НБА — в тупике. Судьба Dream Team — под угрозой? 26  октября  2011

Спорт-экспресс
На прошлой неделе руководство лиги и профсоюз игроков окончательно разругались. Теперь противоборствующие стороны напоминают не просто двух встретившихся на мосту баранов из известной притчи, а двух баранов, осыпающих друг друга оскорблениями. Даже один из самых успешных переговорщиков мира, руководитель Федеральной службы посредничества США Джордж Коэн на днях умыл руки, заявив, что его услуги в данной ситуации бесполезны — слишком уж твердо каждая из сторон стоит на своем. Мол, хотите и дальше мучиться — пожалуйста, только без меня.
Неделю назад с помощью Коэна вроде бы наметилось некоторое потепление в отношениях, и возникла надежда на скорый компромисс. Исполнительный директор профсоюза Билли Хантер и вовсе заявил, что четыре клуба — "Лейкерс", "Майами", "Даллас" и "Нью-Йорк" — уже сейчас готовы подписать коллективный договор на последних условиях, выдвинутых игроками.

Но воз и ныне там — хотя профсоюз и пошел на снижение отчисляемого на зарплаты игрокам процента от спортивных доходов НБА. Если по старому соглашению эта доля составляла 57 процентов, то в новом игроки согласились на 53 и ожидали от лиги ответного шага навстречу. Но так и не дождались. Как отрезал комиссар лиги Дэвид Стерн в начале переговоров "50 на 50", так и стоит лига на этих цифрах. Впрочем, даже не этот пункт является главным яблоком раздора. Настоящая цель НБА — прийти к жесткому потолку зарплат по примеру НХЛ. Это и побудило на днях Хантера обозвать все руководство лиги вместе со Стерном лжецами, промывающими мозги болельщикам.

Напомним, что в 2004 году, когда пришла пора подписывать новое коллективное соглашение в НХЛ, профсоюз тоже поначалу возмущался, почему игроки делают шаги к компромиссу, а лига — нет. Клубные боссы намертво стояли за введение потолка зарплат (которого прежде не было вовсе), а игроки отвечали, что согласятся на эти условия не раньше, чем рак на горе свистнет.

В итоге рак свистнул спустя год. Полная отмена сезона-2004/05 гораздо сильнее ударила по самим хоккеистам, чем по клубам, и первые быстро пошли навстречу вторым. Тем же летом 2005-го, с ужасом глядя на колоссальные убытки хоккейной лиги, НБА и профсоюз баскетболистов тоже без лишних проволочек обсудили и заключили новое коллективное соглашение. То самое, срок которого истек четыре месяца назад.

Сейчас Хантер упрекает НБА как раз в том, что она ведет себя точь-в-точь, как НХЛ семь лет назад. То есть рассуждает вслух о необходимости урезания непомерно подорожавших контрактов суперзвезд и показушно садится за стол переговоров, хотя и заранее знает, что не уступит игрокам ни копейки.

Понятно, что НБА отстаивает интересы всех 30 своих команд и заботится о том, чтобы судьбу чемпионского титула решали не только размеры бюджетов — иначе он всегда разыгрывался бы среди пяти-шести клубов-богачей. И для того, чтобы контракты игроков не продолжали стремиться за облака, лига предлагает в новом коллективном соглашении не только снизить потолок зарплат, но и отменить часть исключений, позволяющих этот потолок обходить. Иными словами, от "мягкого" лимита на размер клубной платежной ведомости перейти к жесткому. На деле это означает, что, например, контракт "Майами" с Дуэйном Уэйдом уже нельзя будет вывести из-под потолка. А это ни много ни мало 14 миллионов долларов в год!

В общем, корень разногласий, как всегда, в деньгах. Одни ссылаются на растущие убытки (по словам Стерна, лишь у восьми из 30 команд в прошлом сезоне доходная часть бюджета превысила расходную), другие утверждают, что именно благодаря им предыдущий чемпионат НБА побил кучу рекордов по рейтингам и принес клубам небывалые барыши от телетрансляций. Для обеих сторон пойти на примирение — значит залезть в собственный карман. Только вот если и дальше так будет продолжаться, можно и вовсе остаться голыми — тогда залезать будет некуда. Пока же, как и семь лет назад в НХЛ, все идет к полной отмене сезона.

О том, что сулит эта отмена Европе, "СЭ" уже неоднократно писал. Во-первых, в этом случае те суперзвезды НБА, что успели подписать на время локаута контракты с клубами Старого Света, доиграют сезон-2011/12 до самого конца. А значит, болельщики смогут видеть игру Тони Паркера, Дерона Уильямса, Николя Батюма, Тимофея Мозгова и так далее по длинному списку в решающих матчах национальных чемпионатов и еврокубков. Во-вторых, из ЦСКА как минимум до лета будущего года не уедет Андрей Кириленко, который пусть и не связан контрактом с каким-либо клубом НБА, но по условиям 3-летнего соглашения с армейцами имеет право вернуться за океан одновременно с завершением локаута. В-третьих, вслед за первыми "перебежчиками" в Европу зимой наверняка хлынет новая и куда более мощная волна звезд НБА. Причем не только европейских, вроде братьев Газолей, уже вовсю тренирующихся с "Барселоной", или Дирка Новицки, заявившего, что в период локаута собирается поддерживать форму в родной Германии, но и американских — включая Коби Брайанта, Леброна Джеймса, Уэйда, Дуайта Ховарда, Кевина Дюранта…

Ну и последнее. События за океаном ставят под угрозу участие игроков НБА в Олимпиаде-2012. Ведь если лига и профсоюз не успеют подписать новый коллективный договор до начала Игр в Лондоне, национальным федерациям придется полностью застраховать баснословные контракты своих "энбэашников" на период подготовки и проведения главного баскетбольного форума следующего года. И если в случае с европейскими сборными еще можно допустить подобное (вспомним, что в финале Евробаскета-2011 встретились Испания и Франция, чьи федерации ради страховки раскошелились на 5,6 и 2,9 миллиона долларов!), то в случае со сборной США — навряд ли. Куда вероятнее, что тогда в Лондоне под звездно-полосатым флагом выступят не Джеймс, Брайант и Ко, а команда, составленная из американцев, выступающих в Европе. Калибра "казанца" Линна Грира или "химчанина" Криса Куинна. В последний раз такое было на ЧМ-1998, когда набирал обороты предыдущий локаут в НБА.

Кстати, тогда "европейская" сборная США до золота не добралась, проиграв в полуфинале России. И никто не воспринял этот результат как сенсацию.

Олимпийский чемпион 1988 года, а ныне один из ведущих российских баскетбольных агентов, считает, что НБА и профсоюз игроков все-таки найдут выход из, казалось бы, тупиковой ситуации.

Сергей Тараканов: "Скоро игроки должны пойти на уступки"
— Не думаю, что сезон все-таки отменят, — говорит 53-летний Тараканов. — Скорее всего, в течение ближайшего времени компромисс будет найден. Сейчас, что называется, нашла коса на камень: никто не хочет делать и шага назад. При этом обе стороны опасаются, что если они пойдут на уступки сейчас, то тогда на них будет легче надавить через несколько лет, когда придет время рассматривать новое коллективное соглашение.

В этой ситуации я принимаю сторону клубов. Игроки, на мой взгляд, перегибают палку и, боюсь, рискуют ее сломать. Думаю, скоро на профсоюз начнется давление не только со стороны НБА, но и снизу — от менее известных и не таких "объевшихся" деньгами игроков, как, например, Коби Брайант или тот же председатель профсоюза Дерек Фишер. Ведь именно не самые высокооплачиваемые баскетболисты составляют основную массу. И сейчас внутри этой массы постепенно начнет расти недовольство: люди, которые привыкли в октябре-ноябре получать чеки от своих клубов, сейчас вынуждены сидеть ни с чем. Не только без зарплат, но и без игровой практики. Думаю, многие из них сейчас легко отказались бы от части причитающихся по контракту денег, лишь бы играть в баскетбол.

— Например, трехкратный чемпион НБА в составе "Сан-Антонио" Тони Паркер недавно подписал контракт с французским "Виллербанном" на символическую сумму — 1500 евро в месяц…

— У Паркера-то как раз другая история. Он уже много чего выиграл и заработал. К тому же в "Виллербанне" он является акционером и вице-президентом. Гораздо сложнее тем, кому надо платить по кредитам за автомобили, жилье и прочее. Так что скоро ситуация достигнет точки кипения.

— Значит, массового отъезда звезд НБА в Европу мы все-таки не дождемся?

— Думаю, тот факт, что пока лишь немногие игроки подписали контракты с европейскими клубами, говорит как раз о вере в скорое разрешение ситуации. И то я не знаю ни одного случая, чтобы контракт баскетболиста не содержал бы опции возвращения в НБА по ходу сезона при условии окончания локаута. Вот если большинство баскетболистов поймет, что сезон уже не спасти, тогда действительно начнется массовый отъезд. Ведь им хоть как-то надо играть, зарабатывать деньги.

Ну а для европейского баскетбола в любом случае есть очевидная польза. У меня неоднозначное отношение к НБА, но это лучшая лига мира, где выступают сильнейшие баскетболисты планеты. И если некоторые из них хотя бы несколько месяцев поиграют здесь, это хорошо и для зрителей, и для соревнований, и для одноклубников этих звезд, которые получат возможность прогрессировать.

— Кто, на ваш взгляд, в большей степени оказывается в проигрыше от отмены матчей НБА — баскетболисты или клубы?

— В первую очередь игроки. Потому что для всех, думаю, без исключения хозяев клубов баскетбол — это второстепенный бизнес. Который к тому же далеко не всегда приносит прибыль.

— Почему же тогда клубные боссы так сильно упираются в этом противостоянии?

— Для того, чтобы подобная ситуация с затяжными бесплодными переговорами не повторялась в будущем. В бизнесе, особенно в США, очень важно иметь четкое представление о том, как твое дело будет развиваться хотя бы в ближайшие 10 лет.

— Различные показательные матчи и турниры, организуемые сейчас звездами НБА в Америке и на других континентах, могут служить некоей альтернативой профессиональному чемпионату?

— Лишь отчасти. В большей степени это делается от нежелания сидеть на месте. Все равно в таких поездках, сколько бы их ни было, невозможно заработать суммы, сопоставимые с контрактами в НБА. Просто люди любят играть в баскетбол, и им очень повезло, что за это удовольствие им еще платят большие деньги.
Источник http://basketball.sport-express.ru/reviews/17357/