Матч ТВ
Спецрепортаж «Лучшей игры с мячом» из цикла «Мой первый тренер».
Лучший баскетболист России прямо сейчас? Вариантов ответа нет — это Алексей Швед.
Реактивный защитник «Химок» покоряет континентальный баскетбол: стал лучшим снайпером чемпионата Европы. Он лидер Единой лиги ВТБ по набранным очкам и каждый год претендует на приз лучшего снайпера Евролиги.
Феномен из Подмосковья. Его первый тренер — это папа, Виктор Швед. Четыре его воспитанника — уже в сборной России.
Виктор Швед: Так получилось — я работал в Польше, тренировал «Вислу» из Кракова. Лешка как раз должен был идти в первый класс. Поэтому я сказал жене: «Хватит чужих тренировать. Давай-ка мы будем тренировать своих детей». Мы уехали назад в Белгород, я все бросил и перешел в детскую спортивную школу. Из профессионального баскетбола опять окунулся в самый низ.
Фото: © Joan Valls / ZUMA Press / Global Look Press
Сейчас Алексей Швед — уже звезда европейского баскетбола. Лучший снайпер Евролиги-2017/18, бронзовый призер Олимпиады в Лондоне. Он играл за океаном, участвовал в Матче восходящих звезд НБА. Но готовится к сезону каждый год со своим первым тренером — папой — в белгородском лесу.
Виктор Швед: Снимали спортивный зал в какой-нибудь деревушке, где можно организовать питание, и мы уже много лет ездим только туда. Спим в зале, тренируемся в зале, а сейчас и кушаем в зале — еду нам привозят. Нормально. Я вообще не сторонник комфортных условий. Они нужны для взрослых, а дети привыкли вместе быть. И когда они вместе — формируется хороший коллектив, сейчас модно называть это «химией». Приходилось мне объединять и родителей, и детишек. Это и котлы с мясом, и уха, и костры — сам готовил, ребята рядом крутились. Когда своими глазами видят это все — они тянутся к этому и растут.
Алексей Швед: Тренировки с папой — это лучшие тренировки для меня. Этот человек знает меня лучше всех, в какой я физической и психологической форме. Каждый год езжу в Белгород за месяц до начала сборов с командой. Он меня постепенно подготавливает, и я уверен, что буду готов и сыграю сезон нормально.
Виктор Швед: Дома держали его в ежовых рукавицах — куда деваться. За каждую ошибочку. Еще и мама наказывала. Но иногда и хвалили. Особенно когда хорошо сыграл в матче за бронзу — тут уже до слез радости было.
Алексей Швед на церемонии награждения на XXX летних Олимпийских играх в Лондоне / Фото: © РИА Новости / Алексей Филиппов
Алексей вырос в уникальной семье. Папа Виктор Швед — заслуженный тренер страны. Мама Надежда — сама играла и тренировала вместе с супругом, и тоже является заслуженным тренером России. Их старшая дочь Евгения — вице-чемпионка мира и Европы, участница двух Олимпиад. Вторая дочь — Виктория — играла за границей, в чемпионате России и национальной сборной. Алексей вырос в баскетбольном зале, а первые матчи провел еще не осознавая этого. Надежда Алексеевна играла до пятого месяца беременности.
Алексей Швед: Родители рассказывали, что маленьким я кричал весь день, а когда включили в телевизоре баскетбол — я сразу замолчал и начал смотреть. Мне всегда нравился этот вид спорта, и любовь до сих пор не угасла.
Алексей Швед в матче ¼ финала чемпионата Евролиги сезона 2017/18 / Фото: © РИА Новости / Григорий Сысоев
С первого класса школы маленького Шведа стал тренировать папа. Виктор Николаевич специально собрал команду мальчишек из соседних дворов. Вместе с их родителями поставил баскетбольные кольца в маленьком зале школы № 31 в Белгороде.
Виктор Швед: Приходил на уроки физкультуры, смотрел ребят. Бывало, в класс заходил, поднимал, смотрел, кто повыше, потом в коридорчик отзывал, смотрел на телосложение. Давал приглашения — и, как правило, с этими приглашениями все приходили.
Алексей Швед: Бывало, и по два раза в день тренировались, когда постарше стали. Приходили до первого урока, тренировались, потом учились в школе, шли домой, делали уроки и возвращались на вечернюю тренировку.
Виктор Швед: Надо было думать о дальнейшем его пути. Леша был в десятом классе, я его устроил к своим ребятам в студенческую команду сельхозакадемии. Там ребята были 1987 года рождения, а он почти 1989-го. И там с ребятами играл в мужской баскетбол, очень хороший уровень был. Я его прятал от этих больших команд вроде ЦСКА, потому что знал: человек будет сидеть. А тут он был лидером команды, несмотря на возраст. И это дало хороший результат. И только в 11 классе в ЦСКА передали, что есть в Белгороде. И цээсковцы приехали, пригласили его потренироваться.
Алексей Швед на ЧЕ-2017 в матче против сборной Сербии / Фото: © Klansek / Eibner-Pressefoto / imago sportfotodienst / Global Look Press
Зайдя в класс обычной белгородской школы, Виктор Николаевич нашел и воспитал еще три таланта для сборной. Его воспитанники не говорят о нем «первый тренер». Они называют его «второй отец».
Денис Захаров, защитник «Зенита» и сборной России: — Помимо родных отцов мы и с ним проводили основную часть времени летом. Он обучал не только баскетболу, но и жизни. Мы подолгу сидели на этих сборах, участвовали в турнирах. И он закладывал в нас и баскетбольную, и человеческую базу. По идее, дети не воспринимают критику — обижаются. А он с самого детства он преподносил это так, что мы понимали и принимали его критику, хотели развиваться.
Станислав Ильницкий, форвард «Локомотива» и сборной России: — Родители многому тебя не могут научить. Где-то они тебя жалеют, где-то не видят объективную картину. А тренер видит тебя два часа в день, но знает твой характер, знает, где надавить, формирует тебя как спортсмена и человека. Первый тренер — это важная часть в жизни любого игрока, он закладывает какие-то черты характера.
Александр Хоменко, защитник ЦСКА, кандидат в сборную России: — Где-то он даже заменял нам родителей. Потому что все время были какие-то выезды, сборы, и тогда мы проводили с ним больше времени, чем с семьями.
Алексей Швед: — У кого-то и в семьях не было отцов. Да, для нас эта команда была как семья: дружили, работали все вместе. Тренировались и хотели выиграть всё, что возможно.
Фото: © Joan Valls / ZUMA Press / Global Look Press
Белгородский лес — место силы. Именно здесь, в сосновом бору, и начинается настоящий баскетбол. Здесь будущий мастер делает первые шаги. Но потом, в разгар учебного года, не забудь показать тренеру дневник. А вместе с кроссовками на соревнования сложи учебники. С плохими оценками баскетболистом не стать.
Хоменко: — Если в школе у кого-то были плохие оценки, он уже знал. Или если кто-то подрался с одноклассниками, сразу все об этом знали. Он жестко наказывал. Был в курсе всех дел, потому что учителя его знали, сразу сообщали. Это, наверное, был главный страх — если учителя говорили, что расскажут тренеру.
Ильницкий: — Потом, в какой-то момент, шанса отказаться уже не было. Это переросло в серьезный подход тренера и перестало быть хобби. Ты не мог просто так пропустить тренировку. Он разговаривал с родителями, чтобы мы могли ездить на серьезные соревнования. Я благодарен за то, что так сложилось: и команда хорошая, и любовь к баскетболу…
Захаров: — Это его жизнь, это его кайф. Воспитать, дать все, что вокруг баскетбола. Не получить какую-то выгоду для себя. Он этим болеет, чтобы воспитать, воспитать, воспитать.
Хоменко: — Денис смотрел за Лехой, я уже смотрел и за Лехой, и за Денисом, и за Стасом. Понимал, что это все возможно. Было к чему стремиться.
Виктор Швед: — Саша учился в 31-й школе, и, когда я набирал там детей, он был на год младше. Но, когда я провел несколько тренировок, начал давать технику ведения мяча, настолько парень был сконцентрирован на выполнении упражнений… В конце второго класса его мама пришла, чтобы его забрать. И я ей сказал: «Пусть ваш мальчик ни в какие другие виды спорта не идет, не тащите его никуда. Сашка будет играть в большой баскетбол». Его задатки были видны еще тогда, я был уверен, что он будет играть, и сказал об этом его маме. Так и получилось.
Ильницкий: — Виктор Николаевич кроме любви к баскетболу, которая необходима для детского спорта, привил нам еще и командную химию. Мы проводили вместе время и летом, праздновали дни рождения. Помимо баскетбола мы тянулись к тому окружению, которое у нас было.
Виктор Швед: — Стас Ильницкий был маленький худенький мальчик. Когда я его пригласил, он невзрачный такой был. На год младше, стеснялся всего. И он не бросал. У меня очень хороший контакт был с его родителями. Я ему говорил все время: «Ты не торопись». Стасик занимался, постепенно прибавлял. И вот — вырос на два метра. Ну, а потом стал выходить в стартовой пятерке.
Главный подвиг Алексея Шведа в сборной России — бронза Олимпиады-2012. Но даже ради этого Виктор Швед не бросил своих детей. И, пока сын проводил фантастический турнир, отец готовил новое поколение в белгородском лесу. В Лондоне 23-летний защитник сборной совершил подвиг — 25 очков в бронзовом матче с Аргентиной. Но главное — победный бросок и первые медали Игр в истории России. Отец следил по телевизору.
Виктор Швед: — У меня сборы были, мне надо было ребят готовить. Они маленькие, как я их брошу и поеду?
Алексей Швед: — Сборы нельзя пропускать! По расписанию надо тренироваться, поддерживать форму, к этому папа ответственно подходит.
Алексей Швед в отборочном матче ЧМ-2019 против сборной Бельгии / Фото: © Depo Photos / ZUMA Press / Global Look Press
Лето 2020-го — это последний выпуск от тренера Виктора Шведа. Причина банальна: нет зала. И последние несколько лет тренировки детей помогал оплачивать главный воспитанник — Леша Швед.
Виктор Швед: — Да, это последняя тренировка, последние мои воспитанники. Набирать я больше не буду. Буду ребятам из 11 класса помогать, но это уже не такие планомерные тренировки, уже в сочетании с институтскими командами.
Исторический момент: последняя тренировка. Белгородский лес, Виктор Швед вручает воспитанникам значки кандидатов в мастера спорта. Это награда за финал первенства России.
Виктор Швед: — Это самое высшее звание, которое можно получить в детском баскетболе. Они стали вторыми на первенстве России. Это очень почетно, нам очень тяжело досталось это все. Да, есть команды, которые хотят их видеть. Пермь, Саратов, те же Химки, Нижний Новгород. Думаю, до 1 августа они будут здесь, под моим наблюдением, самостоятельно тренироваться. Но обязательно куда-то уедут. Планирую, чтобы не менее пяти человек уехало.
Алексей Швед: — Он не задумывается, чтобы результат был в данный момент. Чтобы в 10-11 лет они выиграли все что возможно. Нет, он смотрит на перспективу и делает игроков для мужской национальной сборной, для взрослого профессионального баскетбола.
Виктор Швед: — Не всегда пословица «самое главное в баскетболе — результат» работает. Нет, в детском баскетболе главное — дать технику и воспитать игрока. Самое главное — чтобы у ребенка горели глаза, когда он приходит на тренировку. И для этого много надо разговаривать. С детьми, с учителями, с родителями. Игроки выросли здесь, они душой преданы баскетболу. Я рад, что у меня такие воспитанники, которые прославляют наш российский баскетбол.
— Сколько у вас детей, Виктор Николаевич?
— Не знаю. Где-то человек триста.
Он хотел воспитать сына, а вырастил сразу четырех игроков для национальной команды. И это только начало. Виктор Швед. Отец сборной России.
Источник
https://matchtv.ru/basketball/matchtvnews_NI1216644_Treni...