либо будут требовать с тебя большие деньги за участие. Поэтому инвесторы не хотят строить новые залы и вкладывать в клубы средства.

Я убежден: мы все должны занимать по отношению к Евролиге, во-первых, солидарную, а во-вторых, максимально жесткую позицию. Потому что так или иначе ситуация, когда Евролига пытается монополизировать права на европейский клубный баскетбол, неминуемо приведет к коллапсу. И, кстати, в барселонском офисе это прекрасно понимают. Именно поэтому развитие лиги ВТБ вызывает у Евролиги такую тревогу. Там попросту боятся конкуренции. Демарш Бертомеу основан прежде всего на уверенности, что ведущие клубы с постсоветского пространства — ЦСКА и "Жальгирис" — все равно будут на стороне Евролиги и помогут проводить его политику.

— И какой путь развития в связи с этим выберут украинские клубы?

— Мы всегда поддерживали Единую лигу ВТБ. Это качественный, развивающийся и перспективный международный турнир с очень хорошими финансовыми условиями. Если лига ВТБ останется примерно в том же виде, в каком она существует сегодня, украинские клубы готовы ради нее отказаться от участия в Кубке Европы. Собственно, сейчас вся проблема в том, что у двух супер-клубов, ЦСКА и "Жальгириса", получается слишком напряженный график. Так, может, имеет смысл поиграть в Единой лиге без них? Ничего страшного не произойдет, классных команд все равно хватает. Например, меня очень радует, что набирает обороты баскетбол в Санкт-Петербурге…

Естественно, от нашего национального чемпионата мы не собираемся отказываться ни при каких обстоятельствах. В последние годы украинское первенство стало по-настоящему интересным и привлекательным. С учетом того, что в 2015 году нам предстоит принимать Евробаскет, мы обязательно сохраним наш чемпионат. При этом, как я уже сказал, нам очень интересно участие в Единой лиге. Но, насколько я знаю, были предложения переименовать ее в открытый чемпионат России.

Естественно, в российской лиге — не важно, открытой, закрытой или еще какой-нибудь — наши клубы играть не будут. И дело тут не в политике. Просто у нас есть свое первенство, и мы хотим его развивать и улучшать. Разумеется, делегировать свои клубы в еврокубки и в ту же Единую лигу мы тоже будем по результатам национального чемпионата. Честно говоря, немного напрягает, что в последнее время усиливается тенденция сделать лигу ВТБ как можно более "пророссийским" турниром. Мне кажется, это может отпугнуть некоторых потенциальных участников.

— Как проходят переговоры с российской стороной?

— В пятницу приезжал гендиректор ПБЛ Гинас Руткаускас, сказал, что делегирован Сергеем Борисовичем Ивановым. Я ему сообщил то же самое, что и вам, — мы с удовольствием готовы играть в турнире, который объединит лучшие команды постсоветского пространства. Но это не должен быть открытый чемпионат России!

Насколько я знаю, в баскетбольной России сейчас нет единого понимания, как следует дальше развивать лигу ВТБ. У ЦСКА одни интересы, у остальных клубов — другие, у федерации — третьи. Но без солидарности, без общей позиции — никуда. В любом случае, это внутренние дела России. Мы сами проходили через что-то подобное, на определенном этапе на Украине вообще было два чемпионата. И я очень надеюсь, что все проблемы решатся за столом переговоров.

Чем быстрее и качественнее будет развиваться наш любимый вид спорта в России, тем проще будет баскетбольной Украине следовать за лидером-соседом. Все-таки мы находимся в едином пространстве, в том числе — телевизионном и спонсорском. У наших стран в спортивном смысле всегда были замечательные взаимоотношения, и я уверен, эта ситуация сохранится и в будущем.

EURO-2012 ПОМОЖЕТ УКРАИНСКОМУ БАСКЕТБОЛУ

— Как возникла идея проведения баскетбольного чемпионата Европы на Украине?

— Возникла она давно. Необходимость проведения турнира такого уровня для меня лично была очевидной всегда. Прекрасно помню, как еще во времена моей карьеры после домашних чемпионатов прогрессировал баскетбол в Греции и Испании. Новые залы, интерес болельщиков и телевидения… Отдача тех турниров чувствуется до сих пор. Да и литовский баскетбол, который во многом ассоциируется с легендарной ареной "Спортхалле", мощнейший импульс для развития получил именно после победы на домашнем Евробаскете в 1939 году.

Безусловно, работа по популяризации баскетбола на Украине нами ведется. Но все упирается в отсутствие современной инфраструктуры. Клубы играют в залах, которые построены еще в советское время. Хотя баскетбольный потенциал у нашей страны очень хороший. Есть инвесторы, готовые вкладывать деньги в наш вид спорта. Но необходимо создать им для этого выгодные условия. И такое событие, как домашний чемпионат Европы, может сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

И я, и мои коллеги по украинской федерации это прекрасно понимали. Но что-то реально изменить не имели возможности, поскольку еще в 2003 году было принято решение о том, где пройдут Евробаскеты 2007, 2009 и 2011 годов. А конкурировать со Словенией за право принять турнир в 2013 году мы по объективным причинам не могли. И только в последнее время, после изменения политической ситуации на Украине, появилась возможность подать заявку на проведение Евробаскета-2015.

— Факт проведения на Украине футбольного чемпионата Европы вам помогает? Или, наоборот, приходится выдерживать неравную конкуренцию с коллегами за государственное финансирование?

— Однозначно помогает! Вы сами видите, какими бурными темпами в стране идет строительство. Вводятся в эксплуатацию новые аэропорты, расширяются и ремонтируются дороги. Хотя, честно говоря, у всех долгое время было опасение: вот приедет президент УЕФА Мишель Платини, увидит, какой бардак здесь творится, и отберет у нас права на турнир. Но в 2010 году после прихода к власти Виктора Януковича ситуация со спортом стабилизировалась. И в результате подготовка к Евро-2012 была спасена. Да, со скрипом, со скандалами — но спасена. Украина получила новые стадионы, новую инфраструктуру во многих городах, новые рабочие места.

Те специалисты, которые занимались и занимаются организацией Евро, будут помогать и нам. Да, они совершали ошибки, но, с другой стороны, получили колоссальный опыт, которым не обладает больше никто в стране. Ну а гостеприимством и хлебосольством Украина славилась всегда.

— Как обстоят дела со строительством новых арен?

— 1 марта будут объявлены тендеры на строительство. Предварительные договоренности с рядом частных инвесторов уже достигнуты. Предполагается, что участие государственного капитала будет минимальным. В отличие от футбольных стадионов, которые являются в первую очередь социальными объектами, на баскетбольных дворцах вполне можно зарабатывать. Проводить концерты, турниры по другим видам спорта... То есть те люди, которые вложат деньги в строительство новых дворцов, получат их в собственность и получат возможность не только "отбить" вложения, но и прилично заработать в будущем. Так что в выигрыше окажутся все.

ДАЖЕ САБОНИС ПОНИМАЛ, ЧТО МОЙ ЗОЛОТОЙ БРОСОК БЫЛ ЧИСТЫМ

— На днях пересматривал в интернете эпизод 1989 года, когда вы броском с 9 метров принесли киевскому "Строителю" первые в истории чемпионатов СССР золотые медали. И так и не смог понять: почему последняя атака вашей команды развивалась так нелогично? В принципе ведь хватало времени на то, чтобы организовать бросок из куда более удобной ситуации…

— Если какой-нибудь спортсмен расскажет вам: мол, я на последних секундах матча продумал все до мельчайших деталей, проанализировал несколько вариантов и выбрал оптимальный из них — не верьте ему! Все делается на инстинктах. Наша команда на последней минуте впала в небольшой ступор, и "Жальгирис", который довольно прилично отставал, сумел сравнять счет. У нас началась настоящая паника. Поэтому я, будучи лидером команды, решил взять инициативу и ответственность на себя. Помню, как раз искал варианты для передачи Белостенному под щит, но краем глаза глянул на табло и понял: надо бросать прямо сейчас. Причем пока мяч летел, я уже знал, что попал. В итоге мяч опустился в корзину очень аккуратно, как родной, не коснувшись дужек… Это было как подарок от бога. Приятно, конечно, что такой бросок стал значимой частью баскетбольной истории. Хотя все равно остался неприятный осадок от всех этих послематчевых разборок. Хорошо, что справедливость восторжествовала (смеется). Знаете, подобное в нашей жизни происходит не так часто, и это отличный повод порадоваться.

— Что происходило на площадке после того, как мяч влетел в кольцо?

— Все прекрасно понимали: бросок был выполнен вовремя. Это понимал и Сабонис, и все остальные литовцы. Куртинайтис вообще снял кеды и ушел в раздевалку. Но нервное напряжение было таким колоссальным, что арбитры — Миша Давыдов и Миша Григорьев — "поплыли". Причем они ведь первоначально засчитали мяч (улыбается). Но потом подошли к столику, о чем-то посовещались — что именно там происходило, мне видно не было, широченная спина нависшего над столом Сабаса закрывала обзор, — и попадание отменили. Может, руководствовались соображениями, что если будет еще одна игра финальной серии, значит, будет еще один гонорар? Не знаю… Честно говоря, овертайм того матча я не помню совершенно. Все как в тумане. Жалею, что после моего попадания мы не ушли в раздевалку.

И еще очень жаль, что время того замечательного чемпионата СССР ушло. Прекрасно помню, какой колоссальный ажиотаж вызывали матчи ЦСКА — "Жальгирис", в которых мне довелось участвовать. Да и других классных команд в Союзе хватало.

— Собственно, Сергей Борисович Иванов не раз говорил, что одним из мотивов создания Единой лиги ВТБ как раз и была ностальгия по тем легендарным матчам и славным баскетбольным традициям, связывающим Россию, Украину и Прибалтику.

— Дай бог, мы общими усилиями придем к чему-то подобному. Эх, если бы Единая лига ВТБ создавалась на несколько лет раньше… Тогда Украина, в которой на тот момент было три-четыре сильных клуба, могла идеально вписаться в этот турнир. Вообще можно было создать настоящий суперчемпионат! Сейчас, как я уже сказал, ситуация немного другая — и у нас, и в России. Но верю, что в любом случае ничего не потеряно и у наших стран отличные баскетбольные перспективы.

— В чем был главный секрет фантастической победы сборной СССР на Олимпиаде в Сеуле?

— Знаете, после первого матча с югославами, которым мы проиграли в одну калитку, никаких мыслей о чемпионстве в голове не было и в помине. Думали: доползти бы до полуфинала. Все-таки мы целый год на сборах играли в один баскетбол, а потом буквально за день до вылета в команду добавился системообразующий игрок — Сабонис. И так получилось, что все наши наработки разрушились, а на создание чего-то нового не было времени. И через весь турнир мы продирались со страшным скрипом. В матче с пуэрториканцами за секунду до конца основного времени была ничья, и нам пробивали два штрафных. Оба раза соперник смазал — и в овертайме мы победили. В четвертьфинале с бразильцами тоже играли очень тяжело, дожали их в самой концовке. Верить в то, что сумеем обыграть казавшихся непобедимыми американцев, мог только Гомельский. Но в какой-то мере ему удалось заразить нас своей фанатичной верой. В результате нам удалось совершить то, что выглядело невозможным. Во многом благодаря отличной атмосфере, бывшей у нас в команде. Собственно, со всеми ребятами из той сборной у меня до сих пор очень теплые отношения.
Источник http://basketball.sport-express.ru/reviews/19912/