Фридзона загнали, как коня 24  июля  2014

Спорт-экспресс
Сегодня мужская сборная России по баскетболу проведет свой первый товарищеский матч под руководством нового главного тренера Евгения Пашутина – в Новогорске против чехов. Состав нашей команды, как уже не раз отмечалось, далек от оптимального. И это еще мягко сказано. Вопрос в другом: как сделать так, чтобы ситуация не повторилась в будущем?
СЭ" выяснил диагнозы сборников, которые после прохождения медобследования не были допущены к тренировкам, и попросил прокомментировать эти данные независимого эксперта

В этом качестве согласился выступить один из лучших спортивных докторов страны, главный врач Всероссийской федерации волейбола Ярослав Смакотнин. Напомним, в Лондоне-2012 этот специалист работал в нашей мужской волейбольной сборной, где хватало игроков с тяжелейшими травмами – это Тетюхин, Волков, Михайлов, Хтей... Тем не менее все они благодаря не только собственному мужеству, но и врачебным усилиям Смакотнина смогли внести решающий вклад в завоевание исторического золота.

– Большинство травм, которые вы мне перечислили, характерны для игровых видов спорта, прежде всего – баскетбола и волейбола, – начал главврач ВФВ. – И почти все они носят перегрузочный характер. Для их обозначения есть даже специальный медицинский термин: "overuse injuries". То есть это повреждения, вызванные длительной повторяющейся нагрузкой. Что ж, теперь давайте детально пробежимся по каждому отдельному случаю.

Виталий ФРИДЗОН

Диагноз: ахиллобурсит, корешковый синдром, миокардиодистрофия.

Комментарий Смакотнина: "Сердце кричит SOS".



– Ахиллобурсит – это воспаление синовиальной сумки, находящейся под ахилловым сухожилием. В том месте, где ахилл крепится к пяточной сумке. Заболевание типично для тех видов спорта, в которых много прыжков на твердой поверхности. Почти всегда одновременно с ахиллобурситом диагностируется тендинопатия ахиллового сухожилия. Раньше тендинопатию иногда ошибочно называли воспалением. Но воспаление носит другой характер. А здесь можно говорить о синдроме накопления. Нагрузка копится, копится – и в какой-то момент происходит дегенеративное изменение (то есть разрушение) сухожилия.

Важный момент – диагноз надо ставить как можно раньше. Чем запущеннее травма – тем сложнее лечение. Сначала у игрока нет болевых ощущений. Потом они появляются при серьезной прыжковой нагрузке. Затем – при любых резких перемещениях. После при ходьбе. И, наконец, приобретают постоянный характер, даже в состоянии покоя.

В любом случае необходимо временное прекращение нагрузки. При серьезных болях – от месяца и больше. В дальнейшем – коррекция тренировочного процесса. Лечение зависит от стадии. Начиная от физио-, лазеро-, ударно-волновой терапии – и заканчивая курсом инъекций в особенно тяжелых случаях.

Корешковый синдром – это последствия проблем с позвоночником. Без более четкого диагноза и результатов обследования что-то сказать невозможно.

Миокардиодистрофия – это совсем серьезно. Структурные изменения сердечной мышцы при неправильном объеме тренировочной и соревновательной деятельности. Говоря проще – игрока загнали, как лошадь. Диагностируется заболевание благодаря биохимическим анализам. Существуют определенные маркеры, по которым можно определить: сердечная мышца буквально кричит "SOS!" Также миокардиодистрофию можно выявить электрокардиограммой. Все зависит от стадии. На начальной – игрок вообще может ни на что не жаловаться. Сердце не болит, никаких неприятных ощущений. Правда, "поймать" заболевание можно, если пульс игрока после тренировки или игры долгое время не приходит в норму. Но может не быть даже таких симптомов. Так что единственные надежные средства – биохимические анализы, эхокардиография и ЭКГ.

В случае диагностирования заболевания предписывается минимум две-три недели покоя. Плюс – прием кардиотропных препаратов. Их существует великое множество, каждый раз выбор надо делать в зависимости от конкретного случая.

Андрей ВОРОНЦЕВИЧ

Диагноз: плантарный фасциит обеих стоп в стадии обострения.

Комментарий Смакотнина: "Купите стельки".



– Воспаление подошвенной фасции, свода стопы. То есть той части стопы, которой она соприкасается с землей. Тоже часто встречается у тех, кто постоянно играет на твердой поверхности вроде паркета или терафлекса. Если при этом еще и менять покрытия, риск возникновения заболевания значительно возрастает. Лечение в данном случае совпадает с профилактикой. Это – правильный подбор ортопедических стелек. При обострении рекомендуется физиотерапия и массаж.

В волейбольной сборной все играют с такими стельками. Вообще эта проблема часто возникает прежде всего у высоких, тяжелых игроков. Очень многое зависит от кроссовок. У нас в волейбольной сборной как-то возникла проблема: после того как все надели обувь нового спонсора, у многих "посыпались" бурситы и прочие прелести жизни. Я отправлял в Японию фирме-производителю официальные письма с просьбой разрешить некоторым игрокам выступать в другой экипировке, указывал диагнозы, прилагал соответствующие документы. Все напрасно! Тогда на свой страх и риск – здоровье подопечных важнее любых контрактов – сказал парням, чтобы обувались в прежние кроссовки. А известный всем логотип просто заклеивали пластырем…

Евгений ВОРОНОВ

Диагноз: артроз правого коленного сустава, синовит.

Комментарий Смакотнина: "Игровиков без артроза в природе не бывает".



Артроз – это дегенеративное заболевание сустава. У спортсменов встречается постоянно. На самом деле диагноз "артроз коленного сустава в начальной стадии" можно смело ставить любому 25-летнему "игровику". В случае серьезных нагрузок – а спортсмен им подвергается в любом случае – синовиальная оболочка сустава в какой-то момент реагирует серозным выпотом, вырабатывается избыток синовиальной жидкости. В результате имеем диагноз "синовит" – то есть внутренний отек сустава.

Говорить о каких-то сроках лечения бессмысленно. Эти болезни – хронические для спортсменов. Лечится деформирующий артроз хондропротекторами, то есть препаратами, главная функция которых – защищать хрящи от разрушения. Как именно вводить препарат – перорально, внутримышечно или непосредственно в сустав – зависит от стадии. В последнем случае вводятся препараты на основе гиалуроновой кислоты. Любому профессиональному спортсмену с такой проблемой желательно раз в полгода принимать курс инъекций.

Сергей МОНЯ

Диагноз: реабилитационный период после атипичной формы двусторонней сливной пневмонии.

Комментарий Смакотнина: "Это уже совсем серьезно и опасно".



Двусторонняя пневмония, да еще и в острой форме – это уже вещь очень и очень серьезная. Госпитализация – однозначно. Ну а дальше – антибиотики и симптоматическая терапия. Существуют различные сроки допуска, когда спортсмен после такого заболевания вновь может начать тренироваться. Меньше месяца давать на отдых нельзя. Лучше бы побольше… И в любом случае перед возобновлением тренировочного процесса необходимы контрольная рентгенография и серия анализов. Если игрок начнет работать, толком не восстановившись, возможны серьезные проблемы с сердцем и легкими. Самое легкое из потенциальных последствий – возникновение ателектаза – "недышащего участка легочной ткани". Так что случай опасный.

Семен АНТОНОВ

Диагноз: стрессовый перелом основания головки второй плюсневой кости стопы.

Комментарий Смакотнина: "Такие переломы – бич артистов балета".



– Еще одна очень типичная травма для спортсменов-игровиков. И что любопытно – для артистов балета, поскольку им тоже приходится постоянно контактировать с жестким покрытием. Стрессовый перелом опасен тем, что он плохо диагностируется. Проявляется только периодическими болями и часто вообще не виден на рентгеновских снимках. Более того – его не всегда можно заметить даже на снимках компьютерной томографии. С высокой вероятностью обнаружить стрессовый перелом можно лишь используя цифровую рентгенографию… Второе название – "маршевый перелом". Подобные повреждения также часто случаются у солдат, вынужденных подолгу маршировать на плацу. Частым осложнением является образование ложного сустава.

Лечение очень простое – иммобилизация в гипсовой повязке. Минимум на 3 – 4 недели. И, разумеется, после снятия гипса необходимо сделать новые снимки, чтобы убедиться в консолидации перелома. Также стрессовые переломы часто бывают связаны с резорбцией костной ткани. Но это скорее проблема не профессиональных спортсменов, а женщин по достижении определенного возраста…

Максим ГРИГОРЬЕВ

Диагноз: ахиллобурсит.

Сергей БЫКОВ

Диагноз: ахиллобурсит в стадии обострения.

Комментарий Смакотнина: "Никаких прыжков".



Собственно, тему ахиллобурсита мы уже поднимали. В острой стадии – точно надо давать месяц отдыха… Понятно, что редко какой тренер может позволить подопечному так надолго выбыть из тренировочного процесса. Поэтому в волейбольной сборной поступали следующим образом: поскольку при ахиллобурсите надо избегать прыжков, мы переводили игрока в заднюю линию, чтобы отрабатывал защитные навыки. При этом из атакующих действий ребят исключали. Таким образом, они и не выпадали из процесса, и от травмы восстанавливались.

P.S. Также по результатам медицинского обследования не были допущены к тренировкам сборной Антон Пушков (восстановление после реконструкции связок голеностопного сустава), Иван Лазарев (остеохондроз, корешковый синдром, межпозвоночные грыжи), Артем Забелин (нарушение сердечного ритма), Евгений Валиев (грыжа). Но шансы этих игроков пробиться в окончательный состав изначально оценивались как призрачные.
Источник http://basketball.sport-express.ru/reviews/47048/