Чемпионат.com
Краснодарские "железнодорожники", уступив виторийской "Лаборали", заняли третье место по итогам групповой стадии Евролиги.
Передача, посвященная последнему для российского "Локомотива" поединку 2013 года, по аналогии с известным советским шоу могла бы называться "В гостях у басков". Ведь к атмосфере неспешного наслаждения испанскими красотами да прелестями виторийской кулинарии игроков с болельщиками располагало почти всё. От заранее забронированного дебютантом Евролиги места в топ-16 турнира до наступавших вслед за поединком рождественских каникул. Казалось бы, лови момент да смакуй "дольче виту" вместе с каждым лучиком солнца. Однако краснодарцы гнали из клубного лагеря даже мимолетную расслабленность. Ведь поставить сезон на краткосрочную паузу им хотелось в приподнятом настроении — особенно после двух кряду континентальных фиаско. Тогда как приятным бонусом к свершению стал бы финиш на втором месте в подгруппе D.
Впрочем, "Лабораль" вынашивала на дуэльный вечер не менее амбициозные планы. Расплату за кровную обиду при предыдущем свидании (помните бросок Калниетиса с сиреной, низложивший испанцев 85:84?) подопечные Серджио Скариоло планировали совместить с собственным подъемом в верха пула. Нет, "Маккаби", днем ранее одолевший "Пао", баскам было уже не догнать. А вот обойти "Локо" на глазах родной публики — вполне по силам. Отчасти потому, что под сводами арены "Фернандо Буэса" виторийцы с начала сезона уступили всего трижды, подтвердив реноме крепкой домашней команды. Отчасти — в силу кадровой оптимизации. После затяжной реабилитации в строй наконец-то вернулся Ночиони, полностью от болевых симптомов избавился Гамильтон, выбрался на пик формы Плайсс. Дошло до того, что Келати и Каукенаса — временщиков, приглашённых на замену лечившимся лидерам, — руководство басков отпустило на свободный трансфер. Хотя ещё недавно казалось, поток травмированных в лазарете "Лаборали" не ослабнет (Скариоло менял состав стартовой пятёрки 11 матчей кряду!), а защитники-легионеры вовсе выдвинутся в клубе на ведущие роли.
О том, что баски в полном порядке подошли к матчу, недвусмысленно заявила и его стартовая половина. До большого перерыва подопечные Скариоло смогли дважды вернуться в игру, хотя, казалось, и в том, и в другом случае безнадежно упускали инициативу из рук. Это в дебюте хозяева ловко ловили "Локо" на сдваиваниях и сменах, используя 213-сантиметрового Плайсса то в роли живого щита, то как таран. Потом же попытки провоцировать панику в рядах россиян "пик-н-роллами" или забеганиями через заслоны в районе первых усов в основной массе проваливались. Красно-зеленые выжимали максимум из перевеса над испанцами в росте и габаритах (при сопоставимой скорости) — и "свитчами" по принципу "каждый с каждым" гасили опасность. Более того, перехватив мяч под кольцом, Краснодар моментально распрямлял пружину контратаки. И уже Уильямс с Калниетисом либо вылетали на пустое баскское кольцо после отрыва, либо находили лазейки на периметре для свободных бросков — хозяева попросту не успевали разобраться, кого им опекать и как.
Где же зародились пиренейские "камбэки"? На стыке стартовых четвертей, когда преимущество "Локо" впервые перевалило за "червонец", взлетную полосу для рывка виторийцы нашли в дебрях ротации соперников. Пока Пашутин "передергивал" лидеров, предоставляя передышку практически всей стартовой обойме, хозяева вздыхали чуть свободней и получали шанс поработать с позиции силы. Гамильтон в подобных "тепличных" условиях всегда чувствовал себя как рыба в воде (вспомните его прошлогодние выступления в рядах "Бильбао"), в родных же стенах и вовсе мог раздухариться во всю ивановскую. Ну а Йелинеку отсутствие давления извне позволяло пару мгновений подумать перед принятием решения, что, в свою очередь, либо приводило к идеальной калибровке прицела, либо удачным выбором тропы для прохода. Благо коуч "Локо" быстренько просёк, к чему может привести вольница визави, и унял тех возвращением в авангард лидеров.
Повторный же спурт "Лаборали" спровоцировал неувядающий Ночиони, всего за десяток минут на площадке наведший среди коллег порядок в обороне. Его своевременная подстраховка и голосовое управление защитной системой испанцев привело к тому, что россияне перестали набирать легкие очки. Защитников если и запускали в лицевую, то непременно для того, чтобы под самым кольцом взять в "дабл"-оборот. О подключениях со слабой стороны красно-зеленым и вовсе пришлось забыть, поскольку линии для диагональных пасов перерезались в нескольких местах. Столь же сложно было парням Пашутина заигрывать с центра, поскольку ни Плайсс, ни Гамильтон без особой надобности или вовсе наобум не вытягивались наверх. Даже дальнее попадание и пара обостряющих оттуда передач Брауна не заставили виторийцев изменить задумке. Как результат, "Локо" ощутимо сбросил темп движения к победе. Вовсе не застрять на полустанке ему помогли Уильямс с Ясайтисом, подкинувшие дровишек в топку "паровоза" с дальней дистанции. Но для превращения в экспресс, летящий к триумфу безо всякого внимания на шлагбаумы и красные сигналы виторийского семафора, этого определённо не хватало. Тем более что в оборотах испанцы огрызались дерзко и эффективно, пользуясь то умными передачами Ночиони, то фактурой центровых, то кучностью стрельбы дальнобойной артиллерией.
Тем не менее в существовавшем игровом контексте у "Локо" ощущался пусть небольшой, но запас прочности. Его наличие подразумевало наступление перелома в третьей четверти — не зря ведь к этому тренер Пашутин приучал фанов "Локо" всю осень. Однако встреча возобновилась, набрала обороты, вошла в кульминационную фазу, а Германа, разыгравшего бы спасительную для россиян комбинацию трёх карт, в рядах гостей так и не появлялось. Из-за чего те начинали нервничать, торопиться и совершать ошибки даже в тех элементах, где прежде, безусловно, доминировали. Скажем, ближе к получасовому рубежу красно-зеленые отдали целый ряд важных подборов на своём и чужом щитах, что позволило "Лаборали" отличаться вторым темпом либо после "транзишна". А ещё чуть погодя пару раз жесточайше "накосячили" позиционно, обесценив эффект от включения зонной защиты, — "трёхи" испанцев тому свидетельство. Чаши весов, вроде как готовые замереть на кубанской стороне, внезапно качнулись, заскрипели и потихоньку принялись менять центр тяжести…
Здесь бы Краснодару взяться за ум, остановить безумный бег встречи, вспомнить о тех джокерах в рукавах, что по ходу групповой стадии эффектно извлекались на свет божий в битвах против континентальных грандов, да распорядиться всем этим добром с умом. Но где ж такому случиться, коли с плеймекерами у "Локо" беда? Калниетис с Уильямсом в угаре заполошного обмена уколами на высоких скоростях вновь потеряли головы, оставив команду без ручного управления. Тогда как на автопилоте россияне ни фирменными "двойками" сопернику не угроза, ни острыми атаками флангов. Добавьте сюда травму Ясайтиса, случившуюся за минуту до большого перерыва, и поймёте, почему обладатели Еврокубка постепенно превращались в разрозненную группу исполнителей. Таких, как зависимые от мяча "большие", исключенные из транзита мяча "крылья" да оторванные от реальности дриблеры, стучащие мячом в пол по 20 секунд без особого толка…
Критичность положения "Локо" усугублялась профессиональной работой Скариоло по разложению противника. Во-первых, алленаторе здорово ротировал исполнителей, заставляя их отрабатывать короткие, но очень интенсивные отрезки. Во-вторых, ощетинилась защита "Лаборали" в целом, взявшая за ориентир работу на опережение и постоянный прессинг визави уже в борьбе за получение. Хозяева даже не гнушались фолить, проигрывая позицию: чуя, что "Локо" теряет уверенность, они верили — хуже от походов россиян на линию штрафных не будет. И оказывались правы, поскольку Краснодар
"бесплатные" броски транжирил безбожно. Наконец, в нападении баски под занавес встречи оседлали-таки фирменного конька, на котором, собственно, и въехали в топ-16. Речь о максимальном расширении геометрии атаки, создании разрывов в линиях между построениями соперников и подготовка открытых дальних бросков. Система, возведённая в абсолют ещё Душко Ивановичем (и грамотно унаследованная Скариоло), при надлежащей наладке уничтожает не только оппонента, но и всякую его психологическую уверенность. Потому как холодный душ из трёхочковых вводит любую, даже самую именитую команду в состояние грогги.
Россияне под ледяными потоками простояли всего десять минут, но этого хватило, чтобы "простудиться" и "умереть". У подопечных Пашутина сперва онемели руки (даже признанные снайперы перестали попадать из убойных точек), затем отнялись ноги (в собственном тылу при игре один в один их опережали даже виторийские тихоходы), а в концовке краснодарское тело оставила и всякая координация. Каждый принялся действовать сам по себе, игнорируя тактические установки и общую логику игры. "Такой "Локомотив" берётся голыми руками", — невольно вспомнился оборот одного из российских коллег, описывавший выпавших в осадок краснодарцев при разгромном поражении от "Пао" в предыдущем туре. Увы, нынче фраза вновь имела право на жизнь, поскольку виторийцы доигрывали матч на классе, чуя собственное превосходство и держа соперника на дистанции.
Впрочем, куда страшнее, если речевой оборот окажется пригоден к употреблению и в топ-16 — стадии, где самоотдача любого из соперников повышается на 50 процентов минимум. Тогда даже все былые заслуги не спасут краснодарцев от уничтожительной критики. Ибо безвольные проигрыши, подобные виторийскому, публика не прощает даже дебютанту Евролиги.
Источник
http://www.championat.com/basketball/article-184371-loko-...