Р-Спорт
Министр спорта Российской Федерации и президент Российского футбольного союза (РФС) Виталий Мутко дал интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Сергею Смышляеву, в котором рассказал о планах развития РФС, поделился мнением о ситуации, сложившейся в ФИФА, озвучил свое видение путей выхода из кризиса в российском баскетболе, а также подчеркнул: после Олимпиады-2016 предстоит серьезно обсудить проблемы во Всероссийской федерации плавания.
— Прошли первые три недели после вашего избрания президентом РФС. Насколько все-таки оказалось тяжело совмещать посты?
— Конечно, это очень тяжело. Просто я исхожу из того, что такие крупные федерации, как отвечающие за футбол, легкую атлетику, плавание, хоккей, должны освобожденные люди возглавлять, потому что это крупнейшие организации. Только в футболе календарь из десятков событий, шесть команд мужских, четыре женских, мини-футбол, пляжный футбол, различные турниры. Календарь огромен. Президент должен чаще бывать на местах, смотреть, встречаться. А плюс еще само развитие футбола, а также управление организацией, экономика. Все это крайне сложно, у меня режим очень напряженный. Главное – создать сейчас систему управления, команды, которые будут на постоянной основе работать. Но сейчас нас не должно ничего волновать, кроме игры главной команды, выхода на чемпионат Европы. Поэтому задача сейчас – вокруг сборной создать все условия. Это номер один. Второе – это текущее управление футболом, мы тоже примем решения, а третье – экономическая стабильность. Огромная кредиторская задолженность, платежи текущие. Даже то же закрытие (выплат по) контракту Фабио Капелло – это уже серьезная работа. Планирую со следующей недели раз в неделю приезжать и проводить время в самом РФС, это помимо официальных мероприятий. А еще один шаг – на следующей неделе будем смотреть, как оптимизировать управление, структуру, кадровый потенциал.
РФС: перестановкам быть
— Значит, кадровых изменений в РФС не избежать?
— Конечно, стоит и нужно ожидать изменений. Будет и оптимизация численности, будет и оптимизация управления. Будем делать все, чтобы пришли люди на направления, которые будут выполнять серьезную повседневную работу. Приоритеты будут вычленены, задачи поставим. Начнем готовить и конференцию, начнем работать над новым уставом. Сейчас совет по спорту на 1 декабря назначен, будет рассмотрен вопрос развития футбола.
— Назначение каких-то фигур можете уже анонсировать?
— Не хочу пока забегать вперед. Хочется, чтобы в руководстве РФС появились один-два таких человека, как Никита Симонян. Хочется, чтобы в администрации появились люди, которые будут заниматься развитием детско-юношеского спорта, модернизацией. Хочу для начала посмотреть, кто там работает. Я никогда не меняю 100% людей. Если человек "на месте", то он будет работать. Посмотрим, изменим структуру. 29-30 сентября уже намерен посвятить этому несколько дней. Но и сейчас в ежедневном режиме я контролирую ситуацию, все нормально.
— А вот должность пресс-атташе? Номинально в сборной России его нет.
— Ну почему нет. Вопрос не в количестве, сейчас Игорь Владимиров есть, он работает, и пусть работает, какие проблемы-то? Разве что-то поменялось? На самом деле, Леонид Викторович (Слуцкий) – открытый человек, со сборной открытые дни проводим, пресс-конференции. Ребята более открытыми становятся, потому что готовы социальную ответственность нести. Когда отмечали тысячу дней (до старта чемпионата мира 2018 года в России), футболисты все были доступны и открыты, готовы были отвечать на все вопросы. Сайт работает, вся информация быстро размещается. Я пока кризиса какого-то не вижу. Вопрос не в том, чтобы набрать людей, и так их там очень много. Посмотрим в этом направлении еще.
Влияние кризиса
— У РФС наконец-то начали появляться спонсоры, видны перемены. Финансовая ситуация исправляется? Говорили, что полтора года нужно на закрытие долгов, сроки все те же? Или удастся быстрее?
— Сложный вопрос, потому что мы находимся в непростой экономической ситуации, и привлечение спонсоров затрудняется. Когда живешь в стабильной экономической ситуации, ситуации роста экономики, тогда у тебя есть возможность более серьезно работать в этом направлении. А мы попали не в очень хорошее время в этом плане, но работаем. Думаю, что полтора-два года так и понадобится. Чтобы также переориентировать бюджет, направить процент на развитие детско-юношеского футбола. Не надо здесь ничего изобретать, понимаем, что нужно делать. Но все это требует ресурсов самой федерации, а если все будет делать государство, то и федерация не нужна.
— После аудита окончательная сумма долга стала ясна?
— В принципе, окончательный аудит еще не проведен. Дело не только в сумме долга, там и вопросы по расходам изучаются. Но не хочется придавать какие-то вещи публичности. Что касается главных показателей бюджета, то мы их обязательно опубликуем. А сумма задолженности пока уточняется, на последнем исполкоме я подробно доложил по программе оздоровления нашей экономики, она понятна. Есть набор мер, которые нужно применять в подобных ситуациях. Это и оптимизация, и приоритеты, и реструктуризация догов, усиление работы по привлечению доходов. Будем работать.
— Уже осень, а бюджет РФС на 2016 год так и не утвержден. Как избежать подобных ситуаций в будущем?
— Мы договорились, что к концу года соберем исполком, предложим и бюджет следующего года. И отчет будет предложен на утверждение. Это все положено по уставу, надо утвердить финансово-хозяйственный отчет.
Скандал в ФИФА: плюсы и минусы
— В сложившейся ситуации со скандалами в ФИФА какими лично вы видите пути выхода из этого кризиса?
— Знаете, во всей этой истории есть и положительные вещи. Эти все институты, которые взяли на себя не только ответственность, но и право давать оценки – прокуратура Швейцарии, ФБР, министерство юстиции США, решили разобраться с этой организацией. С одной стороны, здесь есть определенное вмешательство в деятельность организации, потому что у ФИФА есть все свои собственные институты, включая независимые аудиты. А вопросы коррупции, воровства встречаются в этой жизни везде, не только в футболе. Решили нанести показной урон этой организации. Но есть и положительные вещи, если есть возможность разумно посмотреть сегодня, как управляется организация, какие нужно еще процедуры ввести, как защитить имидж этой организации, как усилить руководство. И дать сегодня сигнал обществу и этим правоохранительным структурам, что организация меняется и слышит то, что ей говорят. Это тоже важно. Вот одни из мер – это те реформы, которые там намечены. Сейчас создан независимый комитет, который возглавил господин Франсуа Каррар. Но здесь главное, чтобы было доверие к этим людям. Сейчас эта группа работает над предложениями, которые в декабре представят исполкому. В ней есть представители всех мировых конфедераций. Мне же как члену исполкома присылают отчеты, и я вижу, в каком направлении работают — чтобы более прозрачной сделать ФИФА, чтобы организация принимала более понятные решения. А если задачу поставить, то у любой организации можно "убить" имидж. Например, МОК выбирает столицу Олимпийских игр, спокойно побеждает, допустим, Китай. А кому-то не понравится, и можно такую сейчас раскрутить ситуацию. Мне сдается, что выход один – принять определенные реформы, в феврале провести выборы надлежащим образом, избрать президента, который консолидирует вокруг себя людей. Надо быстрее завершить эту историю, а то она может длиться и четыре, и пять лет.
— Еще одной часто обсуждаемой и проблемной федерацией является Российская федерация баскетбола. Уже какие-то плюсы избрания президентом Андрея Кириленко наблюдаются?
— Пока сложно говорить, он только избран. Здесь может быть только одно — что все силы в баскетболе объединятся вокруг Кириленко. Исхожу из того, что главным органом в развитии спорта в стране является федерация. Не клубы и не лиги. Должна быть вертикаль, федерация должна обладать правами на проведение чемпионата России, иметь права, которые может делегировать той же лиге. Надо всем это осознать. А если не получится, то это будет четвертый президент, который будет не устраивать ни клубы, ни лигу. У федерации задача – развитие баскетбола и национальных сборных, а если на этом пути ей не будут помогать, не будет поддержки экономической, не будет поддержки со стороны клубов, не будут отпускаться игроки (в сборную), то президент придет к тем же проблемам, к которым пришли предыдущие руководители. Проблема появляется, когда у федерации появляется какой-то свой голос. Если ты безголосый сидишь, занимаешься массовым баскетболом, там и сиди. А вот мы, лиги! Даже попытка была через законы что-то провести, но мы никогда этого не позволим. Сегодня главенствовать должна федерация. Хочется, чтобы в баскетболе все успокоились и объединились наконец-то. Чтобы РФБ выполняла роль федерации, отсюда-то и санкции — роль федерации низвели до непонятно чего.
ВФП: дождаться Олимпиады
— Не самая простая ситуация и во Всероссийской федерации плавания…
— Да ничего там сложного нет. Но здесь несколько другая вещь. На мой взгляд, они просто как-то замкнулись в себе. Федерация – это часть спорта и партнер государства. И если федерация не занимается развитием вида спорта, а всю свою деятельность сосредотачивает на сборной только, а еще и прячет эту сборную от общества и государства, еще и не несет ответственности за результат – это совсем плохо. В данном случае такие тенденции были. В связи с тем, что у них там серьезный попечительский совет, и серьезные люди (федерацию) возглавляют — и политики, и бизнесмены, — мы один цикл олимпийский не вмешивались, второй не вмешивались, но когда увидели, что уже невозможно — спрашивают-то с Минспорта за результат — попытались частично пока только вмешаться. Это первый шаг, впереди Олимпийские игры, а после них в течение шести месяцев федерация должна будет провести свою отчетно-выборную конференцию, там уже поговорим серьезно о развитии плавания. Потому что государство делает очень много для развития плавания, под двести бассейнов только построили, потенциал есть для развития. Мы готовы продолжать, но федерация должна быть инициатором. А они: "Лучше меня не трогайте".
— Американский боец смешанных единоборств Джефф Монсон обратился за получением российского гражданства, ранее президент РФ Владимир Путин предоставил российское гражданство американскому боксеру Рою Джонсу-младшему. Это плюс для нашего спорта?
— Сложно дать всеобъемлющий ответ. С одной стороны, мы открытая страна. Если люди желают получить гражданство, то почему мы должны им отказывать? Тем более если люди в этом мире, в спорте чего-то достигли. Которые могут приложить свои усилия здесь для развития того или иного вида спорта, популяризации здорового образа жизни. В этом плане, конечно, это неплохо, если уважаемые люди просят гражданство именно нашей страны. Другое дело, как они будут пользоваться этим, будут ли действительно в дальнейшем заниматься тем, что декларировали. Желательно, чтобы заявленное выполнялось, приносило пользу развитию спорта. Вот Виктору Ану дали гражданство, так он не только выдающиеся результаты показал в Сочи, но и в перспективе мы хотим открыть школу с ним.
Источник
http://rsport.ru/interview/20150921/865237003.html