Sports.ru
Парни, которые удивили.
Уилл Клайберн (ЦСКА)
Главные цифры: 47,4% с трехочковой
Клайберн приехал в ЦСКА таким черным Никитой Курбановым с самой мощной прической в Европе – суператлет, подвижный четвертый номер с руками-шлагбаумами, не слишком большая техническая вариативность при умении играть на разных позициях.
Но как-то сразу Клайберн стал не только самым любимым игроком Димитриса Итудиса, но и ключевой фигурой для ЦСКА. Все началось с первого матча против «Милана», когда американцу пришлось отбегать 38 минут и получить извинения от главного тренера, и пошло и дальше в том же духе. Форвард в среднем проводит по 30 минут, закрывает несколько позиций, совершенно вытесняет из состава номинальных четвертых номеров, которых в ЦСКА сразу трое, и к привычным оборонительным функциям добавляет еще и игру спиной, и резко улучшившийся бросок с дистанции.
Владимир Штимац («Анадолу Эфес»)
Главные цифры: 25 минут, рейтинг эффективности – 20,13
К Штимацу как-то давно сформировалось особенное отношение – кажется, всем он напоминает огромного добродушного щенка, который любые шероховатости на площадке компенсирует умилительным взглядом больших глаз. Он почти не выходил на площадку за сборную Сербии и мало играл в Евролиге за «Црвену Звезду», но зато веселый неунывающий нрав сделал его желаемым героем послематчевых интервью.
А тем временем Штимацу уже 30 лет, и намедни он прекратил выступления за национальную команду.
«Эфес Пилсен» вроде бы построен вокруг американских любителей бросать мяч, но сербский центровой в отсутствие Деррика Брауна оттянул внимание на себя – его забавная фигура пухлого малыша в рейтузах появляется и в пик-н-роллах, и вытаскивает отскоки на чужом щите, и демонстрирует обманные движения в сочетания с крюками в «краске».
В общем, неожиданно Штимац вышел из уже привычной роли вечно запасного центрового и переборщил со спецэффектами – в данный момент он третий игрок Евролиги по эффективности.
Эрик Грин («Валенсия»)
Главные цифры: 15,5 очка, 50% с игры
Грин очень долго пытался пролезть в НБА, но ничего не получалось – ни в «Денвере», ни в «Юте» ему особенно не доверяли, бомбардирские всплески в D-лиге не заинтересовали скаутов. И в конце концов, он был вынужден пойти по совсем уж окольному пути – Грин не скрывает, что все еще хочет попасть в НБА, но пока зарабатывает себе имя в Европе.
Он сразу же заявил о себе в Евролиге, но сделал это в команде, которая не совсем подходит для его долговременных задач. В «Олимпиакосе» Грин смотрелся здорово и даже забивал 40% трехочковых, вот только это все входило в функции ролевого игрока, дополняющего лучшие качества Принтезиса и Спанулиса.
Летом Грин посчитал, что заслуживает чуть большего и перебрался в Испанию. «Валенсия» разглядела в американце не просто обслуживающий персонал, но выбрала его на роль лидера, способного обыграть любого один в один и создающего атаку своими проходами под щит. Сезон только начался, а Грин уже успел убедить в том, что ставка на него оправдана – стал MVP Суперкубка Испании.
Майкл Ролл («Маккаби»)
Главные цифры: 28 минут в среднем, 50% с трехочковой
Даже если считать, что высокий процент Ролла отчасти обусловлен «гравитацией», создаваемой мощной задней линией «Маккаби», его перфоманс на старте сезона не может считаться чем-то обыденным.
Роллу уже 30 лет, и все предыдущее десятилетие он с трудом завоевывал место под солнцем планеты баскетбол – кочевал по мелким европейским и турецким клубам, получил гражданство Туниса, не особенно поражал с «Сарагосой». Да и в «Маккаби» есть несколько атлетичных черных парней, которых гораздо легче представить в старте, чем парня с внешностью баскетболиста из 60-х, лысоватого, как будто тяжеловатого, не внушающего никакой боязни оппонентам.
На деле же Ролл – воплощение того прорыва, который удалось сотворить с клубом Невену Спахии буквально за месяц. Форвард отличается во всех плоскостях, где раньше замечен особенно не был – и бросает с запредельным процентом, и берет на себя функции плеймейкера, не стесняясь таскать мяч, и не показывает слабины в командной защите, по которой тель-авивцы пока идут в первой пятерке.
Артурас Гудайтис («Милан»)
Главные цифры: 11 очков + 6,2 подбора, 64% с игры за 20 минут
У «Милана» едва ли не по всем показателям худшая защита в турнире, и все интенции вновь занять последнее место в регулярном сезоне. Это уже вещь вполне привычная и нисколько не удивляющая.
Именно поэтому к цифрам литовского центрового сложно относиться всерьез. Но Гудайтис делает все, чтобы обратить на себя внимание, даже несмотря на удручающее положение своей команды. 24-летний «большой», выбранный в 2015-м на драфте «Филадельфией», выходит со скамейки и умудряется выдавать выдающиеся показатели полезности – выхватывает все под щитом и засовывает мяч в кольцо.
Никаких особенных умений обыгрывать спиной там не замечено, но размеры, шустрость, хорошие руки и напористость позволяют молодому выделяться и в протухшем «Милане».
Матиас Лессор («Црвена Звезда»)
Главные цифры: 9,8 очка, 5,8 подбора за 22 минуты
Еще один атлетичный «большой», которого притащили с драфта боссы «Филадельфии».
Лессор не радует хоть какими-то бросками, не обладает изящной техникой или выдающей методологией принятия решений, но зато являет собой воплощение гиператлетизма в стиле раннего Джеймса Гиста. Его отличают все те же гистовские штуки – мощные данки, уничтожающие блоки и попытки не обыграть соперников под щитом, а просто вытолкать их нахрен оттуда.
Пока «Звезде» весь этот комплект не очень помогает справиться с явным отсутствием командного таланта, но Лессору только 22, и кажется, будто он прибавляет с каждым матчем.
Огастин Рабит («Бамберг»)
Главные цифры: 11 очков за 21 минуту, 90% с линии штрафных
Еще год назад Рабит был типичным американским студентом в Европе – пластичным «большим», который хорошо чувствует игру, но которому не хватает роста и умений, чтобы более основательно влиять на ход встреч. У него всего 201 сантиметр, длинные руки, умение вести мяч и пасовать, а также какой-то минимальный набор движений под щитом – и это все же не тот набор, чтобы оказаться на ведущих ролях в клубах Евролиги.
И тем не менее.
«Бамберг» растерял всех лидеров, теперь уже совсем всех, утащили не только Уонамэйкера, но и Мелли со Стрелниексом, но потряс воображение в первый месяц – у команды 5 побед в первых 9 матчах, хотя, конечно, во многом это связано с календарем.
У «Бамберга» одна из худших защит Евролиги, но зато Тринкьери как обычно выжимает из того нехитрого сборища, что у него под рукой, сладкий атакующий сок. В составе есть интересные люди вроде Дорелла Райта, но в целом гораздо больше таких явно ограниченных персонажей, которые в системе итальянца чувствуют себя более жизнерадостно, чем обычно. И вот Рабит – характерный пример. При всех своих явных недостатках он выделяется не только в своем коронном элементе – подборах – но и оказывает едва ли не самое заметное влияние на нападение команды.
Никос Паппас («Панатинаикос»)
Главные цифры: 60% двухочковых, 40% трехочковых
У «Панатинаикоса» целая толпа свингменов, и в каждом из них можно увидеть все что угодно.
Денмон – вроде бы самый опасный человек, убийца в 191-сантиметровом теле, но убил он в этом сезоне лишь «Химки».
Мэтт Лоджески настолько суров, что перешел из «Олимпиакоса», но планку в 10 очков он тоже взял лишь против «Химок».
Кей Си Риверс примерно приучил к тому, чего от него ждать – на сумасшедшую феерию лучше не надеяться, но и осечек он практически не дает. Все видно по его внешнему облику на паркете – человек вышел работать.
А грек пытается доказать свое превосходство в этих американских снайперских горках. Среди 8 матчей этого сезона у него лишь 3 выдающихся, зато каких – 22 очка (3 из 5 из-за дуги) против «Басконии», 20 очков (6 из 8 двухочковых) против «Барселоны») и 24 очка (7 из 12 двухочковых) и победный мяч, и победная матерщина в адрес местных журналистов против «Фенербахче».
Каждый из четверых остается героем случая и вынужден подстраиваться под обстоятельства, но вот такие взрывы от грека заставляют к нему присмотреться.
Пьер Джексон («Маккаби»)
Главные цифры: 14,6 очка, 3,4 передачи
Причина основного изумления, связанного с Джексоном, понятна. «Маккаби» этим летом приобрел двукратного чемпиона НБА, и даже если учесть, что тот вообще разучился играть (если отталкиваться от серии «Тандер» – «Рокетс»), то все равно удивительно, что нашелся какой-то другой американец, который смог отнять у Норриса Коула место в стартовой пятерке.
Миниатюрный Джексон ломился в НБА через узкую щель D-лиги, дал на себя посмотреть в «Далласе», но в целом растворился среди бесчисленных стритболистов, молниеносных, но равно опасных как для соперников, так и для собственной команды.
Игра за «Маккаби» вынудила присмотреться к нему. Джексон дает желто-синим четкое руководство и постоянную угрозу проникновения, разгоняет отрывы как мало кто в Европе и обычно обходится без глупых потерь. Самое удивительное в разыгрывающем – это, конечно, его интервью: в них нет ни грамма гетто-культуры, наполеонского синдрома, зашкаливающей самоуверенности, ничего, столько характерного для парней ростом в 180 сантиметров. Определяющая характеристика Джексона – это абсолютная трезвость самооценки, он прекрасно понимает, в чем он силен, и выходит на паркет с задачей сделать так, чтобы эти его преимущества стали и командными преимуществами.
Вроде бы ничего грандиозного. Но если бы все клубы научились вот так из воздуха находить подобных вожаков, конкуренция в Евролиги была бы еще более сумасшедшей.
Лука Дончич («Реал»)
Главные цифры: рейтинг полезности – 28, самый высокий в Евролиге (у второго Нандо ДеКоло – 20,3)
Не так важно экстраполировать таланты Дончича на его будущее в НБА.
Для европейского баскетбола значимее, что ничего подобного никогда не было: 18-летний парень вот так лихо взвалил на себя мадридский «Реал» и потащил, невзирая на травму Юля, игру на как бы неродной позиции первого номера, повреждения остальных и прочие напасти. Поначалу он так вообще выдавал сумасшедшие цифры, забивая под 30 очков (это все за стандартные 25-27 минут игрового времени), но в последнее время перестал прямо-таки шокировать.
Дончич многое может и делает это хорошо, но для Евролиги он интересен прежде всего своим возрастом.
Привлекательность НБА во многом определяют расцветающие юноши, дерзкие и бросающие вызов легендам, добавляющие к своим еще подростково-угловатым движениям грозно-забавные ухмылки, обаяние сыроватости и недоученности, молодецкий напор, который контрастирует со статусом вполне себе звезды, по крайней мере, по вниманию болельщиков. В Европе такого вообще нет – здесь и лига серьезная, ориентированная на ветеранов, и атмосфера, не слишком благоприятная для спонтанных выкидонов.
И вот Дончич чуть ли не в одиночку создает такое обаяние грозной звездочки и в суровой к подрастающему поколению Евролиге. Если учесть, что это его последний сезон здесь, то всем этим хочется напитаться лет на десять вперед.
Источник
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/devotion/1484542.html