Коммерсантъ
Для Франции европейское баскетбольное первенство в Словении превратилось в историческое событие. Этот турнир стал первым соревнованием, на котором главный приз взяла мужская сборная этой страны. Последовательно разделавшись со словенцами и своими заклятыми соперниками — испанцами, в финале французы во главе с MVP Евробаскета Тони Паркером разгромили — 80:66 — команду Литвы.
Чтобы понять, насколько ценна эта победа была для Франции, стоило по ходу финального матча зайти на сайт самого авторитетного французского спортивного издания L`Equipe. Центральное место на его главной странице занимала чрезвычайно эмоциональная онлайн-трансляция, которая с середины встречи сменила заголовок на "Счастье близко". А спустя считаные секунды после финальной сирены шапка сайта гласила: "Наконец-то на вершине". Огромный материал о словенской победе задвинул на второй план даже рейтинговую футбольную битву толстосумов ПСЖ—"Монако".
Чтобы понять, насколько ценна эта победа была для баскетболистов сборной Франции, стоило понаблюдать за неистовым Тони Паркером. Едва секундомер на огромном кубе люблянской арены обнулился, Тони Паркер — звезда баскетбола первой величины, игрок, повидавший за свою славную карьеру все, в том числе и в главной лиге мира НБА,— понесся через всю площадку в тот угол, где сидели семьи игроков. В один прыжок, словно не было изнуряющих матчей с испанцами и литовцами, он перемахнул через ограждение и, рассекая строй ошарашенных зрителей, взлетел вверх по лестнице, туда, где сидела его родня и молодая жена. Вырвавшись из их объятий, прославленный ветеран совершил на глазах растерянных фотографов, явно не поспевавших за непредсказуемыми перемещениями звезды, не менее стремительный бросок в противоположную сторону — к клокотавшему сектору с французскими болельщиками. Взобравшись на стол телекомментатора, подпрыгнув и зацепившись за край борта, Тони Паркер спустя мгновения оказался в толпе пьяных от счастья фанатов, распевавших "Марсельезу".
Для Франции и ее баскетболистов люблянская победа действительно значила очень многое, и хлеставшие через край эмоции здесь были более чем уместны. Этот триумф стал первым в истории мужской сборной, к которой уже стало прилипать прозвище "неудачники". Ведь за последние полвека команда могла похвастаться только вторым и третьим местами на чемпионатах Европы да серебром сиднейской Олимпиады. Так что не было ничего удивительного в том, что официальный сайт Федерации баскетбола Франции предварял финальный матч заголовком "Это будет новый подвиг". "Новый", потому что при всем уважении к сопернику по финалу — разгромленной сборной Литвы — главную и судьбоносную победу французы одержали в полуфинале, сразив баскетбольного голиафа — сборную Испании.
В спорте у каждой команды или спортсмена есть наиболее принципиальный соперник — соперник, с которым обычно бьешься за титулы. Например, у прославленного теннисиста Роджера Федерера долгое время им был Рафаэль Надаль, у "Реала" — "Барселона", и подобных примеров великое множество. А у баскетбольной сборной Франции таким противником была и остается команда Испании, разбившая подопечных Венсана Колле в финале предыдущего Евробаскета, а до этого нанесшая им поражения в четвертьфиналах чемпионата Европы 2009 года и лондонской Олимпиады.
Обо всех этих пощечинах в сборной Франции помнили — и помнили хорошо. Так, после полуфинала в микс-зоне Никола Батюм даже не понял вопроса о принципиальности победы. До этого несколько заученно бросавший фразы, он смерил журналиста взглядом и резко спросил: "А вы сами-то как думаете?" А потом объяснил, почему в этот раз французам удалось победить заклятого врага. Никола Батюм, как и Алексис Ажинка, как и Борис Диао, произнес только два слова: "Тони Паркер".
Этот чемпионат Европы был турниром Тони Паркера, а матч с испанцами — одним из его величайших триумфов. Тут дело не просто в очках — 28, из них почти половина общекомандных. Дело в его игре и влиянии на партнеров. Стоило французам провалить дебют, как Паркер — еще до просьбы Колле о тайм-ауте — быстро, парой взмахов руки, собрал партнеров в кучку и по горячим следам провел разбор полетов. Стоило новому баскетболисту задней линии войти в игру со скамейки, Паркер тут же делился с ним мячом, вовлекая в командные взаимодействия и вселяя уверенность. Именно об этом, а не только о набранных очках, говорил Антуан Дио. Этот молодой защитник пережил две тяжелейшие травмы и не играл почти два года, а в матче с французами забил два важнейших трехочковых, а потом, когда испанцы перешли на тактику фола и избрали Дио жертвой, без промаха бил штрафные. На вопрос, как ему это удалось, он ответил, что просто не мог подвести команду.
Тони Паркер был в этой сборной больше чем разыгрывающим, плеймейкером, больше чем лидером по количеству набранных очков. Он был замечательным тренером (Венсан Колле и не скрывал, что во многом советуется с Паркером) и отличным мотиватором. Когда у всей команды не пошла игра в матче с испанцами, он все сделал сам. Не потому, что хотел лишний раз покрасоваться. Просто в тот момент, когда дрожали руки даже у могучего Алексиса Ажинка, так было нужно. А в финале от Тони Паркера не требовалось подвигов, и он с удовольствием ушел в тень, почувствовав, что наконец-то прорезался бросок у Никола Батюма, что пошла игра у Бориса Диао. Показательно, что решающий рывок в конце первой половины, переломивший хребет сборной Литвы, французы совершили без Тони Паркера. Он наблюдал за уничтожением литовцев со стороны — со скамейки запасных, где и встретил финальную сирену под скандирование болельщиков: "MVP!" Как полководец, разгромивший главного противника, а теперь наслаждающийся тем, как его войска добивают остатки вражеских сил.
Источник
http://www.kommersant.ru/doc/2303109