Захар Пашутин: Если бы не дефолт, всю карьеру провел бы в России 24  октября  2009

«Спартак»
Пресса о нас / Спорт Уик-энд, "Вперед, за Питер!"
Ветеран «Спартака» еще застал тренировки Владимира Кондрашина и чемпионат СССР

Знакомство с игроками питерской команды в нашей традиционной рубрике «Раздевалка» мы начинаем с Захара Пашутина. Ну а с кого же еще? Ведь он воспитанник знаменитого ленинградского спортинтерната, прошел через дубль «Спартака», который по своему потенциалу в чемпионате СССР не уступал многим нынешним клубам российской Суперлиги. Карьера защитника началась в «Спартаке», и, возможно, Захар стал бы символом клуба, выступавшим за него на протяжении всей карьеры. Увы, с финансированием клуба в начале 90-х дела обстояли не так хорошо, как сейчас, и в карьере Пашутина были и сильнейшие российские клубы, и команды из Турции и Франции.
«Мог стать и вторым Кафельниковым»
— Помните ли, который по счету для вас нынешний сезон в профессиональном баскетболе?
— Да уже и сбился со счета, настолько долго играю. Начинал в 17 лет, еще в чемпионате СССР. Стало быть, уже скоро 20-летний юбилей отмечу.
— Когда в Сочи вы пришли в баскетбольную секцию к тренеру Юрию Пахмутову, думали, что это станет вашей профессией?
— Нет, конечно. Как и все мальчишки, я очень любил спорт. Пробовал свои силы везде: занимался плаванием, даже в теннис играл. Может быть, стал бы вторым Кафельниковым! Только на мой выбор огромное влияние оказал старший брат. Он уже достиг определенных успехов в баскетболе, и я пошел по его стопам.
— В питерский спортинтернат Анатолий Штейнбок пригласил вас как младшего брата Евгения Пашутина или как самостоятельную единицу?
— Я достаточно долго учился в интернате. На баскетбольное отделение как-то никого по протекции родственников не приглашали. Видимо, я тоже подавал определенные надежды. Безусловно, ко мне было повышенное внимание. Все-таки Женя был уже на виду в «Спартаке».
— Вы еще застали времена, когда команду возглавлял Владимир Петрович Кондрашин. Мне врезалась в память его фраза: «Захар – очень перспективный мальчик и больше всех съедает за ужином»…
— Что-то не припомню за собой такого. Просто организм был растущий.
— Чем вам запомнились тренировки Кондрашина?
— Петрович всегда держал дисциплину на тренировках. Его слово было законом. Он очень любил возиться с молодыми баскетболистами. При нем дублирующий состав очень часто играл с основным. Причем это были не какие-нибудь «междусобойчики», а настоящие «зарубы». Мы и тренировались очень часто с основой. За счет этого и мастерство росло.

Уезжать из России не хотел и вернулся при первой возможности
— Из Питера в Саратов вы уехали за братом, за квартирой с машиной или потому, что было невозможно устоять перед уговорами Владимира Евстафьевича Родионова?
— В «Спартаке» в ту пору никто и не думал выполнять условия подписанных с баскетболистами контрактов. Вот и разбежались все. У меня было два предложения: из ЦСКА и из «Автодора». Саратовский вариант выбрал в основном из-за того, что понимал: будет возможность играть много. Фактически в звездные сезоны «Автодор» играл одной пятеркой, в которой были трое питерцев и два литовца. Конечно, тот факт, что Евгений тоже играл в Саратове, повлиял на мой выбор, но это не было решающим аргументом.
— Что вам дали, кроме знания английского языка, два сезона, проведенных за границей?
— Жизненный опыт прежде всего. Я на своей шкуре испытал, как на Западе тренеры относятся к легионерам. И Эргин Атаман в «Карсияке», и Грег Бенье в «Виллербане» требовали с иностранцев по полной программе.
— В российских клубах к иностранцам относятся по-другому?
— Постепенно и у нас начинают требовать с легионеров в соответствии с их зарплатами.
— Тренеры, с которыми вам довелось столкнуться в зарубежных клубах, по стилю работы похожи на Александра Трифуновича?
— Атаман похож. Он тоже уделял очень большое внимание защите и был предельно требовательным. Французский тренер был более мягок по отношению к игрокам.
— В Россию, судя по всему, вы вернулись без сожаления…
— Да я и уезжать не хотел! Если бы не дефолт в 1998-м, меня бы не сманили за рубеж. Как только представилась возможность вернуться в Россию, сразу же ею воспользовался. Из «Виллербана» меня приглашали в один из ведущих итальянских клубов – «Монтепаски», но я предпочел ЦСКА.

В Питере нельзя работать плохо
— Год назад вы поехали в «Спартак», как и в молодости в Саратов, за старшим братом?
— Провокационный вопрос! Конечно, хотелось помочь брату, только начинавшему самостоятельную тренерскую карьеру и нуждавшемуся в проводнике своих идей на площадке. Ну а Этторе Мессина вполне мог обойтись и без меня, но из ЦСКА, где я был капитаном команды, никто не гнал.
— Можно ли сравнить «Спартак», в котором вы начинали, с нынешним?
— Их невозможно сравнивать. В начале 90-х иногда приходилось тренироваться в неотапливаемых залах и играть при горстке зрителей. Сейчас совершенно иная ситуация. Да и баскетбол под влиянием НБА, которую мы раньше только на видеокассетах просматривали, изменился, стал более атлетичным. Мы гораздо больше времени проводим в тренажерных залах.
— Заметно ли отличалась для вас подготовка к нынешнему сезону от последних?
— Для меня это лето стало одним из немногих, когда не пришлось отлучаться в сборную. С первого и до последнего дня предсезонки готовился в клубе. Это интересный и новый опыт.
— Не жалеете, что пропустили Евробаскет?
— После Пекина я твердо решил сосредоточиться на выступлении за клубную команду и объяснил мотивы своего решения Дэвиду Блатту. Поначалу казалось, что расставание со сборной будет восприниматься легко. Когда же смотрел телетрансляции из Польши, эмоции перехлестывали. Так и хотелось выскочить на площадку! Конечно, потом здравый смысл брал верх. Нынешняя сборная создавалась с перспективой на Олимпиаду-2012, а до Лондона мне в ней было точно не продержаться.
— «Спартак» способен в нынешнем чемпионате не просто повторить прошлогоднее достижение, но и пробиться на пьедестал?
— Костяк команды сохранился, мы стали более сыгранными. Да и молодые ребята, которые пришли в команду, очень хорошо поработали на сборах. Не знаю, «выстрелят» ли они в нынешнем чемпионате, но в ближайшем будущем смогут вывести «Спартак» на лидирующие позиции.
— Три города могут претендовать на Захара Пашутина: Сочи, Санкт-Петербург и Москва. Какой из них вы считаете родным?
— Баскетболисты по природе своей – кочевники, каждый сезон могут обосновываться на новом месте. После завершения карьеры жить собираюсь в Москве, лето проводить – в Сочи. Ну а Санкт-Петербург для меня – место работы, которую нужно делать хорошо. Иначе болельщики просто не поймут.

Из досье «Спорт уик-энда»
Захар ПАШУТИН. Родился 3 мая 1974 года в Сочи. Защитник. Рост 196 см, вес 90 кг.
Выступал за команды «Спартак» Ленинград/Санкт-Петербург (1990–1993), «Автодор» Саратов (1993–1999), «Карсияка» Измир, Турция (1999–2000), АСВЕЛ Виллербан, Франция (2000–2001), ЦСКА Москва (2001–2003; 2004–2008), «Урал-Грейт» Пермь (2003–2004).
В «Спартаке» второй сезон.
Чемпион СНГ 1992 года, пятикратный чемпион России в составах «Урал-Грейта» и ЦСКА.
Двукратный чемпион Евролиги (2006, 2008) в составе ЦСКА.
Участник двух Олимпиад (Сидней-2000 и Пекин-2008).
Серебряный призер ЧМ-1998, участник ЧМ-2002 (10-е место).
Чемпион Евробаскета-2007, бронзовый призер ЧЕ-1997, участник шести чемпионатов Европы.

Источник http://www.bc-spartak.ru/press/258