Михайлов: Без хорошей наглости ничего не добьёшься 28  марта  2010

Чемпионат.ру
Наставник "Красных Крыльев" Михаил Михайлов поделился впечатлениями от побед над хорватским "Загребом" в 1/4 финала Кубка Вызова и признался, что его подопечные могут играть ещё лучше.
Самарские "Красные Крылья", дважды переиграв в минувший вторник и четверг одного из главных фаворитов Кубка Вызова – хорватский "Загреб", в первый же год своего существования сумели совершить маленькое чудо, пробившись в "Финал четырёх" третьего по значимости европейского клубного турнира. Немалая заслуга в этом успехе принадлежит известному в недавнем прошлом советскому и российскому баскетболисту, двукратному серебряному призёру чемпионатов мира Михаилу Михайлову, возглавившему команду в начале февраля. Именно под руководством уроженца Златоуста "крылышки" на одном дыхании прошли Last16 и, допустив лишь одну осечку в пяти матчах, добрались до плей-офф, а также неожиданно для многих одержали две громкие победы в национальном первенстве, нокаутировав в гостях "Триумф" и УНИКС. Естественно, именно с последнего успеха самарцев мы и начали наш разговор с наставником.

– Михаил, примите поздравления от "Чемпионат.ру" с выходом в "финал четырёх" Кубка Вызова…
– Спасибо огромное, очень приятно, что моя работа вызывает интерес в столице.

– За счёт чего удалось дважды справиться с одним из главных фаворитов турнира?
– Как бы это ни показалось банальным, но в первую очередь за счёт игроков. В нашей команде есть ряд баскетболистов, имеющих опыт выступления на международной арене – правда, это только легионеры. Однако и отечественные игроки существенно помогли в достижении этой нелёгкой цели, и за счёт того, что все сражались до конца, не опускали руки, нам удалось добиться побед и в Загребе, и в Самаре.

– Многих удивило, что в обеих встречах именно "Крылья" диктовали условия сопернику, а не наоборот. Это ведь прежде всего сложно психологически?
– В принципе это практика и политика всех команд, которые выходят в плей-офф с нижней позиции и не имеют преимущества своей площадки. Мы понимали, что надо было решать всё в первой игре, а не доводить серию до третьей игры. Переезды тоже важны для нас – это, конечно, не перелёты из Владивостока в Москву, но всё же ещё раз лететь в Загреб мы не хотели. Ребята были настроены на победу, потому что установка была такая – умереть, но выиграть в столице Хорватии.

– То есть победили за счёт хорошей спортивной наглости?
– А без неё невозможно что-либо выиграть.

– Как оцените действия подопечных в обороне при опеке Мулаомеровича и Зорича, набравших в обеих встречах по 20 с лишним очков?
– У "Загреба" три ярко выраженных лидера – Симон, Мулаомерович и Зорич. Именно на этих игроков делается ставка в нападении. Перекрыть кислород всем сразу было очень сложно, поэтому мы старались действовать по ситуации. В итоге эти баскетболисты сыграли на своём уровне, но при этом не продемонстрировали ничего сверхъестественного, и в этом, я считаю, огромная заслуга наших игроков – Бремера, Даутита, Флореса, Биггса, которые поочерёдно противодействовали им и не дали разыграться.

– У многих сложилось впечатление, что вы, наоборот, дали возможность Мулаомеровичу и Зоричу набирать свои очки, в то время как остальные игроки были надёжно прикрыты…
– Это не так. По большому счёту, нам надо было сделать так, чтобы выше озвученная мной тройка не сыграла в свой баскетбол, а остальные баскетболисты волновали нас намного меньше, потому что самым главным было остановить их – ведь обычно вся команда играет так, как играют её лидеры. Мне понравилось, как действовали в защите мои ребята, мы победили за счёт командной игры – у нас нет такого чёткого разделения обязанностей, у нас командная защита. И если бы не вся команда, то эти игроки могли больше забить нам, принести больше вреда.

– Если говорить о нападении, признайтесь: уверенная игра Флореса в ответной встрече стала для вас откровением или вы ждёте от него таких всплесков?
– Безусловно, я хочу, чтобы он всегда играл на таком уровне, но при этом хочу напомнить, что персональная защита против Мулаомеровича забрала много сил у Джей Ар Бремера, номинального лидера в атаке, так что Флорес во второй игре подхватил пошатнувшееся знамя "Красных Крыльев" и привёл команду к победе.

– Когда окончательно поверили, что команда вышла в "Финал четырёх"?
– Только когда на табло загорелись нули. Оба матча с "Загребом" вышли сверхнапряжёнными, и невозможно было расслабиться до финальной сирены. Впрочем, это хорошо, потому что в баскетболе порой происходят невероятные вещи.

– В полуфинале вашим подопечным будет противостоять "Скаволини", что-нибудь об этой команде знаете, следили за её выступлением?
– Это команда европейского уровня, с впечатляющей историей. Я несколько раз встречался с ней в бытность игроком. Итальянцы всегда отличались агрессивным баскетболом, с ними всегда было трудно играть. Впрочем, с любой командой, из тех, что пробились в "Финале четырёх", в любом случае было бы тяжело – все соперники сильные и опасные. До полуфинала другие добраться просто не могли.

– Времени на то, чтобы собрать материал и подготовиться, хватит?
– Подготовимся, конечно. Правда, с 7 апреля начинается третий круг чемпионата России, где нам предстоит решать свои проблемы – попасть в плей-офф и занять там как можно более высокое место. Но, конечно, и к "Финалу четырёх" будем готовиться, уделим ему повышенное внимание, ведь не каждый год выпадает шанс побороться за еврокубок.

– Не обсуждали ещё с руководством – будет Самара претендовать на проведение "Финала четырёх" или нет?
– Мы уже подали заявку на его проведение, но всё будет решаться в администрации FIBA.

– Если позволите, вернёмся к вашему назначению…
– После того как в апреле прошлого года команда "Спартак-Приморье", которой я руководил, снялась с чемпионата России, я фактически был безработным. Правда, я без дела не сидел, просматривал игры чемпионата Испании, следил за последними тенденциями, анализировал некоторые матчи, одним словом, из баскетбола не выпадал. В начале января мне позвонили из руководства "Красных Крыльев" – сделал это Сергей Юрьевич Тимофеев — и предложили возглавить команду.

– Согласие дали сразу?
– Любое решение нужно обдумать, но, скажем так, я долго не задумывался.

– По прошествии двух месяцев можете сказать, насколько амбиции клуба совпадают с его возможностями и с какой главной проблемой вы столкнулись, когда пришли в клуб?
– Пока, тьфу-тьфу-тьфу, никаких проблем с клубом не возникало – ни финансовых, ни организационных. А амбиции есть у всех — и у игрока, который выходит на площадку и хочет обыграть своего оппонента, и у тренера, который хочет только победы в каждом матче, и у руководства команды, которое желает видеть свой клуб как можно выше в турнирной таблице.

– Если говорить о команде, то вы уже можете заявить, что полностью контролируете коллектив и чувствуете его?
– Я надеюсь, что хорошо знаю своих баскетболистов. С некоторыми я сам играл, некоторых наблюдал в чемпионате России. Надеюсь, что я их не то что контролирую, но, скажем так, чувствую уж точно.

– Насколько серьёзно, на ваш взгляд, может прибавить команда? Запас прочности у неё большой?
– Пределы человеческих сил в принципе ещё никем не изучены. Но главное, что команда два последних месяца много побеждает, причём побеждает в тяжёлых играх, когда идёт борьба очко в очко, а это придаёт дополнительный стимул и создаёт психологию победителя. Ребята выходят на площадку не с мыслью о том, что сейчас мы опять можем проиграть, а с гордо поднятой головой и уверенностью в себе, что, поверьте мне, очень важно.

– Возможно, немного провокационный вопрос, но всё-таки: самарские журналисты говорили, что Зозулину приходилось сильно материться на тренировках и во время матчей, чтобы заставить команду играть. Вам удаётся справляться с нервами при общении с подопечными?
– Не знаю точно, мне кажется, что да. А по поводу, матерюсь я или нет, вам надо не у меня спрашивать (смеётся).

– Нет, меня интересует вопрос не матершины, а контакта с баскетболистами – просто, по слухам, Зозулин даже не мог объяснить иностранцам, как им нужно действовать в той или иной ситуации…
– Если команда достигает определённых успехов, значит, мне удалось найти контакт не только с российскими игроками, но и с иностранными – вот и весь ответ. Ларчик просто открывается – есть результат, значит, есть и контакт между тренером и игроками, а на нет и суда нет.

– При Зозулине игра "Крыльев" строилась преимущественно через маленьких баскетболистов и рассчитана была в каком-то смысле на их индивидуальные действия – немного авантюрный run’n’gun. Вы, судя по всему, не стали что-то принципиально менять, внесли лишь некоторые изменения и предпочитаете задумываться об изменениях позже…
– Конечно, резко менять с первых дней я ничего не стал – считаю нецелесообразным ломать всю систему. Потихоньку я вводил некоторые моменты, которые потом помогли нам во многих играх. На сегодняшний день, считаю, у нас всё в порядке и с теми игроками, которые присутствуют в команде. Будет следующий год, следующие игроки, следующий состав – тогда и будем думать о тактике и стратегии команды на сезон.

– Руководство ставит перед вами какие-то конкретные цели на концовку сезона?
– В администрации клуба здравомыслящие люди, понимающие ситуацию в российском баскетболе. Единственное, что с самого начала от меня требуют побед и настолько высокого места, насколько будет возможно. Как видите, стараюсь…
Источник http://www.championat.ru/basketball/article-53222.html