Этторе Мессина: Не торопитесь жалеть Пашутина 30  октября  2009

Спорт-Экспресс
В среду мадридский "Реал" одержал первую победу в Евролиге под руководством итальянца Этторе Мессины
А на прошлой неделе, когда экс-тренер ЦСКА приезжал в Россию со своей новой командой на матч против "Химок", с ним встретился корреспондент "СЭ".

За четыре предыдущих сезона, которые Мессина провел в ЦСКА, я накрепко усвоил одну черту его характера: человек он строгий. С представителями прессы — особенно. Склонности к задушевным, почти дружеским беседам "а-ля Дэвид Блатт" за Мессиной сроду не водилось. Шутливого добродушия в стиле Ацо Петровича тем более. По манере общения с журналистами итальянский мэтр ближе к другому гуру европейского тренерского цеха — Душану Ивковичу. За неосторожный вопрос может и отчитать, словно суровый папаша схлопотавшего в школе "кол" сына. За неуместную настырность — оборвать интервью на полуслове.

Тем удивительнее было видеть Мессину, направившегося к корреспонденту "СЭ" с другого конца коридора цээсковской арены с широченной улыбкой и чуть ли не с объятиями. "Добрый вечер, друг! Как поживаете? Дадите мне несколько минут поговорить по телефону, прежде чем начнем?". Причем все это — на русском языке!

Вот те на, пронеслось в голове… То сухарь сухарем, а то — "друг"! Как тут не опешить? Опешил. Растаял. "Вы что, уговорили его вернуться в ЦСКА на улучшенных условиях?" — спросил я, не очень подумавши, у Андрея Ватутина. "Нет, это он меня только что в "Реал" сманил", — не растерялся президент ЦСКА.

Потом был совместный просмотр первой половины матча "Марусси" — ЦСКА в кабинете Ватутина, которому Мессина презентовал майку футбольного "Реала" с надписью "Кака" на спине. "На что это он намекает?" — продолжал балагурить президент…

Наблюдать за игрой было интересно — все-таки первый матч нового, "постмессиновского" ЦСКА в Евролиге. Но еще интереснее было следить за реакцией сидящего рядом итальянца. Глазеть, конечно, невежливо, но разве такой случай упустишь?

За действиями своей бывшей команды наставник "Реала" наблюдал сдержанно. Эмоции, если таковые и были, держал в узде. Разок, правда, поинтересовался составом судейской бригады. А узнав, что матч судят израильтянин Бахар, испанец Конде и словенец Явор, произнес по-русски: "Не лучшая комбинация". Еще Мессина изредка отмечал Хряпу, бормоча: " браво, Виктор" после очередного перехвата или голевой передачи в исполнении армейского капитана. В общем, первый вопрос у меня родился сам собой.

ДОМ, КОТОРЫЙ УЖЕ НЕ МОЙ

— Каково это — смотреть матч ЦСКА в офисе армейского клуба, будучи тренером "Реала"?

— Странное чувство, очень странное… Никогда бы не подумал, что буду вот так запросто сидеть в кабинете Андрея и смотреть на игру своих бывших подопечных — уже другим, не совсем тренерским взглядом. Знаете, оказывается, под таким углом эти парни выглядят гораздо лучше! (Смеется.)

— Даже несмотря на то, что игра у ЦСКА в Афинах не слишком ладится?

— Ну, это неудивительно — учитывая проблемы с составом, которые сейчас преследуют команду. Без Кауна и Воронцевича ЦСКА явно не хватает роста и мощи под щитами. О Смодише и говорить нечего — это вообще тяжелейшая потеря. Отсюда и вполне прогнозируемые сложности. Впрочем, когда эти игроки вернутся в строй, все наладится. Уверен.

— А что вы, собственно, делаете здесь, в офисе ЦСКА? Играть-то вам с "Химками". Заглянули, чтобы просто увидеться со старыми друзьями?

— Почему "просто"? Для меня это совсем не "просто", а очень даже немало. Я словно вернулся домой, хотя прекрасно понимаю, что этот дом больше не является моим. Мой дом теперь в Мадриде. Но пока я не чувствую себя там так, как чувствовал здесь. Времени-то прошло совсем немного, а перемены были очень велики. Думаю, вернись я в Москву впервые, скажем, через полгода после отъезда, эмоции не были бы такими сильными. А сейчас, когда я еще не успел адаптироваться к новой жизни, зайти в зал ЦСКА… Увидеть людей, с которыми тебя связывают свежие воспоминания и отношения, выходившие далеко за пределы работы. Нет, это совсем не просто.

— Во время просмотра матча "Марусси" — ЦСКА не возникало мыслей типа: "А вот я бы сейчас"?..

— (Перебивает.) Понял, понял, о чем вы. Поначалу возникали. Инстинктивно. Но я с ними справился. И стал просто смотреть игру.

— Это первый матч армейцев в этом сезоне, который вы видите?

— Да.

— Пашутин у вас советов не спрашивал?

— Мы с Женей разговаривали, делились мнениями о соперниках, желали друг другу удачи в работе. Но не более того.

— Согласны с тем, что в этом сезоне Пашутину предстоит очень тяжелое испытание?

— Почему вы так считаете?

— Хотя бы потому, что с него будут спрашивать по стандартам, которые задали вы за четыре предыдущих сезона. И такие требования могут оказаться неподъемными для молодого тренера обновленной команды.

— Знаете, возглавить ЦСКА — это далеко не самое плохое, что может случиться с тренером. Наоборот, такой шанс мало кому выпадает в жизни. Так что не торопитесь жалеть Пашутина. У него за плечами важнейший год, проведенный в качестве главного тренера серьезного клуба (питерского "Спартака". — Прим. З.Ч.), причем год этот получился весьма удачным. Теперь Жене предстоит решать новые задачи с новой командой. Условия у него хорошие. Поддержка руководства и болельщиков есть. Главное "но" — все та же травма Смодиша. А в остальном эта команда по потенциалу вполне способна претендовать на успешное выступление в "Топ-16" Евролиги и даже на "Финал четырех". Просто эти цели теперь нельзя рассматривать как нечто само собой разумеющееся. Все-таки ЦСКА только в начале нового пути. И завышенные ожидания могут ему сильно навредить.

ХРЯПА — ОСОБЕННЫЙ

— В чем, по-вашему, разница между нынешним ЦСКА и прошлогодним, "вашим"?

— Давайте по порядку. На периметре это, по сути, та же команда. А вот в высокорослой линии изменения существенные. К чему они приведут? Это будет зависеть от прогресса Кауна и Соколова. Ну и возвращение Смодиша… Это "вопрос жизни" для клуба. Понимаю, что такой анализ вряд ли удивит вас своей глубиной — все факторы лежат на поверхности. Как и то, что сейчас наступило определяющее время для молодых армейцев — Воронцевича, Понкрашова, Курбанова. Другого такого шанса им может и не представиться. Они должны доказать, что способны играть важные, определяющие роли в таком большом клубе, как ЦСКА.

— Думаете, они способны?

— Думаю, да.

— А Хряпа? Он у вас на особом счету?

— Конечно. Ключевой игрок команды! И в прошлом сезоне, и особенно сейчас, когда он стал капитаном. Абсолютно по делу, кстати. Естественно, я выделяю Хряпу. Такие баскетболисты чрезвычайно редки. Они не просто хорошо играют, они делают партнеров лучше — ценнейшее качество. Хряпа — это некий клей, связывающий действия всей пятерки и в защите, и в атаке. Он успевает везде: передачи, броски, подборы, блок-шоты, перехваты. Просто поразительно, насколько меняется игра ЦСКА в зависимости от того, есть Хряпа на площадке или его там нет.

— Вас не удивил сумасшедший темп прогресса Хряпы за последние два года?

— В некотором смысле да. Помню, когда Виктор только вернулся из НБА, ему было непросто адаптироваться. Как и мне — вписать его в игру ЦСКА. Но уже к концу первого сезона Хряпа выполнял в команде очень важную роль. А во втором — то есть в прошлом — стал ее полноценным лидером. Даже несмотря на то, что ему приходилось "прыгать" с третьего "номера" на четвертый и обратно. Это, кстати, было моим решением. Ведь оставаться вне игры такой баскетболист не должен, а в составе ЦСКА были еще и Лорбек со Смодишем, которым тоже надо было искать место на площадке. Опасения, конечно, были, но Хряпа максимально быстро освоился в новой схеме. Работа с ним — крайне интересный опыт для меня. Не только в профессиональном смысле, но и в человеческом.

— Не возникало желания забрать Хряпу с собой в "Реал"? Или, скажем, еще одного вашего любимчика — Смодиша?

— Абсолютно исключено.

— Почему?

— Я слишком уважаю ЦСКА, чтобы в непростой финансовой ситуации сманивать из этого клуба ключевых игроков. Когда-нибудь, через год или два — почему бы и нет. Но не сейчас.

"ПАПА, Я ХОЧУ ОБРАТНО В ЦСКА"

— Уже успели понять, в чем разница между жизнью и работой в Москве и Мадриде?

— Есть много общего. Но и различий не меньше. Если говорить о работе, то "Реал" и ЦСКА очень похожи. Два великих клуба, с богатейшей историей и победными традициями. И там, и там трепетно относятся к ветеранам. Посмотрите вокруг себя — здесь на стенах повсюду висят фотографии Гомельского, Едешко, Жармухамедова и других великих. Такая же картина и в офисе "Реала". История смотрит на тебя. Вдобавок ЦСКА и "Реал" — это флагманы национального баскетбола, главные клубы своих стран. Для Испании "Реал" — это даже больше, чем "Барселона". Так что огромная ответственность — это общая черта.

— А отличия?

— "Реал" — это прежде всего футбольный клуб. Баскетбольное "отделение" — младший брат. Правда, спрос с него такой же, как со старшего. Ну и в обычной жизни между столицами России и Испании — сплошные различия. Языки, культура, климат, менталитет — все разное. Да, чуть не забыл — пресса! Испанские журналисты куда агрессивнее российских. Они настроены в первую очередь на поиск проблем и скандалов. Даже несуществующих. Что ж, приходится мириться. Хотя работать с вами и вашими российскими коллегами, признаюсь, было приятнее. (Смеется.)

— Семья в Испании всем довольна?

— Да. Но они и здесь были счастливы, поверьте. Разве что солнца теперь больше — это плюс.

— Русский язык, как вижу, не забыли.

— Напротив, я его даже улучшил!

— Каким образом?

— (Переходит на русский.) Все время приходится объяснять что-то Дариушу Лавриновичу, который не знает ни английского, ни испанского. К тому же теперь я как-то раскованнее отношусь к своему русскому, и мне стало легче объясняться. Даже сам с собой иногда говорю на этом языке. Ну или с сыном Филиппо. Он, кстати, был очень недоволен тем, что мы переехали в Мадрид. Постоянно спрашивает: "Папа, зачем ты меня сюда привез? Я хочу обратно в Москву, в ЦСКА — к своим друзьям". Новый город, новый язык, новая школа — все это дается ему непросто. До сих пор отказывается надевать майку "Реала" — предпочитает армейскую форму. (Улыбается.)

— После того как знаменитый "скупщик суперзвезд" Флорентино Перес вновь стал президентом "Реала" и тут же пригласил вас, многим подумалось: теперь начнется массовая миграция звезд в Мадрид. В итоге в вашем распоряжении оказались Величкович, Гарбахоса, Хансен, Каукенас, Лавринович, Видаль и Приджиони. Это было сделано в рамках пресловутой политики "галактикос" или именно эти игроки были нужны тренеру Мессине?

— Меня эти баскетболисты устраивают. А суперзвезды они или нет — судите сами. С одной стороны, у каждого из них хватает побед и титулов в национальных чемпионатах, с другой — мало кто из новичков играл в "Финалах четырех" Евролиги. А чемпионом, по-моему, не становился вообще никто. Так что нынешний сезон — очень серьезный вызов для всех нас. Потенциал для попадания в "Финал четырех" у "Реала" есть. Но его еще нужно реализовать.

— "Финал четырех" — это и есть цель "Реала" в этом сезоне?

— Да. Хотя руководство клуба сформулировало мою задачу по-другому: вернуться в элиту европейского клубного баскетбола в течение трех лет. Но я прекрасно понимаю: болельщики ждут от нас "Финала четырех" уже в этом сезоне. "Реал" есть "Реал".

— "Королевский клуб" восемь раз становился сильнейшим на континенте. У ближайшего преследователя таких титулов шесть, и этот преследователь — ЦСКА. Причем две последние победы достигнуты армейцами под вашим началом. Руководство "Реала" почувствовало, что его рекорд под угрозой, и поэтому пригласило вас?

— Интересный взгляд! (Смеется.) Как знать, может, и так.

В НБА УЖЕ НЕ ПОЗОВУТ

— Проясните ситуацию с Рикки Рубио. Почему всемогущий "Реал" так и не сумел заполучить его этим летом, хотя лично вы не раз выражали заинтересованность в его услугах?

— Все очень просто: как только мы узнали, что Рубио хочет покинуть "Ховентуд", а тот готов его отпустить, "Реал" вступил в переговоры. Придя к соглашению с клубом, стали обсуждать условия с самим Рубио. Он долго думал, колебался, но в конце концов сказал, что хочет провести последние два года перед отъездом в НБА именно в Каталонии — поближе к родным и друзьям. С этого момента мы отступили, и на авансцену ожидаемо вышла "Барселона". Ведь от Бадалоны до столицы Каталонии всего несколько километров.

— Как вы считаете, Рубио действительно готов играть на том уровне, которого от него все ждут?

— Трудно сказать. Мы его приглашали не как готовую суперзвезду. На момент переговоров с Рикки у нас уже был подписан контракт с Пабло Приджиони. Основным разыгрывающим "Реала" в любом случае стал бы именно аргентинец. Вариант без него не рассматривался вообще, и от Рубио это никак не зависело. Его приход мог стать большим плюсом для клуба, для болельщиков и для самого Рикки, который многому мог бы научиться у Пабло. Но — не случилось. И теперь никакого смысла горевать по этому поводу уже нет.

— Рубио правильно поступил, что решил остаться в Европе еще на два года?

— Понятия не имею. Время покажет.

— А когда состоится ваш переезд за океан, активно прогнозируемый специалистами уже не первый год?

— Никогда. Не беспокойтесь.

— Почему так категорично?

— Если даже "Торонто" — клуб, ориентированный на европейский рынок, укомплектованный европейскими игроками и возглавляемый европейским генеральным менеджером, — так и не сделал мне предложения, хотя все твердили об этом из года в год, то какова вероятность, что это сделает другая, более "американская" команда? Нет, я не настолько наивен.

— Но теперь в НБА появился еще один "европейски ориентированный" клуб. Причем его нового владельца связывает с вами долгое и плодотворное сотрудничество…

— Намекаете на Михаила Прохорова и покупку им контрольного пакета акций "Нью-Джерси Нетс"?

— Какие уж тут намеки…

— Что ж, вы правы в одном: у нас с господином Прохоровым действительно был удачный опыт совместной работы в ЦСКА. Я встречался с ним несколько раз. И мне всегда были интересны его суждения по любому вопросу. Но сейчас я не вижу причин, которые заставили бы Прохорова задуматься о приглашении иностранного тренера в "Нью-Джерси". Уверен, он отлично понимает, что это вряд ли стало бы идеальным первым шагом — в плане интеграции в такую серьезную и консервативную систему, как НБА. Впрочем, если в будущем мне снова представится возможность поработать с Прохоровым, буду только счастлив.

WILD CARD — ЭТО НЕПРАВИЛЬНО

— Чемпионат Европы-2009 смотрели?

— Не так много. Смотрел все матчи сборной Испании, так как там было трое "моих" игроков. А вот Россию видел мало.

— Ну и как вам?

— Учитывая все проблемы, свалившиеся на вашу сборную, она выступила хорошо. Даже при том, что концовка получилась смазанной и подопечным Блатта не удалось напрямую отобраться на чемпионат мира. Этот момент, несомненно, огорчил болельщиков. А вот содержание игры сборной, напротив, должно было их обнадежить. Потенциал у команды неплохой.

— Теперь Россия надеется на wild card. Дали бы ее нашей сборной, если бы это зависело лично от вас?

— Я вообще организовал бы еще один квалификационный турнир для нынешних претендентов на wild card. Просто дарить путевки на чемпионат мира — это, по-моему, неправильно. Но, наверное, я просто старомоден...

— Но Россия заслуживает места на ЧМ-2010?

— Безусловно.

— Вы говорите, что были бы счастливы снова сотрудничать с Прохоровым. Означает ли это, что вы не прочь еще когда-нибудь поработать в Россию?

— Именно так. Почему бы, собственно, и нет?

— Только в ЦСКА — или возможны варианты?

— Любопытный вопрос… Откровенно говоря, после четырех лет в ЦСКА я с трудом представляю себя в другом российском клубе.



Источник http://www.sport-express.ru/newspaper/2009-10-30/14_1/