Sports.ru
Евробаскет-2015 получился. И даже победа испанцев стала его украшением.
У европейского баскетбола хватает проблем. Плохая посещаемость, считанное количество звезд и ярких личностей, непреодолимый разрыв между середняками и суперсборными… Все это так или иначе сводится к главной – предсказуемости. В плане интриги борьба европейских сборных традиционно выглядит еще более надуманной, чем национальные чемпионаты с их сакраментальным вопросом «Кто из двух грандов победит на этот раз?». Отдельные моменты радуют, немногие матчи вызывают восхищение, но какая-нибудь шальная сборная Дэвида Блатта или Бо Маккалебба не может изменить все. Надо быть честными: Евробаскеты всегда выглядят целостно в плане закономерности результатов, но возбуждают эмоции лишь время от времени.
Евробаскет-2015, уникальный уже потому, что матчи группового этапа раскидали на столько стран, не решил ни одну из проблем, но при этом очень сильно отошел от знакомых канонов. Несмотря на заявленные успехи в плане посещаемости, пустых залов хватало. Несмотря на «олимпийский» Евробаскет, многие не досчитались ведущих игроков. Несмотря на очень плотную борьбу, стадия 1/8 финала четко обозначила всю ту же пропасть между сборными первого и второго эшелонов. А вот предсказуемости было мало как никогда. И это главное достоинство турнира в целом – создание максимального количества интересных сюжетов за двухнедельный срок.
Исландия осталась единственной командой без побед. Зато поразила баскетбольной жизнеспособностью, йогой на разминках и классными болельщиками. Ну, и количеством трехочковых.
Впервые за 25 лет приехала сборная Нидерландов. Не существующая для нескольких поколений болельщиков команда вырвала победу уже на старте и на полном серьезе претендовала на выход из группы.
Босния и Герцеговина вроде бы должна была напугать лишь внешним обликом своего главного тренера. А умудрилась грохнуть Израиль последним проходом Рэнфро и привести в чувство Польшу, воскреснув с «-14».
Экс-хозяева Евробаскета-2015 выступили на уровне украинской экономики, но цеплялись, сумели обыграть сенсационную Латвию и предъявили всем реабилитированного лигой ВТБ Фесенко.
Сборная Пашутина выступила на уровне российской экономики. Хотя если отбросить привитые Блаттом имперские амбиции, то выступление вышло в стиле комедий Чехова: тут и борьба Пашутина с самим собой, и проигранные на последних минутах не один, не два, не три матча, и застенчивый выход на сцену нового поколения, и финальный монолог, мгновенно ставший классикой. Русский путь – он такой, требует основательного философского осмысления.
Зубков, Хвостов и другие откровения Евробаскета-2015
Македония вообще не впечатлила. Однако и она умудрилась держаться с таким достоинством, что завершавший карьеру Илиевски не только радостно не перекрестился, но даже разрыдался, прощаясь с главной командой жизни.
Эстония попробовала побыть Латвией для бедных и практически преуспела: от выхода в 1/8 финала команду Грегора Арбета и Йанара Талтса отделил провал в третьей четверти последнего матча против оригинальной Латвии.
Финляндия вновь пробилась в плей-офф и вновь обыграла Россию. В этой чудесной истории не обошлось без базербитера Салина, овертайма с Францией, победного броска Копонена и появления Эрика Мерфи в качестве одного из лидеров.
Бельгия стала первой, кто выявил странность судей на турнире – базер Лоджески можно считать вознаграждением за старательность, в конце концов, это единственная сборная, которая переборола Литву.
Германия разрывалась между старым и новым. Весь турнир в исполнении немцев свелся к двум сюжетам: прощанию с Дирком Новицки и мельканию среди оппонентов Денниса Шредера, выразившего готовность выхватить знамя не только у главного баскетбольного пулеметчика, но и заодно у Тони Паркера. Истории развивались параллельно, переплелись в одно целое и подошли к кульминации к моменту вылета сборной: разыгрывающий не забил спасительный штрафной, а трибуны приступили к трогательной процедуре прощания.
Словения выступила на Евробаскете в качестве призрака коммунизма: и без того лишенную индивидуальности команду Юре Здовц пытался настроить на коллективную работу в основном с помощью всевозможных наказаний. Коллективного начала хватило на то, чтобы дойти до 1/8, но там уже личности Латвии доказали, что не все так просто.
Сборная Израиля за счет России приступила к восстановлению репутации. Самая меткая команда турнира показала, что все еще хочет принадлежать к высшему свету: Омри Каспи почувствовал себя в роли лидера, Лиор Эльяху вспомнил, за что его когда-то прочили в лучшие четвертые номера Европы, Галь Мекель не посрамил животворящей природы «Нижнего Новгорода» – это уже не та команда, которая бултыхалась между дивизионами и различными квалификациями.
Польша порадовала появлением молодых ребят (Понитки, Вачински, Карновски), которые показали себя настолько бодро, что Марчин Гортат даже ушел в тень. В итоге центровому даже пришлось привлекать к себе внимание за счет небаскетбольной активности – он оказался первым, кто обратил внимание на удивительную любовь судей к испанцам на этом турнире. Хотя появление польских «Евгениев Бабуриных» порадовало больше.
Хорватия не могла не развить национальный семейный сериал. Катастрофа в матче с Чехией дала шумному папаше Дарко Шарича повод поворчать на всю страну и угостить сынка парой ласковых. Это вообще становится традицией: «шахматные» либо удивительным образом взлетают (и тогда Шарич-старший клянется, что его сын вот-вот начнет вертеть Леброна), либо таким же удивительным образом падают (и тогда возраст не становится смягчающим обстоятельством). Хорватия – это местная баскетбольная мелодрама.
Грузия не прыгнула выше головы, но как обычно запомнилась тем, что каждый индивидуально прыгнул. Шенгелия окончательно превратился в вожака. Пачулия не мог отказать себе в удовольствии и не устроить посмешище из Валанчюнаса. Маркоишвили дорвался до баскетбола после года на скамейке ЦСКА. А Саникидзе сохранил имидж самого крутого баскетболиста на планете (когда его трехочковые залетают, то это производит впечатление какого-то удивительного мудрого элитарного доведенного до совершенства труда, но уж точно не спорта). И так далее. Их отделило от четвертьфинала попадание Мачюлиса – один промах, и весь турнир мог бы получиться совсем иным.
Турция приехала на чемпионат сражаться с самой собой и победила. Пусть дело и не обошлось без американской помощи. С Бобби Диксоном, откликающимся на имя Мухаммед Али, повзрослевшим Османом и знакомым набором миллионеров/разгильдяев Атаман сделал максимум.
Чехия оказалась главной сенсацией. И дала приятный повод вспомнить, как Хвостов еще год назад возил Саторански – теперь же неутомимый разыгрывающий обеспечил лучший результат в истории сборной.
Италия оказалась сенсацией для тех, кто привык, что в Европе в баскетбол можно играть одним строго заведенным образом.
Латвия оказалась сенсацией именно для такого традиционного европейского баскетбола – когда не дай бог кому-нибудь набирать больше 10 очков в среднем. Айнарс Багатскис провел очередной мастер-класс для тех, кто не верит в роль тренера.
Греция шла за медалями, не то чтобы уверенной походкой, но шла. Разница между командой Кацикариса и будущим чемпионом составила три пробежки Янниса Адетокумбо. Решающий матч обернулся для греков сменой поколения – юный форвард сыграл за половину команды, успевая и подбирать, и защищаться, и забивать трехочковые, и возить Фернандеса под щитом, тогда как Вассилис Спанулис мазал и терял мяч. Греки окончательно простились с поколением, которое когда-то обыграло американцев, и теперь ждут нового.
Опыт Сербии хорош в том смысле, что Милош Теодосич совершенно точно настоящий армеец. Даже его сборная повторила традиционный путь ЦСКА – мощно начала, грозно промаршировала до стадии «Финала четырех», после чего споткнулась о неприглядного «андердога». Разница между этой сборной и прошлогодней, феерившей на чемпионате мира, составила пол-Теодосича: прошлогодний лидер сербов лучше бросал, не терялся под давлением и служил импульсом для всех остальных. Это даже сериалом не назвать, это просто такая мельница, где ослика водят по кругу. Хотя то, что московских болельщиков каждый год оборачивается драмой, в Сербии воспринимают вполне нормально, как рабочий эпизод и повод для гордости «несмотря ни на что».
Франция вправе пенять на арбитров, если кому-то от этого будет менее больно. Наверное, Гоберу и Ловерню и будет, остальным – не очень. Даже не поймешь, что смотрится печальнее – слезы Паркера после полуфинала или натянутая улыбка Паркера после бронзы. Сейчас уже, правда, интереснее продолжение: французы и испанцы должны продолжить бить друг друга в уязвимые места – и теперь удар снова за Францией, следующим летом, в Рио.
Литва, как уже принято, сотворила свою историю на этом чемпионате из ничего. Манипуляций Казлаускаса хватило на то, чтобы команда терпела в защите и зачастую получала какую-то кармическую благодарность – то Мачюлис выбивал тридцатник, то Кузминскас деловито продавливал спиной, то начинали лететь трехочковые. Умный баскетбол позволял литовцам оказываться чуть-чуть лучше остальных – сначала чуть-чуть лучше Украины в стартовом матче, затем – чуть-чуть лучше Сербии в полуфинале.
И вот на этом фоне выскочек, эпических провалов, многозначительных поражений и удивительных успехов победа Испании очень характерна.
Испанцы проиграли Италии, осыпавшей их тефтелями Белинелли. Проиграли Сербии, которая поспешила сделать заявление уже в начале турнира. Лишь по велению руки Шредера избежали овертайма с Германией. Сломали поляков только во второй половине. Победили в матче с Грецией благодаря различиям в трактовке правил между Европой и НБА. Вытащили овертайм с Францией. И предстали практически совершенными в финале.
Они приехали на турнир в непривычно уязвимом для себя состоянии, но грамотно распределили силы по дистанции, не дали поражениям выбить себя из колеи, постепенно прибавляли, сплачивались и оказались у цели.
Победа Испании сейчас почему-то превратилась в реабилитацию Газоля. Наверное, это правильно, если была необходимость в подобной реабилитации, хотя она сама произошла уже много лет назад. В финале 2010-го испанец в качестве игрока «Лейкерс» дал ответ всей жизни, когда поднял свою игру на уровень интенсивности Кевина Гарнетта. После этого плакаты со страусом, постоянные мотивации от Брайанта и выражение испуга при виде негодующих болельщиков «Лейкерс» при въезде на арену в 2008-м уже с ним плохо сочетались. Но, видимо, в Газоле приятно сомневаться, а ему приятно отвечать на эти сомнения.
Победа Испании – это история не одного Газоля. Серджо Скариоло, которого уже многие отправили на пенсию, триумфально вернулся за руль красной «Феррари». Родригес, Юль, Рейес и Фернандес продолжили быть сопричастными очередной победе. Никола Миротич дебютировал в национальной команде вот так вот и легко пережил историю с флагом. (Руди еще и успел вспомнить былые времена – заслон, обернувшийся травмой, по странному совпадению ставил Паулюс Янкунас). Но при наличии такого Газоля это все становится второстепенным. Здесь есть много интересных линий, но ни одна из них не делает чемпиона особенным.
Победа Испании хороша не столько сама по себе, сколько в сочетании со всем остальным турниром. Ее ни в коем случае нельзя абсолютизировать. В ней слишком много различных шероховатостей и знаков вопроса. Безусловно в ней лишь одно – MVP, обо всем остальном можно спорить.
Вот такой неоднозначный чемпион лучше всего характеризует этот Евробаскет, непредсказуемый, не отпускающий до последних минут, затягивающий на две недели. Наверное, впервые после международного турнира появилось ощущение пустоты, которую обязательно надо чем-то заполнить. Так что всем спасибо.
Источник
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/sviridov/835483.html