Олег Ушаков: "Когда Холден сказал: "нет", — я не стал лезть ему в душу" 20  июля  2011

Спорт-Экспресс
В этом году в мужской сборной России вновь появился пост генерального менеджера, упраздненный после пекинской Олимпиады. Его занял 29-летний Олег Ушаков.
Решение нового руководства РФБ назначить генменеджером весьма молодого человека, до этого работавшего журналистом на телевидении, выглядит неожиданным только на первый взгляд. На самом деле у Ушакова богатый опыт общения с баскетболистами, выступающими в России, в том числе — с игроками сборной. Да и энергии ему в силу возраста не занимать.

ВОСХОЖДЕНИЕ НА К2

— Как чувствуете себя в новой должности?

— Достаточно комфортно. Наверное, многие думают, что между моей нынешней работой и журналистикой нет ничего общего. На самом деле это не так. Во-первых, и то и другое подразумевает общение с игроками сборной. Во-вторых, на телевидении я много занимался оргвопросами — как и сейчас. Этот род деятельности всегда был мне близок. Даже отправляясь в экспедицию в Пакистан в 2007 году, я тоже участвовал в организационной работе — хотя и ездил туда в качестве журналиста.

— Можете рассказать подробнее об этой экспедиции?

— Это было восхождение на вершину К2 — второй по высоте восьмитысячник после Эвереста. Спасибо руководителям "НТВ+" Анне Дмитриевой и Дмитрию Чуковскому, которые отправили меня туда. Пришлось самому снимать, самому монтировать, самому писать тексты… Это были незабываемые четыре месяца. В принципе альпинизм тоже спорт. Но по сравнению с традиционными видами — теннисом или тем же баскетболом — это совершенно другой мир. Скорее даже особый образ жизни. Причем полюбил я его в первую очередь не из-за гор, а из-за людей. Альпинисты очень благородные. И при этом эрудированные. Даже попадаются академики и профессора. Между прочим, К2 — самая сложная вершина мира в плане восхождения. Для меня это был вызов. А вызовы я люблю и охотно их принимаю.

ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ

— Можно сравнить ваше назначение на пост генменеджера сборной с подъемом на К2?

— Пожалуй. Тогда тоже все говорили: "Куда ты лезешь? Ты же ничего в этом не понимаешь!" А в итоге все получилось хорошо. Впрочем, проводить параллели можно лишь отчасти. Сейчас нельзя сказать, что я попал в совершенно новый мир. У меня как у журналиста всегда был хороший контакт с Дэвидом Блаттом. Со многими игроками я тоже давно знаком и хорошо знаю их лично. И все равно каждый день открываю для себя что-то новое. К счастью, многие люди из мира баскетбола помогают мне советами — чтобы не наступал на старые грабли. Спасибо им.

— Что было для вас самым сложным на новом месте?

— Пришлось объять необъятное. По объективным причинам я приступил к работе только в середине марта. Хотя обычно она должна начинаться где-то в октябре, почти за год до начала турнира. Естественно, какой-то предварительный график подготовки уже существовал, но все важные вопросы приходится решать оперативно. Знаете, когда перед тобой лежат два листа бумаги, полностью исписанные перечнем предстоящих дел… Для начала надо было их как-то систематизировать. Навести в голове порядок. Это помогло. Ну и мне опять повезло с руководством. Президент РФБ Александр Красненков и генеральный директор Наталья Галкина предоставляют все необходимые ресурсы. Если что-то нужно купить, у меня есть такая возможность. Задача, поставленная федерацией: создать максимальный уровень комфорта для игроков и тренеров. Чтобы их не раздражали какие-то мелочи и не болела голова из-за бытовых нюансов. Нужно дать команде возможность полностью сосредоточиться на баскетболе.

В НОВОГОРСКЕ СБОРНУЮ МОГЛИ БЫ ВЫГНАТЬ ИЗ ЗАЛА

— Перенос сборов национальной команды в спорткомплекс ЦСКА тоже вызван стремлением к комфорту?

— Да. Изначально планировалось, что сборная, как обычно, будет тренироваться в Новогорске. У подмосковной базы есть один большой плюс — там воздух чище, чем в столице. Но новогорская база недостаточно хорошо оснащена. Во-первых, приходится делить зал с другими командами. То есть приходится подстраиваться под "окна" в расписании, и провести тренировку в оптимальное время удается не всегда. Во-вторых, в Новогорске не очень качественное покрытие площадки. У многих игроков — особенно тех, кто недавно залечил травмы, — после тренировок болят ноги. Видимо, паркет в Новогорске уложен прямо на бетонные плиты.

А в армейском СК "Игровой" все очень удобно. Кондиционеры, зрительские трибуны — все условия приближены к "боевым". У нас отличные отношения с руководством арены, мы тренируемся когда хотим и сколько хотим. Например, на первом сборе Блатт как-то почувствовал, что нужно продлить занятие — и вместо запланированных двух часов тренировка продолжалась 2:40. Уверен, в Новогорске в такой ситуации нас просто выгнали бы из зала…

В этот момент у Ушакова зазвонил мобильный телефон — уже не в первый раз по ходу нашей беседы. И следующий вопрос возник сам собой:

— Много звонков принимаете за день?

— Ох, это отдельная тема. (Улыбается.) Если раньше аккумулятора в моем телефоне хватало минимум на шесть дней, то сейчас он разряжается за два, а то и меньше. Прежде я спокойно мог отключить мобильный после ночной смены и спать сколько угодно. Теперь нужно всегда быть "на стреме". Экстренные звонки или письма на электронную почту случаются постоянно.

КИРИЛЕНКО, ХРЯПА И МОЗГОВ БУДУТ ЗАСТРАХОВАНЫ ОТДЕЛЬНО

— Одним из самых насущных вопросов — страховкой игроков — тоже занимаетесь вы?

— Да. Сейчас в списке приглашенных на сбор игроков значатся 19 человек. 16 из них попадают под страховку FIBA-Europe, которая оформляется почти автоматически и не вызывает никаких проблем. Остаются трое. Андрей Кириленко, несмотря на истекший срок контракта с "Ютой", по-прежнему считается игроком НБА. Мы поддерживаем связь с Марком Флейшером и другими его агентами. Принципиальная договоренность уже достигнута — осталось утрясти нюансы. Похожая ситуация с Тимофеем Мозговым. Правда, у него в отличие от Кириленко есть действующий контракт с клубом НБА, но все детали уже согласованы. Осталось только произвести оплату, и, возможно, мы застрахуем Кириленко и Мозгова даже раньше, чем выйдет этот номер "СЭ". Ну и третий игрок…

— …Виктор Хряпа.

— Да. Первым делом хочу внести ясность в вопрос с его прошлогодней страховкой: деньги Хряпе и его клубу должна не РФБ, а страховая компания, сотрудничающая с ФИБА. Именно она оформляла Хряпе полис перед чемпионатом мира. Федерация же — лишь посредник в тяжбе между ФИБА и ЦСКА, которая продолжается до сих пор. Очень хотелось бы, чтобы разбирательство поскорее закончилось — естественно, в пользу Виктора и его команды. Но, так или иначе, в сложившейся ситуации мы не можем снова страховать Хряпу в той же компании и поэтому оформим ему отдельный полис. Причем этот вопрос обязательно должен быть решен до того, как Виктор приедет в расположение сборной.

— То есть Хряпа сможет присоединиться к команде только после того, как он будет застрахован?

— Да. И в понедельник мы получили он него положительный ответ. Гарантировать на сто процентов, что Хряпа приедет в сборную, в данный момент нельзя, но по крайней мере мы можем всерьез на это рассчитывать. И тогда в сборной впервые за многие годы будут все сильнейшие игроки. Если все пойдет по плану, то Кириленко присоединится к команде на сборе в Словении (24 — 30 июля. — Прим. А.С.), а Хряпа и Каун — чуть позже в Москве.

— Вы говорите "все сильнейшие". А как же герой золотого ЧЕ-2007 Джон Роберт Холден, отказавшийся сыграть за сборную в этом году? Если можно, расскажите, как шли переговоры с ним.

— С Холденом я тоже был хорошо знаком в качестве журналиста. Теперь же узнал его еще лучше — и стал о нем еще более высокого мнения. Мы провели несколько потрясающих бесед по три-четыре часа. Говорили на самые разные темы, но… Не забывайте, что Холдену почти 35 (исполнится 10 августа. — Прим. А.С.), и последний сезон в ЦСКА выдался весьма тяжелым. Мы договорились, что после чемпионата России Джей Ар возьмет некоторое время на отдых и размышление. Он тогда сказал: "Если я буду готов не на сто процентов, то не хочу, чтобы болельщики видели меня таким. Пусть лучше запомнят того Холдена, который много лет играл за ЦСКА". А потом, уже когда Холден находился в США, мы созвонились — и он сказал "нет". А я не стал лезть ему в душу и допытываться — почему да зачем. Считаю, что мы должны уважать его решение. Ведь Холден уже столько сделал для России...
Источник http://www.sport-express.ru/newspaper/2011-07-20/6_5/