Чемпионат.com
Провал итальянских романтиков, смена караула в сборной Франции и чешский прорыв — главные события плей-офф чемпионата Европы по баскетболу.
Турнир имени Газоля
Очередного пика карьера 35-летнего баскетболиста достигла не в Берлине, куда сборная Испании была заброшена организаторами чемпионата Европы при создании «группы смерти», — минувший сезон в составе «Чикаго» стал для Газоля одним из лучших с точки зрения статистики и первым с чемпионата-2010/11, в котором «большой» обошёлся без серьёзных травм и пропуска значительного количества поединков «регулярки». Но выступления Пау на Евробаскете, безусловно, разорвали все существующие шаблоны — наверное, даже Дирк Новицки образца середины 2000-х не доминировал ни на одном из международных турниров так, как это делал лидер «Красной фурии».
Нельзя сказать, что Серджио Скариоло въехал в историю только на мастерстве своей главной звезды (по крайней мере, игра в обороне у итальянского специалиста была продумана до мелочей, что показали поединки плей-офф, в которых Испания лишь однажды пропустила больше 71 очка, да и то в овертайме), но без Газоля Испании могло бы не оказаться даже в числе участников 1/8 финала. Суперветеран делал на площадке абсолютно всё: цементировал трёхсекундную зону, набирал сумасшедшее количество очков, раскрыл выдающиеся снайперские качества, реализовав 66,7 % трёхочковых бросков, пачками зарабатывал себе персональные замечания и, проводя на паркете более получаса, ни разу не столкнулся с понятием «фол-трабл». В том, кому достанутся приз MVP турнира и звание его самого результативного игрока, не было ни малейших сомнений ещё до медальных матчей, но испанец решил не останавливаться на полпути и, оформив в финале четвёртый дабл-дабл в девяти поединках, третий раз в карьере стал победителем континентального первенства.
Удивительная стабильность Литвы
«Перед Евробаскетом-2013, на котором мы дошли до финала, все говорили, что у Литвы есть хорошие игроки, но нет команды. После чемпионата мира, где мы играли в полуфинале, этот результат объясняли лёгкой сеткой плей-офф. Даже не знаю, как критики будут объяснять наш нынешний успех», — сетовал после победы в полуфинале над Сербией наставник
прибалтийской дружины Йонас Казлаускас. Понять недовольство специалиста очень легко: на его подопечных мало кто ставил ещё до начала континентального первенства, а после той нервотрёпки, что Йонас Валанчюнас и компания устроили на групповой стадии (овертайм в матче с Чехией, выстраданные победы над Украиной и Эстонией, сенсационное поражение от Бельгии говорили явно не о том, что Литва должна напрямую попасть на Олимпиаду), в эту команду верили только самые преданные из многотысячной армии болельщиков, приехавших поддержать любимцев в Лилль.
Правда, даже при очевидных кадровых проблемах — отсутствии достойной замены Мантасу Калниетису на позиции первого номера, пустоте на «четвёрке», которую, стоило Паулюсу Янкунасу перебрать персональных замечаний, закрывали номинальные свингмэны, и отнюдь не лучшей форме Валанчюнаса, вышедшего на привычный уровень только к четвертьфиналу, — Литва побеждала. Где зрелищно, переиграв итальянцев в матче, в котором обе команды думали, прежде всего, об игре на чужой половине площадки, где прагматично, как, например, в ужасной по качеству встрече с сербами, исход которой предопределили сумасшедшее желание каждого баскетболиста, выходившего на площадку, и икс-фактор в лице Миндаугаса Кузминскаса, чьи таланты Казлаускас долгое время недооценивал, пытаясь загнать атлетичного форварда «Уникахи» в узкие рамки человека, несущего угрозу с периметра.
Но ни в случайности, ни в незаслуженности каждого из этих достижений команду, завоевавшую комплект серебряных медалей (это как раз тот случай, когда проигравший в финале может радоваться не меньше, чем его победитель), не обвинишь. Установив однажды планку на очень высоком уровне, литовский баскетбол её удерживает, пусть Шарунас Ясикявичюс и Рамунас Шишкаускас давно завершили карьеру, вскоре их примеру последуют братья Лавриновичи и Робертас Явтокас, а Линас Клейза не объявлялся в сборной уже два года.
Противоречивый Теодосич
Основной разыгрывающий сборной Сербии провёл характерный для себя турнир. Милош блистательно дирижировал действиями команды Александара Джорджевича на чужой половине площадки и оспаривал с Томашем Саторански ассистентский рекорд Евробаскета ровно до того момента, пока на кону не оказалось нечто большее, нежели просто выход в следующий раунд плей-офф. Игрок ЦСКА спасовал перед литовскими «дабл-тимами» в полуфинале, не сумев задать нужный балканцам и неудобный сопернику темп игры, а к поединку за бронзу отнёсся спустя рукава, не реализовав ни единого из девяти бросков с игры и наработав на показатель полезности "-25". Словом, назвать Евробаскет успешным для Теодосича не получается при всём желании, пусть обвинять одного лишь плеймейкера в том, что один из главных фаворитов чемпионата вернулся домой с пустыми руками, было бы неправильно.
Де Коло — неожиданный лидер сборной Франции
Едва ли не главным сюрпризом континентального первенства стала игра плеймейкера «трёхцветных», ставшего лидером и лучшим игроком команды, чей состав был переполнен звёздами НБА. Сделав колоссальный шаг вперёд за сезон в составе ЦСКА, Нандо решил не останавливаться на достигнутом и совершил, казалось бы, невозможное, затмив самого Тони Паркера. Неудивительно, что свой лучший баскетбол на турнире французы показывали в те минуты, когда Венсан Колле усаживал четырёхкратного чемпиона ассоциации в составе «Сан-Антонио» на скамейку запасных, отдавая его минуты на откуп одному из снайперов, будь то Микаэль Желабаль или Эван Фурнье, а функции — непосредственно де Коло.
Возможно, Евробаскет и не завершился бы для хозяев серьёзным разочарованием, не окажись вера тренерского штаба в Паркера сильнее осознания того факта, что в Лилле он и близко не напоминал самого себя двухлетней давности, лишь изредка выглядывая из-за широких спин Руди Гобера, Николя Батюма, а также человека, к 28 годам донельзя уставшего довольствоваться ролью «бэк-апа» и вышедшего на принципиально новый уровень по части уверенности в собственных силах.
Неудача итальянских романтиков
Собрав под знаменами национальной команды всех заокеанских звёзд, Симоне Пьяниджани ощутимого прогресса, увы, не добился. Как и в 2013-м, «Адзурра» прекратила борьбу за медали в четвертьфинале, причём вновь была бита Литвой — сборной, как мы уже выяснили, на редкость прагматичной. Но причины провала итальянцев не сводятся к травме Луиджи Датоме и посредственному судейству в важнейшем поединке Евробаскета: в корне неверной и неработоспособной оказалась вся система игры, выстроенная специалистом якобы с учётом сильных сторон ключевых исполнителей.
На деле у Италии не оказалось иных отличных от индивидуальных действий Алессандро Джентиле и Данило Галлинари способов набора очков, кроме «пик-н-попа» с Андреа Барньяни и трёхочковых бросков Марко Белинелли после заслона, а оборона прогнозируемо сложилась как карточный домик при встрече с первым же топовым центровым, достойно противостоять которому некогда первый номер драфта НБА не мог. Валанчюнас не просто царил в «краске», но, стягивая на себя сразу нескольких игроков, освобождал пространство снайперам, отправившим в цель 11 из 18 атак с дальней дистанции.
Мог ли Пьяниджани избежать подобного конца и не оправдываться впоследствии завоеванием путёвки в квалификацию Олимпиады, которую на родине восприняли исключительно как выполнение задачи-минимум? Скорее всего, да, но в момент, когда необходимо было отложить домашние заготовки в сторону и принять нестандартное решение — например, сыграть в два центровых, отрядив на помощь незащищающемуся Барньяни старательного Марко Кузина, — наставник экспериментировать побоялся, посчитав, что и так добьётся успеха. Закономерно, наверное, что в итоге команда, съевшая собаку в быстром нападении, за добрый десяток секунд не подготовила потенциально победный бросок для Белинелли с сиреной об окончании основного времени, а одну из ключевых потерь в овертайме совершила тогда, когда Марко решил отойти от канона и вместо сольного прохода под кольцо вынести мяч на периметр, где Дэниэл Хэкетт стоял для виду и на получение мяча явно не рассчитывал.
Прощание Спанулиса без выхода на бис
Заключительный в карьере великого Вассилиса Спанулиса международный турнир не стал для сборной Греции успешным. Впрочем, как и любой другой с 2010 года, когда о завершении выступлений за национальную команду объявил Димитрис Диамантидис. Коллектив, обладавший неплохим потенциалом и на бумаге ни в чём не уступавший той же Литве, вновь вышел из борьбы задолго до медальных матчей, а Фотис Кацикарис, на которого эллины возлагали серьёзные надежды, повторил главную ошибку своих предшественников Илеаса Зуроса и Андреа Тринкьери, выстраивавших вместо собственной команды второй «Олимпиакос», пусть и не в таких масштабах.
Ставка на Спанулиса сыграла лишь однажды, в поединке группового этапа чемпионата Европы с Хорватией, представшей более чем посредственной командой при потрясающем наборе игроков. Защитник оказался бесполезен при преодолении греками зонной защиты, которая с переменным успехом работала даже у бельгийцев, не говоря уже об Испании, в арсенале которой при Скариоло отказ от индивидуальной опеки всегда занимал особое место, а также отнимал игровое время у Костаса Слукаса, незаслуженно задвинутого Кацикарисом в конец скамейки запасных.
Ещё одна серьёзная оплошность была допущена греческим специалистом при формировании окончательной заявки на континентальное первенство. Такого количества туристов (Костас Каймакоглу, Вангелис Манцарис, Стратос Перпероглу, Костас Папаниколау — треть команды!) не привезли даже Исландия с Нидерландами. Зато Кацикарис решил обойтись двумя центровыми и поплатился за это пятью быстрыми фолами Иоанниса Бурусиса в четвертьфинале с Испанией, играть в котором сверхлёгкой пятёркой было бы сродни самоубийству. Поэтому в концовке Спанулис наделал уйму простых ошибок, не получив «свои» заслоны от измочаленного Косты Куфоса, и ушёл из сборной явно не на той ноте, на которой ему хотелось бы.
Чешская модель как образец для «малых» стран
Попадание дружины Ронена Гинзбурга в число участников олимпийской квалификации должно стать примером для всех стран так называемого «второго эшелона», а основные принципы работы здешней федерации — войти в учебники для будущих чиновников от баскетбола. Как выяснилось, нет ничего крамольного в отъезде юных дарований за границу (Саторански свой путь к вершинам начинал, как известно, в четвёртом дивизионе чемпионата Испании) или режиме максимального содействия в отношениях с кандидатами в национальную команду, будь то имеющий опыт выступлений в НБА Ян Веселы или выпускник колледжа «Сетон Холл» Патрик Ауда, лишь летом 2014-го перебравшийся в профессионалы и подписавшийся в чемпионате Польши. Что иностранный специалист берётся за работу с национальной командой не от желания подзаработать за лето и развести руками в случае неудачи, а знает специфику местного баскетбола по клубной работе и имеет в собственном «плэйбуке» несколько заготовок, претендующих на статус оригинальных. Что правильное использование квоты в одного натурализованного игрока — причём, как ни странно, не разыгрывающего, не скорера и даже не центрового, — не мешает развитию местных дарований, но способствует ему. Чехам неведомо было понятие страха: выходя на паркет, они скорее думали о том, как бы испугать именитого соперника, и нередко в этом преуспевали, что говорит о правильных психологии и атмосфере в раздевалке.
Наконец, эти 12 парней вместе с тренерским штабом просто работали. От матча к матчу, от тренировки к тренировке, без ненужной бравады, недооценки соперников и шапкозакидательства на почве былых достижений. Справедливо, что на возможность побороться за путёвку в Рио-де-Жанейро наиграли именно чехи, а не сборные тех стран, где реальная оценка ситуации перед турниром заменялась ничем не оправданными громкими заявлениями. В разной степени это относится и к Хорватии, и к Словении, но превзошли всех россияне и украинцы, задвинутые на обочину после расставания с Дэвидом Блаттом и Майком Фрателло. И не говорите потом, что это случайность.
Источник
http://www.championat.com/basketball/article-231023-osnov...