Новая сборная, новые надежды 24  августа  2016

Sportbox.ru
В преддверии старта отборочного турнира чемпионата Европы обозреватель Sportbox.ru делится впечатлениями от игры мужской сборной России и работе нового главного тренера Сергея Базаревича.
Акцент на трехочковое нападение

Точно так же, как рыба тухнет с головы, прямо противоположные процессы тоже берут своё начало с руководящих постов и должностей. Поэтому здесь, без лишних расшаркиваний, стоит отметить Сергея Базаревича и его помощников. Новый рулевой сборной — один из немногих в российском тренерском корпусе, кто, имея репутацию маститого специалиста, при этом продолжает ревностно следить за баскетбольными новинками и не боится пробовать их на практике. Получается по-всякому, и пример сборной России доказывает, что зачастую очень даже неплохо.

После последовательного и успешного прогресса Тимофея Мозгова многие ждали, что именно центровой окажется главной звездой сборной и будет фигурировать в качестве основного действующего лица. Ан нет, Базаревич практически сразу отказался персонифицировать команду, сделав ставку на целый ряд игроков, каждый из которых может стать лидером в отдельно взятом матче. Речь, прежде всего, о снайперском корпусе Фридзон-Швед-Карасев-Кулагин-Хвостов, поскольку большинство схем Базаревича ориентировано на серию заслонов с последовательным выводом на открытой бросок кого-либо из игроков задней линии. Сравнивать сборную России с «Голден Стэйт Уорриорз», конечно, преждевременно, но стремление к прекрасному само по себе достойно одобрения. Тем более, что частота разыгрываемых под треху комбинаций и их эффективность пока говорят сами за себя.


Например, на турнире в Тбилиси, в матче против сборной Голландии россияне реализовали 19 трехочковых из 36 с процентом точности 52,8 — абсолютный рекорд сборной. В последующих матчах с Грузией (14 из 36, процент точности — 38,9), Германией (14 из 26, процент точности — 53,8), и Польшей (9 из 25, процент точности — 36) статистика, конечно, разнилась. Но, во-первых, ни разу снайперский корпус сборной не играл в полном составе (из-за травм или желания поберечь игроков), а, во-вторых, уровень соперников был всяко выше голландцев. И все же, кучность, с которой сборная атакует из-за дуги, а также стремление поддерживать её качество и эффективность, говорят о том, что команда впервые за долгое время обзавелась четко выраженным стилем и игровой моделью.

Дмитрий Хвостов

Вопрос о позиции разыгрывающего в сборной попеременно исчезал и появлялся в зависимости от успешности выступления россиян, но даже в редкие радужные моменты чувствовалось, что он незримо подвисает дамокловым мечом над будущим команды. Например, всем давно известно, что слухи о натурализации разыгрывающего ЦСКА Аарона Джексона оказались далеко не слухами. Игрок сам признавался, что интерес к подобному развитию событий был у обеих сторон, но дальше шаловливых перемигиваний не зашло.

Теперь, наверное, уже и не зайдёт, поскольку Дмитрий Хвостов своей игрой на турнирах в Грузии и Германии твёрдо дал понять, что является обладателем демисезонного абонемента на место стартового разыгрывающего сборной. Разговоры о реинкарнации клубной карьеры в «Нижнем Новгороде» можно прекращать и начинать говорить о том, что она принимает новый виток с переходом в «Локомотив» и увеличением роли в сборной. Если раньше Дмитрий выглядел эдаким «гейм-менеджером», типичным доставщиком снарядов, разыгрывающим с функцией первого паса и заповедью «не навреди» в качестве игрового кредо, то теперь Хвостов существенно расширил свои полномочия. Произошло это не сию минуту — некоторым до сих пор памятны ключевые трехочковые Хвостова за «Нижний» в Евролиге — но только сейчас прогресс Дмитрия получил возможность для полномасштабной презентации на уровне национальной команды.

На турнире в Грузии он реализовал 13 дальних попаданий из 23 (процент точности — 56,5) и стал четвёртым дальнобойщиком команды после Шведа, Карасева и Фридзона. При этом Хвостов включается тогда, когда надо. Если у партнеров идёт игра, он сосредотачивается на обязанностях разыгрывающего. В случае же необходимости Дмитрий становится частью дальнобойной артиллерии. Расширение игрового арсенала Хвостова не только делает его основным плеймейкером команды, но и предоставляет Базаревичу возможность для эксперимента с вариантами маленьких пятерок, которые так здорово сочетаются с игрой, строящейся на дальних бросках.

Стабильность при интенсивных нагрузках

Речь, прежде всего, о результате, поскольку стабильностью в плане здоровья сборная, увы, похвастать не может. Последние полтора месяца микроповреждения стали неотъемлемыми спутниками команды. Недавно Сергей Базаревич ответил на вопрос, касающийся интенсивности подготовки и количества товарищеских матчей:

— Мы изначально не хотели играть турниры, потому что на отборе не будет турнира. Но, к сожалению, вынуждены были согласиться на эти игры. Тяжело играть по три матча подряд. Да, многовато матча, но мы делали ротацию, и я надеюсь, что не все переутомились.

На фоне травм и «выходных» для некоторых игроков, отрадно, что команда побеждает, а Базаревич находит возможности для поиска новых сочетаний исполнителей и стратегических экспериментов. Теперь главное — не увлечься и подвести команду в оптимальном состоянии к официальным играм со Швецией и Боснией. Правда, уже без Шведа и Фридзона, которые получили серьезные травмы и не помогут сборной в отборе на Евробаскет.

Ротация центровых как главный повод для опасений

За вычетом главного актива на этой позиции — Тимофея Мозгова, нельзя сказать, что при выборе замены разбегались глаза. Более того, из ближайших кандидатов можно назвать разве что Артёма Клименко и Павла Коробкова. Оба сейчас восстанавливаются после травм. О Руслане Патееве и Андрее Десятникове пока не говорим, памятуя о малом количестве игрового времени в клубах. Даже с учётом акцента на быстрый трехочковый баскетбол отсутствие замены основного центрового серьезно осложняет жизнь. Травма, перебор фолов, элементарная усталость — и команда остаётся без игрока, способного стягивать на себя внимание, бороться за подбор и преумножать вариативность в нападении.

Ведь как бы хороша ни была дальняя атака, одного этого мало, нужны хотя бы гипотетические варианты другой угрозы кольцу соперника. На том же пресловутом турнире в Тбилиси, оставшись без Мозгова, сборная испытывала проблемы под щитом даже в матче с голландцами, следствием чего стал провал в третьей четверти. Тогда сборная выстояла, но более искушённый и укомплектованный соперник не упустит возможности максимизировать эту слабость россиян. На сегодня именно комплектация позиции пятого номера вызывает наибольшую тревогу.

Ближайшие резервы, больше чем резервы

Приятно, что Базаревич не просто отряжает запасных добивать мусорное время, а ищет варианты того, как и в каких условиях использовать игроков в будущем. Ильницкий, Колюшкин, Бабурин не просто исполняют роль спарринг-партнеров на тренировках, но создают в команде вполне осязаемую атмосферу конкурентоспособности, которая в рамках широкой ротации, используемой Базаревичем, только усиливается.

Сборная потихоньку перестаёт быть несколькими известными игроками и всеми теми, кто с ними. Особенно хорош и полезен такой подход в период перестройки, посреди которого сейчас находится команда. По сути, каждый имеет шанс на вызов в сборную, нужно только проявить себя на клубном уровне. И то, как такая политика повлияет на российских баскетболистов в грядущем сезоне Единой лиги, да ещё в преддверии Евробаскета-2017, пожалуй, будет одной из интриг нового регулярного чемпионата.
Источник http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Basketbol/national_te...