«Джей ар, давай в биатлон!» 26  сентября  2011

Советский спорт
Кажется, без этого дуэта нельзя представить нынешний ЦСКА. Траджан Лэнгдон и Джон Роберт Холден на двоих провели в армейском клубе 861 матч. Они дважды выиграли Евролигу, несчетное число раз становились чемпионами и обладателями кубка России. А в субботу ЦСКА устроил баскетболистам, завершившим карьеру, яркие проводы.
«ПОЧЕМУ ОНИ НЕ НАДЕВАЮТ ФОРМУ?»

Для каждого Джон Роберт Холден и Траджан Лэнгдон свои. Трэй и Джей. Традж и Джон Робертович. Как их только не называют в России… В субботу они едва не собрали очередной аншлаг, совместив несовместимые в последнее время понятия: Москва, баскетбол и очередь. Болельщики шли провожать своих кумиров из большого спорта.
В большом перерыве полуфинального матча ЦСКА – «Жальгирис» они выстраиваются за автографами Трэя и Джея. Очередь тянется на несколько сот метров вдоль всего балкона, а хвост ее уходит на лестницу. Уже третья четверть подходит к концу, а люди все суют американцам бумажки, вымпелы, футболки…
Свои эти парни даже для охранников Дворца спорта имени Александра Гомельского. Один из них прямо во время игры на минутку покидает свой пост на проходной, чтобы передать карточки с фотографиями игроков своему коллеге на VIP-трибуну. Мол, пусть Холден с Лэнгдоном их подпишут.
Часом ранее недоумевал президент ЦСКА Андрей Ватутин: «До матча всего десять минут, а Трэй с Джеем еще не переоделись в игровую форму. До сих пор не укладывается в голове, что ребята уже не сыграют за нас».
Через мгновение сами герои выходят на паркет. Траджана Лэнгдона встречают овацией. Громче, кажется, нельзя. Но стоит появиться на площадке Джону Роберту Холдену, как вслед за трибунами на ноги поднимается и вся VIP-ложа. Люди в дорогих пиджаках подпрыгивают и через головы тянут свои планшеты, чтобы заснять видео.
Сам Холден щеголяет в роскошном костюме и лиловом галстуке. В клубе рассказывают, что впервые видят Джей Ара таким нарядным. «Видите, как я вырядился сегодня! А все потому, что хочу попросить у Андрея (Ватутина. – Прим. ред.) новую работу», – отшучивается американец.

МАТРЕШКИ ДЛЯ ТРЭЯ И ДЖЕЯ

А вот и еще один сюрприз. На паркете арены ЦСКА сам Этторе Мессина! С ним клуб выиграл все два титула чемпионов Евролиги в российской истории. Итальянец все так же галантен и обезоруживает своей искренней улыбкой. И снова болельщики поднимаются со своих мест. Словно не было пары лет разлуки. Да и на лацкане его пиджака все так же красуется значок с эмблемой ЦСКА.
На паркет в этот вечер выходят те люди, которые создавали тот великий ЦСКА. Бывший президент клуба, а ныне первый вице-президент Союза биатлонистов России Сергей Кущенко. Именно он на пару с Душаном Ивковичем в далеком 2002‑м разглядели в нескладном пареньке из греческого «Ариса» будущую звезду европейского баскетбола – Джона Роберта Холдена.
– Этот миг никогда не должен был наступить, – Кущенко тоже отказывается верить в происходящее. – Мы всегда подбирали в ЦСКА ЛЮДЕЙ. Человеческие качества стояли у нас на первом месте. Так вот Холден и Лэнгдон были ключевыми ЛЮДЬМИ в той команде.
На секунду он осекается, но тут же переводит все в шутку. «Вообще я совсем не то хотел сказать, что сейчас говорю. А Джей как обладатель российского паспорта может помочь еще и биатлонной сборной страны».
Взял слово и главный армейский болельщик – зампред Правительства России Сергей Иванов: «Вы хоть и американцы, но сделали для нашего клуба даже больше, чем российские игроки в 90‑е годы». С этими словами он вручает баскетболистам по чисто русскому сувениру – матрешке в игровой форме ЦСКА с их портретами.
Холден всю церемонию бодрится и шутит, но все же признается: «Я никогда не нервничал здесь перед игрой, – говорит он. – Но сейчас почему-то волнуюсь. Сегодня я прощаюсь с семьей. Вот мой второй отец (Холден указывает на Андрея Ватутина, который старше всего на три года. – Прим. ред.), а это моя вторая мама (Джей Ар поворачивается к вице-президенту ЦСКА Наталье Фураевой. – Прим. ред.). Спасибо всем, кто приехал проводить нас из баскетбола, особенно обычным болельщикам, – обращается он к трибунам. – Поверьте, вы видите меня не в последний раз. А теперь скажи наконец что-нибудь и ты, Традж!».
Лэнгдона, который в этот вечер и впрямь молчалив, шоу трогает до глубины души. Он протирает влажные глаза, улыбается Холдену и говорит: «Good pass»*. А потом на русском приветствует трибуны: «Добры веча!». Траджан от волнения с трудом подбирает слова.
– Когда я пришел сюда шесть лет назад, не знал, что меня ждет, – ностальгирует Траджан. – Спасибо тебе, Джей, что был со мной рядом все эти годы. Как сказать best time**? Да! Годы в ЦСКА – это было лучшее время в моей жизни.
* Отличный пас – англ.
** Лучшее время – англ.
Источник http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/482862