География баскетбола: Бельгия 20  апреля  2013

ПБК «Локомотив-Кубань»
Подготовка к финалу Еврокубка превратилась для болельщиков и сотрудников «Локомотива» в настоящий евротур. Добираясь до победы, пресс-служба «Локо» успела пересечь границы трёх стран, погулять по городу-призраку, залечь на дно в Брюгге, отдать командный шарф незнакомцу и попасть на страницы комикса.
Варианты доставки на финал Еврокубка были для болельщиков делом вкуса. Кто-то отправился в Брюссель на ставшем уже традиционным чартере, кто-то, решив далеко не ходить, поселился прямиком в Шарлеруа, а самые отъявленные приключенцы решили, что в настоящих путешествиях коротких путей не бывает, и устремились в сердце Бельгии транзитом через Москву, Германию и Голландию.

«Ветряные мельницы» Кёльна.

Немецкие пейзажи не перепутаешь ни с чем даже с высоты птичьего полёта: аккуратные и ухоженные домики, выстроенные в ряд, ровные поля, величественная лента Рейна и, конечно, громада знаменитого Кёльнского собора, заметного из любой точки города — всё это сразу выдало нам национальную принадлежность панорамы, открывшейся из иллюминатора самолёта при посадке. К сожалению, подробнее остановиться на красотах одного из самых больших городов Германии не получилось — около аэропорта нас уже ждал автобус, готовый приблизить Бельгию еще на несколько сотен километров.

Сгустившиеся тёмно-серые тучи и накрапывающий дождик только оттенили неторопливую торжественность немецких окрестностей. Несмотря на то, что наслаждаться панорамой приходилось из автобуса, познавательности маленьким местным деревенькам было не занимать. Особенно непривычно для краснодарского глаза смотрелись «электромельницы», обильно расставленные на протяжении всей трассы, и стеклянные перегородки у обочин. До перегородок, кстати, уже добралась местная уличная культура, украсив стеклянные поверхности граффити.

Хорошо, что при входе в автобус никто из нас не выдал что-нибудь типа «эй, скажите кто-нибудь этому немцу, чтобы смотрел на дорогу!». Потому что нашего водителя звали не Гансом или Фридрихом, а очень даже Колей, и был он очень даже русским. Однако воплощенную мечту российского эмигранта пожилой водитель явно не представлял — на вопрос «Было ли первое время тяжело в чужой стране?» он усмехнулся и ответил: «Первое время? Да и сейчас тяжело».

Привыкшему к отечественным расстояниям между городами руссо туристо будет непривычно путешествовать автобусом по Европе. Мы бы и не заметили, что въехали на территорию Голландии, если бы не комментарий водителя и лаконичный указатель на дороге.

Брюссель. Город-комикс.

Когда пытаешься описать Брюссель, то неизменно сталкиваешься с одной проблемой — невозможно начать рассказ о главном городе Бельгии с чего-то конкретного. Столица Евросоюза напоминает огромное лоскутное одеяло, позволяющее каждому туристу составить о нем собственное впечатление.

Неважно, где вы находитесь: в новой, «деловой» части города с её высотками, узкими дорогами и вечными пробками или в старой с её древними зданиями, потоками туристов и сувенирными магазинами. Первое, что вы почувствуете, прибыв в Брюссель — это абсолютную, тоталитарную, всеобъемлющую космополитичность. Несмотря на то, что подавляющее большинство здешнего населения говорит по-французски, здесь не в новинку и немецкий, и английский, и испанский, и итальянский, и даже русский. При визите в Брюссель у туриста не возникает ощущения, что он приехал в Бельгию — скорее в отдельный независимый город, состоящий, в свою очередь, из множества маленьких городов.

Первое, где это можно почувствовать — в сердце старого города, на площади Гран Плас. Жемчужинами этого красивейшего места Брюсселя являются городская Ратуша и Хлебный Дом, расположившиеся друг напротив друга. Впрочем, впечатляет и общая панорама — здешние здания вобрали в себя все стили и эпохи, в разное время царившие в Брюсселе. В августе, говорят, здесь еще красивее — вся площадь устилается ковром из цветов. Причем «ковром» в прямом смысле — узоры миллионов бегоний сплетаются в рисунок, перед которым бы сложили национальные головные уборы все персидские ковровые мастера.

Впрочем, то, что мы попали «не в сезон» — это, наверное, и к лучшему. На огромной площади, как и во всём городе, кипит жизнь — кроме вечных туристов с фотоаппаратами здесь любит бродить и множество местных. Вот две молодых девушки прилегли в тени соседнего с Ратушей здания и, весело щебеча на французском, распивают бутылку розового вина. Вот прямо посреди площади, на едва прогревшихся после непогоды камнях расположилась молодые влюбленные — парень лежит на коленях у девушки и что-то поёт ей под гитару. Среди шума толпы слов не разобрать, но смысл всё равно ясен.

Брюссель считается столицей комиксов, и местное население гордится этим реноме и всячески старается его поддерживать. Граффити, рисунки и целые художественные композиции на стенах уже давно стали неотъемлемой частью города — причем большинство из них располагается отнюдь не в центре. Сюжет у этих «наскальных рисунков» может быть абсолютно любым — повторяющим сюжеты известных комиксов, иллюстрирующим здешний быт, или вовсе являться указателем к каким-то местам или выражать полёт фантазии неизвестного художника.

Однако рисунками дело, естественно, не ограничивается — одним уже «писающим мальчиком» бельгийцы доказали своё чувство стиля в вопросах скульптуры. Поэтому на улицах Брюсселя мало памятников и скульптур в привычно-торжественном представлении — зато тьма оригинальных, живых и повседневных, будто бы естественно продолжающих здешний бешеный городской ритм.

Один совет: если вы попали в Бельгию, даже не пытайтесь задумываться о фигуре. Вне зависимости от того, куда вы решите направиться — пойти в Drug Opera в двух кварталах от Оперного Театра и заказать пасту, завернуть на Рыбную Улицу и попробовать здешних устриц или просто полакомиться бельгийскими вафлями в уличных лотках, вы неизбежно столкнетесь с тем, что было очень вкусно и что вы хотите ещё.

Недаром в здешних ресторанах так много итальянцев — готовить и есть здесь любят, умеют и радостно делятся жизненными секретами с постояльцами. Даже если вы зайдете в бар недалеко от Ломбар Стрит и закажете горячий чай (ветер в Брюсселе к вечеру может оказаться холоднее, чем вы думали), вам обязательно подадут его с шоколадным печеньем или мармеладкой в виде того-самого-мальчика. А попутно накормят историями: стоит только что-нибудь спросить у пожилого джентельмена со старинной брошью на лацкане пиджака, сидящего за соседним барным стулом, и узнаете о нём все — откуда эта брошь, кто он сам, кем были его родители и кем он приходится хозяину заведения. И, разумеется, в это время бармен будет веселить вас гримасами и громким шёпотом предупреждать, чтобы вы «не разговаривали с этим сумасшедшим».

Когда Брюссель погружается в сумерки, приходит время уличных музыкантов. По мерцающим улицам города раздаются звуки гитары, скрипки, всевозможных духовых и даже барабанов самого разного калибра. Этот Брюссель уже другой — более таинственный, расслабленный и одновременно опасный.

Предстоящий финал Еврокубка отзывался и здесь, более чем в двадцати километрах от места проведения. Привычную городскую гамму в последний вечер существенно дополнили черные и белые цвета — целый легион фанатов Бильбао, приехавших на игру. Тут, впрочем, сказалось основное отличие баскетбольных болельщиков от, например, баскетбольных: испанцы держались мирно и дружелюбно. Надев шарф «Локомотива», можно было устроить себе настоящее приключение, гуляя по центру — встречные фанаты соперника смеялись, подтрунивали, показывали большие пальцы и с серьезным видом делали прогнозы на предстоящую игру. Через несколько часов плоды знакомств испанских и русских любителей баскетбола стали видны невооруженным глазом — некоторые испанцы уже вовсю щеголяли в шарфах «Локомотива», а краснодарцы хвастались памятными сувенирами от «Бильбао».

— Change? — ловит меня пожилой испанец и радостно демонстрирует образец испанской баскетбольной сувенирной продукции.

— Чендж, — обескураженно соглашаюсь я и безропотно расстаюсь с новеньким красно-зелёным шарфом. Шарф, полученный взамен, определенно прошёл огонь, воду и множество национальных чемпионатов — он старый, потёртый, видавший виды и от этого еще более ценный.

Забегая вперед — даже после победы «Локо» испанцы сохранили своё дружелюбие и, несмотря на явное расстройство, подходили в гостинице и поздравляли нас. Так что теперь ответ на вопрос «к уровню болельщиков какой команды вы бы хотели стремиться?» я теперь определённо знаю.

Но пока что финал Еврокубка только маячил впереди, и перед визитом в Шарлеруа стоило заехать кое-куда еще.

Брюгге. То, что нужно, чтобы залечь на дно.

Примерно в часе езды на местной электричке (подозрительно напоминающей метро) располагается «северная Венеция» Бельгии — город Брюгге. От столичной космополитичности здесь не остается и следа — тихий и красивый, словно игрушечный, провинциальный городок покоряет не магазинами и архитектурой, а поразительной красоты ландшафтами и неповторимой атмосферой. Впрочем, сказать, что в Брюгге нет старых зданий и величественных дворцов — значит совершить серьезное преступление против истины.

Свое второе название Брюгге вполне оправдывает — хоть каналов в нём не так много, как в Венеции, и передвигаются жители и туристы в основном не на лодках, а на комфортабельных катерах, статус города-на-воде Брюгге получил заслуженно. Все атрибуты налицо — волны, бьющиеся в подвальное окно соседнего дома, причалы, заросшие цветами и маленькие ресторанчики на сваях. Только вот запаха сырости, о котором так часто упоминают побывавшие в настоящей Венеции туристы, здесь нет совсем. Может, не сезон?

Впрочем, это не единственный экзотический способ передвижения по городу. Еще один проверенный туристический транспорт — конные экипажи.

Что бесконечно умиляет в Брюгге — так это внимание к деталям. Всё, от фигурных задвижек на окнах до вывешенных у порогов вязаных салфеток, буквально принуждает прохожего к умиротворению. Так что если вам срочно нужно где-то залечь на дно, знайте: в окружении журчащих каналов, зелени, вкуснейшего пива и улыбчивых аборигенов сделать это проще простого.

Шарлеруа. Затишье перед бурей.

Прибыв после шумного Брюсселя и пасторального Брюгге в Шарлеруа, вы наверняка будете слегка ошарашены настигнувшей вас тишиной. Когда-то этот маленький шахтёрский городок был перспективным и развивающимся местом, но потом уголь в шахтах закончился, и сейчас окраины Шарлеруа напоминают разве что декорации к какому-нибудь американскому мистическому триллеру. Исторические здания, характерные для всей Бельгии, присутствуют и тут, правда многие, к сожалению, находятся в весьма плачевном состоянии.

К центру атмосфера декаданса несколько ослабевает — появляются кафе, магазины и номинальное количество жителей. Здесь же располагается самый известный постамент в Шарлеруа — Марсюпилами, длиннохвостый национальный герой из комиксов, в своё время добравшийся и до российских кабельных телеканалов.

Впрочем, к вечеру у стен RTL Spiroudome было не протолкнуться — и красно-зелёные, и чёрно-белые болельщики встречали игроков своих команд. Несмотря на то, что фанатов «Локо» было поменьше, конкурировали они вполне на уровне. Особенно это было заметно уже на арене, когда две сотни краснодарских болельщиков смогли перекрыть многоголосое пение фанов «Бильбао».

О больших победах писать почему-то всегда сложнее, чем о больших поражениях. Не так уж легко передать на бумаге то чувство, когда все чаяния, надежды и усилия, прикладываемые протяжении всего сезона, вдруг сплетаются воедино в конечной точке и срабатывают. Дальнешее лучше запечатлят фото — и видеокамеры. Симас, срезающий сетку с кольца. Всклокоченный Мантас, завернувшийся в литовский флаг. Смущенный Хендрикс, ставший MVP финала. Счастливые Быков и Саврасенко, поднимающие Кубок Европы.

Ощущение того, что все закончилось, не пришло к нам ни на арене, ни в гостинице, ни на пути в Россию. И похоже, что оно не придёт вовсе — ведь на самом деле теперь у «Локомотива» всё только начинается.

Фотоотчет из Бельгии вы уже можете посмотреть в фотогалерее на нашем сайте.
Источник http://lokobasket.com/news/193055.html