Этторе Мессина: «Хотел бы я возглавить сборную России? Сейчас не время это обсуждать» 31  октября  2012

Спорт-экспресс
Одним из вероятных преемников Блатта в сборной является 53-летний главный тренер ЦСКА, который в прежние годы неоднократно заявлял, что был бы не прочь возглавить национальную команду.
Вчера Мессина находился в родной Италии, куда ненадолго отлучился из клуба по личным делам. Когда спустя час после объявления об отставке Блатта корреспондент "СЭ" дозвонился до армейского тренера, он еще не был в курсе последних новостей из Москвы.
— Вы серьезно? Блатт уходит? Это очень большой сюрприз. За все эти годы Дэвид проделал со сборной России невероятную работу, и найти ему равноценную замену, уверен, будет очень трудно. Наверное, мало кто ожидал, что он все-таки уйдет. Все думали, что тренер и РФБ смогут договориться и продолжат сотрудничество.
— Сам Блатт говорит, что принял решение не из-за каких-то разногласий, а потому, что сейчас для него лучшее время покинуть сборную. Согласны?
— Никто, кроме самого человека, принимающего решение, судить об этом не может. Только ему виднее, какой выход оптимальный. Но, безусловно, уходить всегда приятнее после того, как ты достиг хорошего результата. Тогда ты оставляешь о себе приятные воспоминания и на всю жизнь сохраняешь дружбу с людьми, с которыми работал. Покидать команду после провала, безусловно, тяжелее.
— Ранее вы много раз говорили о том, что хотели бы вновь возглавить какую-нибудь национальную команду. Однако на вопросы о вашем гипотетическом будущем в сборной России отвечать отказывались, ссылаясь на наличие в ней "живого тренера". Теперь, после ухода Блатта, что можете сказать?
— Считаю, что сейчас совершенно не время обсуждать этот вопрос. Главная новость сегодня — то, что Дэвид Блатт принял решение покинуть сборную России. Или не нашел общего языка с РФБ по поводу продления контракта. Что, впрочем, примерно одно и то же. Все остальное можно отложить на другой день.
— ЦСКА под вашим руководством начал с семи побед подряд, но в последнем поединке уступил на выезде "Жальгирису" в Единой лиге ВТБ. Как оцениваете старт сезона?
— Начну отвечать с конца. Мы играли с самой, как принято говорить по-английски, "горячей" командой Европы на данный момент. То есть с находящейся в наилучшей форме. "Жальгирис" только что победил с разницей "+18" действующего чемпиона Евролиги "Олимпиакос" на его площадке, затем взял верх над "Басконией", при том что испанский клуб играл здорово. И вот с таким "Жальгирисом" нам пришлось сражаться в присутствии почти 16 тысяч ни на секунду не смолкающих литовских болельщиков. После трех четвертей ЦСКА опережал соперника на одно очко, но в концовке каунасцы сыграли великолепно, а мы в ключевые моменты допустили несколько ошибок. Тем не менее не могу предъявить игрокам претензий в плане самоотдачи. Все трудятся и понимают, что в межсезонье команда претерпела значительные изменения, а значит, легким наш путь не будет. Мы по-прежнему продолжаем поиски своей лучшей игры как в защите, так и в нападении, тренер и баскетболисты постепенно привыкают друг к другу. Это процесс, требующий времени.
— Значит, главная трудность нынешнего сезона для вас — собрать игроков в единую команду?
— Совершенно верно. В этом состоит задача не только моя, но и всего ЦСКА. Главного тренера, его помощников… И, безусловно, самих игроков, которым обязательно придется приложить немалые усилия, чтобы стать Командой. История нашего клуба к этому обязывает: 90 процентов из всех прежних составов ЦСКА были именно Командами. Нужно стремиться к этому и сейчас.
— А когда вам было сложнее начинать — сейчас или в 2005 году, когда вы впервые возглавили армейцев?
— Это хороший вопрос, но я не знаю на него ответа, — усмехнулся Мессина после паузы и вновь надолго задумался. — Наверное, все-таки сейчас… Хотя нет, семь лет назад тоже было непросто. Тогда, приходя в ЦСКА, я уже отлично знал нескольких ключевых игроков: Лэнгдона, Смодиша, Вантерпула и Андерсена, с которыми работал прежде. Поэтому мне оставалось познакомиться и найти общий язык лишь с оставшейся частью команды. С другой стороны, тогда мне почти ничего не было известно об этом клубе, его атмосфере, традициях. Теперь же у меня хорошие отношения со всеми сотрудниками ЦСКА — от президента Андрея Ватутина до массажистов, мне прекрасно знакомы философия клуба и его стремление быть первым во всем, но зато я знаю очень немногих баскетболистов. В общем, мне сложно сделать выбор между "тогда" и "сейчас".
— В ЦСКА-2012/13 все специалисты дружно отмечают повзрослевшего Антона Понкрашова, регулярно выходящего в стартовой пятерке. Отыграв под вашим руководством за красно-синих сезон-2006/07 и вдоволь наслушавшись от вас справедливой критики, он затем отправился на два года в аренду в "Химки", а по возвращении уже не застал вас. Сильно он изменился за пять лет?
— Вы правы, он очень повзрослел. Существуют баскетболисты, которые даже с течением времени не становятся более зрелыми личностями и игроками. К счастью, это совершенно не относится к Антону. Он профессионально работает на тренировках как индивидуально, так и в команде, стал гораздо спокойнее и увереннее. Так что сейчас он просто пожинает плоды своего многолетнего труда в ЦСКА, "Химках", питерском "Спартаке" и, что особенно важно, в сборной России. Получает возможность проявить себя — и пользуется ею. А ведь порой бывает, что игрок получает гораздо больше шансов, но тратит их впустую. Я очень рад, что застал Понкрашова в этот момент его карьеры, и надеюсь помочь стать ему еще сильнее.
— При этом вы продолжите использовать его как атакующего защитника, а не в привычном амплуа разыгрывающего?
— В моем понимании он не разыгрывающий и не атакующий, а просто защитник. Если вы вспомните мои предыдущие команды, то увидите, что мне нравится использовать состав с тремя игроками задней линии, способными не только атаковать, но и думать на площадке. Например, связка Холден — Лэнгдон — Папалукас или Холден — Лэнгдон — Шишкаускас. Или моя любимая в "Киндере": Ярич — Ригодо — Жинобили. Каждый из них мог играть на любой позиции — от первого "номера" до третьего. И сейчас в ЦСКА я ставлю перед собой цель построить такую же схему. Поэтому Понкрашов в разные моменты времени может как бросить, так и отдать пас или проникнуть в трехсекундную зону. И при этом действительно проводит определенное время на позиции разыгрывающего. А если ты умеешь играть только на одной позиции — это плохо как для тебя, так и для твоей команды.
— Для многих стало сюрпризом, как уверенно с ходу заиграл в ЦСКА Зоран Эрцег…
— Но не для меня. Ему приходится прилагать усилия, чтобы заставить себя "пахать" на тренировках, но по ходу матчей Эрцег раскрывается и здорово играет. С его травмой (по предварительным прогнозам, серб выбыл на четыре месяца. — Прим. А.С.) мы потеряли очень много на позиции четвертого "номера". Со своими габаритами и броском он создавал нам пространство в атаке, умея сместиться на трехочковую дугу и "стянуть" на себя защитника.
— С другой стороны, это шанс для Воронцевича и 19-летнего Гудумака, который здорово проявил себя во время предсезонки и заслужил место в заявке на сезон Евролиги.
— Мне всегда нравилась энергия, с которой Воронцевич выходит на паркет, но иногда ее избыток приводит Андрея не в то место на площадке, где ему следовало находиться. Надеюсь, что он будет работать над принятием решений, которые пока не всегда верны. Научится сочетать свою мощь с терпением — и станет великолепным игроком. Что касается Гудумака, он очень молод. Надеюсь, смогу помочь ему прогрессировать и периодически выпускать в не самых сложных матчах. Но пока такой возможности у меня не было.
— Перевод Теодосича на скамейку запасных — тактический ход или воспитательная мера?
— Перед тем, как пойти на эту перестановку, я обсудил ее с Тео. Мне хотелось, чтобы Аарон Джексон выходил в стартовой пятерке и добавлял агрессивности в атаке с первых минут. Я объяснил Милошу, что доволен им и доверяю ему, чтобы он не рассматривал перевод в запас как наказание. И мы вместе согласились, что это будет лучше для команды.
— Значит, готовите для ЦСКА нового Папалукаса, ставшего одним из лучших "шестых номеров" в истории Евролиги?
— Кто знает? Это зависит только от игрока. Но потенциал у Тео, несомненно, есть.
— Перед началом сезона на мой вопрос о взаимоотношениях с Теодосичем вы ответили: "Почему-то все думают, что Тео — это вольный художник, а я — сумасшедший полковник. Так вот, если Милош будет побольше солдатом, а я — побольше художником, то все у нас будет нормально". По-прежнему придерживаетесь этой метафоры?
— Он продолжает быть собой и при этом понимает нужды команды. Отдает себе отчет, что нынешний ЦСКА — это не прошлогодний ЦСКА и тем более не "Олимпиакос", где он отыграл четыре года и был безоговорочным лидером. Да, хорошие игры у него чередуются с неудачными, но главное — Теодосич правильно мыслит и понимает, чего я от нее хочу. А значит, находится на верном пути.
Источник http://basketball.sport-express.ru/reviews/25825/