Планета Баскетбол
Несмотря на то, что в последнее время Евгений Пашутин стал нередким гостем в Украине, на недавний матч Единой Лиги ВТБ против «Донецка» он впервые пожаловал в качестве еще и главного тренера сборной России. Естественно «ПБ» не могла упустить возможность пообщаться с молодым, но при этом самым титулованным российским наставником современности. Евгений Пашутин оказался интересным и открытым собеседником и даже вынудил своих коллег по тренерскому штабу «Локомотива» около десяти минут ждать у гостиницы, пока он исчерпывающе не ответит на все вопросы. Уже после окончания беседы его брат Захар пошутил, что мы, наверное, в деталях обсудили все этапы биографии Евгения с детских лет. Но на самом деле разговор шел исключительно о тренерской карьере Пашутина-старшего.
— На каком этапе своей карьеры вы поняли, что сможете стать тренером?
— Я думаю, что позиция первого номера вообще подразумевает, что он должен быть проводником идей тренера и доносить их до остальных игроков. В какой-то степени разыгрывающий должен думать за всех пятерых, решать кому отдать мяч, видеть слабые места соперника, помнить все комбинации для каждого участника. Это изначально роль организатора.
А когда я заканчивал карьеру Душан Ивкович и Сергей Кущенко предложили мне возглавить молодежную команду ЦСКА, что и стало первым этапом моего тренерского пути. Для меня это оказалось большой школой. Во-первых, я, едва закончив играть, начал тренировать молодежь, а во-вторых, Ивкович всегда разрешал приходить и наблюдать за его занятиями с основным составом. Поэтому можно сказать, что моя тренерская карьера состоялась во многом благодаря этим людям.
— Самое серьезное изменение для вас между восприятием баскетбола как игрока и как тренера?
— Это совершенно другое отношение. Даже разыгрывающий забывает о прошедшем матче сразу после его окончания и ждет инструкций тренера по поводу следующего соперника. А наставник должен знать все и всегда: кто травмирован, какой микроклимат в раздевалке, какие сочетания игроков наиболее эффективные. Он должен обеспечить единство команды. А это начинается с селекции. Нужно подбирать не просто сильных баскетболистов, а умеющих действовать в интересах команды. У каждого игрока есть свой характер и свое видение баскетбола. Привести их всех к общему знаменателю — это и есть работа тренера. Если попытаться обобщить, то тренер отвечает не только за тактику и то, что происходит на площадке, но и за физические кондиции, за взаимодействие с медицинской службой, с тренером по физподготовке и еще за множество мелких, но важных для общего результата вопросов.
— Что вам дала работа с Мессиной?
— Этторе Мессину, как и Душана Ивковича, я считаю великими тренерами, символизирующими современную европейскую эпоху. Их объединяет строгая дисциплина на тренировках, игра от защиты. При этом Мессина является гениальным стратегом, умеющим найти нестандартные ходы в нападении. Но фундамент его баскетбола все равно закладывается в обороне, и все подчинено результату. Мы никогда не видели в исполнении его команд сумасшедшего открытого баскетбола беги-бросай. Четкость и дисциплина — вот что отличает великих тренеров. Судьба сделала мне большой подарок, предоставив возможность поучиться у двух из трех (наряду с Желько Обрадовичем) мэтров европейского тренерского цеха
— Вы добились немалых успехов во главе УНИКСа, но не захотели остаться в Казани. Почему?
— Я всегда стараюсь отдавать всего себя везде и стремиться к максимальному результату, где бы я ни работал. Думаю, что в УНИКСе это получилось. Я с большим уважением отношусь к президенту казанцев Евгению Богачеву и начальнику команды Валерию Колесникову. Я благодарен им за те годы, которые я провел в УНИКСе. Но, к сожалению, в спорте наступают такие моменты, когда понимаешь, что для дальнейшей эволюции нужно что-то изменить. И в этот момент мне поступило предложение от «Локомотива-Кубань». Но с УНИКСом я расстался очень корректно без каких-либо конфликтов.
— Чем вас заинтересовало предложение «Локомотива»?
— В первую очередь тем, что президенту Андрею Ведищеву удалось убедить меня в том, что в Краснодаре создается амбициозный и перспективный проект уровня Евролиги. Тем более, что это происходило у меня на родине, ведь я родился в Краснодарском крае в Сочи.
— За счет чего фактически за год вам удалось построить команду уровня топ-клубов Евролиги?
— В первую очередь это заслуга большой команды профессионалов нашего клуба. Кому-то одному невозможно поднять такой масштабный проект. А у нас есть коллектив единомышленников, который стремится к одному результату.
Наш президент Андрей Ведищев создал эту команду, пригласил нас всех и обеспечивает мощную клубную инфраструктуру. Он все время контролирует нас и хочет, чтобы мы шли вперед и самосовершенствовались. В нашем клубе работают два сильнейших менеджера. Гинас Руткаускас — опытный спортивный директор очень солидного европейского уровня, добившийся многих побед и имеющий серьезный авторитет. Его дополняет вице-президент по развитию Борис Тихоненко. Нельзя не упомянуть и тренерский штаб: Сашу Груича, Ивана Еремича и Захара Пашутина. Все важные вопросы мы решаем сообща. Вместе садимся, обмениваемся мнениями и ищем наилучшие решения. И это касается широкого круга вопросов от планирования переездов и перелетов до командой «химии». Наша главная задача — чтобы ничто не отвлекало игроков от баскетбола.
Второй фактор — это грамотный подбор игроков, которые являясь ярчайшими индивидуальностями умеют действовать командно на благо общего результата. У нас очень хорошая командная «химия». Все ребята готовы стоять друг за друга стеной. Все это вместе и дало такие плоды.
— За счет чего вы практически безболезненно пережили уход Ника Калатеса?
— Во-первых хочу поблагодарить Ника за то, что он сделал в прошлом сезоне. Но, несмотря на его уход, нам удалось сохранить костяк команды. Остались все остальные игроки стартовой пятерки и ротации: легионеры, опытные и молодые россияне. Фактически мы сохранили с прошлого года 9 баскетболистов. Плюс точечно усилили отдельные позиции. В такой ситуации новичкам намного легче, поскольку большинство игроков уже знают систему, требования и направление движения.
На позицию Калатеса пришел Маркус Уильямс, который обладает очень хорошим видением площадки, контролем мяча, умением отдавать передачи и убойным дальним броском. Он не стремится форсировать атаки, а работает на команду. Вместе с Калниетисом они могут обеспечивать до 20 результативных пасов за матч, а это феноменальный показатель. С такими защитниками легче играть и остальным игрокам.
Вместо снайпера Джимми Бэрона был приглашен Крунослав Симон. Он более атлетичен, атакует не только с места, может пойти в проход. Симон способен закрывать позиции с третьего по первый номер и умело пользуется своими габаритами в защите. Очень помогает команде особенно в Лиге ВТБ Алексей Жуканенко. То есть в целом мы не только сохранили основу состава прошлого сезона, но и усилились.
— Как вы оцениваете развитие Лиги ВТБ за время ее существования?
— Я думаю, что Единая Лига ВТБ является одним из сильнейших европейских турниров. В нем участвуют все лучшие российские клубы, выступающие в Евролиге и Еврокубке. Это уже обеспечивает высокий уровень соревнования. Плюс сильные украинские и балтийские команды. Нам необходим такой турнир с реально сильными участниками и развитой инфраструктурой. Об уровне конкуренции говорит хотя бы тот факт, что после успешных матчей в Евролиге, мы уступили в Лиге ВТБ УНИКСу и «Летувос Ритас» (а затем и «Донецку» — прим. «ПБ»). Лига еще развивается, но у нее большое будущее. Надо лишь, чтобы в это верили все участники и сообща способствовали прогрессу турнира.
При этом не стоит считать Лигу ВТБ конкурентом Евролиги и национальных чемпионатов. Это параллельное соревнование, которое приносит качественный баскетбол на постсоветское пространство.
— После ухода Дэвида Блатта вы уже третий по счету тренер сборной России. Не расстроились ли год назад, когда вас не назначили сразу?
— Всему свое время, и мне кажется, что не стоит расстраиваться из-за того, на что не можешь повлиять. Я стараюсь не вдаваться в политические вопросы. До момента назначения я полностью был сосредоточен на работе с «Локомотивом». Но когда ко мне обратились, то я с гордостью согласился поработать с национальной командой страны. Это большая радость, но и большая ответственность.
Фактически, мы будем начинать с чистого листа. В команде идет смена поколений. Не будут играть в сборной Кириленко и Хряпа. Но жизнь продолжается, и сборная остается сборной. К тому же у нас осталось еще много очень достойных и опытных игроков. Наша задача состоит в том, чтобы засучив рукава работать над созданием коллектива единомышленников, объединенных верой в успех. Как и в клубе, главное — это сделать так, чтобы ребята не думали ни о чем кроме баскетбола.
Также нужно вернуть игрокам осознание того, что выступать за свою страну является вопросом чести. И не приехать можно только в случае серьезных проблем со здоровьем. А руководители клубов должны помнить о престиже своей страны и не препятствовать вызову в сборную своих игроков. Возможно, это покажется громкими словами, но никто не отменял понятия патриотизма и чести. Это есть внутри каждого игрока. Просто нужно достучаться до этих чувств.
— Насколько жестко вы будете контролировать приезд игроков в сборную?
— В этом вопросе я считаю более целесообразным индивидуальный подход, беседы с игроками. Все ребята находятся сейчас в расцвете сил. Многих из них я знаю по работе с клубами и молодежной сборной. Менеджерам и тренерам сборной предстоит большая работа именно по коммуникации с игроками. Баскетболисты должны поверить, что и организационная сторона, и тренировочный процесс будут на самом высоком уровне. Никто никого не будет принуждать. Уверен, что все сами поймут важность выступления за национальную команду, и им станет приятно быть частью такой мощной организации.
— В чем вы видите причины провала России на Евробаскете?
— Вообще не буду комментировать ничего по этому поводу. Та страница закрыта, и мы начинаем новую главу в истории российского баскетбола с чистого листа. Без Кириленко и Хряпы у сборной будет совершенно другое лицо, другие лидеры, другие акценты. Новая команда должна играть от защиты, но при этом обладать сбалансированным и умным нападением без крена в сторону отдельных личностей.
— В чемпионской команде Блатта важную роль играл натурализованный американский разыгрывающий Джей Ар Холден. А каково ваше отношение к натурализации игроков?
— Я очень хорошо отношусь к Холдену. Это профессионал высочайшего уровня. За десять лет в ЦСКА он по-моему пропустил всего один матч из-за перелома мизинца. С ним никогда не было никаких проблем. Тогдашний генменеджер сборной Сергей Тараканов не уставал удивляться, что у американца было всегда меньше проблем и вопросов, чем у российских игроков. Ему нужны были только мяч и питание. И я вижу какую-то справедливость в том, что именно Холден забил тот победный бросок на Евробаскете-2007.
На тот переходный период, когда в сборной не хватало классных разыгрывающих натурализация Холдена себя полностью оправдала. Но сейчас такой необходимости в России нет. Наоборот, есть достаточное количество молодых и перспективных ребят, с которыми нужно работать и повышать их мастерство и уверенность в себе. Они должны через тренировки и контрольные матчи получить необходимый опыт, чтобы на важных турнирах уже быть полноценной частью команды.
Думаю, что похожая ситуация и в Украине. На Евробаскете-2013 Пух Джетер очень помог вашей сборной добиться большого успеха. Но это временная необходимость в усилении проблемной позиции. Я уверен, что задача и у вас в Украине, и у нас в России состоит в том, чтобы вырастить своих разыгрывающих.
— Почему в европейских сборных «натуралы» наиболее востребованы именно на позиции разыгрывающего?
— Думаю, что дефицит первых номеров возник не случайно. Просто большинство клубов увлекается поиском и воспитанием бигмэнов с ростом за 2.08-2.10. А в отношении игроков задней линии считается, что они и так вырастут в хороших игроков. Но такого ведь не бывает. Я считаю, что к подготовке защитников нужно относиться так же серьезно, как и больших. Крен в сторону воспитания бигмэнов в какой-то степени оправдан, но и полностью забывать о задней линии нельзя. Нужно просто уделить немного больше внимания работе с разыгрывающими. Объяснять им, что задача первого номера не вывести мяч и бросить при первой возможности, а обеспечить организацию командной игры. И подбирать игроков для позиции первого номера нужно не только по росту, а в первую очередь по уровню баскетбольного интеллекта.
— Нужна ли России wild card на Чемпионат мира-2014?
— Конечно, нужна. Участие в Чемпионате Мира — это в первую очередь вопрос престижа страны, а страна у нас большая. Российские болельщики любят баскетбол.
Не менее важно, что в стадии создания новой сборной такой турнир станет боевым крещением для нового поколения игроков сборной. Через сам Чемпионат мира и подготовительные матчи к нему наши игроки смогут попробовать свои силы, почувствовать себя единым целым и расти для будущих достижений.
Я считаю, что у нас есть потенциал побороться на Чемпионате мира за самые высокие места. У нашей сборной нет очевидных слабых мест ни в передней, ни в задней линии. Ключевые исполнители в своих клубах регулярно играют на уровне Евролиги и Еврокубка.
Возможно, получить wild card на этот раз из-за большого количества конкурентов будет непросто, но это необходимо для сборной.
Тут можно вспомнить пример из истории, когда команда Дэвида Блатта по wild card попала на Чемпионат Мира в Турции, и там без Кириленко и Хряпы лишь в четвертьфинале уступила США. А затем уже с Андреем и Виктором выиграла бронзу на Евробаскете-2011 и Олимпиаде-2012. Так что, тот Чемпионат мира стал плацдармом для будущих успехов, где ребята получили необходимый опыт и уверенность в себе.
Сейчас нам предстоит такой же тройной цикл, на котором сборной предстоит пройти стадию становления.
— Считаете ли, вы что в вашей карьере все складывается по принципу «что ни делается, все к лучшему?»
— Наверное, такие выводы лучше делать со стороны. Я же просто стараюсь всегда и везде всем сердцем отдаваться работе и делать все, что в моих силах, для победы. Баскетбол — это моя жизнь, и самое важное в ней то, что происходит здесь и сейчас. Мой принцип заключается в том, что самой главной игрой является следующая. А как у меня получается, наверное, лучше оценивать другим.
Источник
http://basket-planet.com/ru/news/13353